Социальная ответственность бизнеса

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социальная ответственность бизнеса
признание предпринимателями и топ- менеджментом того, что бизнес – это не только стремление к коммерческому успеху, но и служение обществу.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Социальная ответственность бизнеса
Одним из ключевых понятий российского общественно-полит ического дискурса в 2003-2005г.г. стала «социальная ответственность бизнеса». Это произошло в ситуации лишения крупных бизнесменов политического влияния и открытой враждебности власти любым попыткам «политической самодеятельности» со стороны держателей контрольных пакетов крупнейших отраслей российской экономики. Новая общественная позиция политически разоружившихся «капитанов индустрии» была сформулирована как «социальная ответственность бизнеса». Под этим чаще всего понимался комплекс особенностей поведения крупных бизнесменов, таких как политическая лояльность власти, готовность поддерживать, в том числе финансово, выдвигаемые ею проекты (от фонда поддержки членов семей погибших военнослужащих до реконструкции Константиновского дворца под Санкт-Петербургом).
Позднее сюда добавились обязательства не держать собственность в оффшорах, платить налоги, «вкладывать здесь», т.е. инвестировать в национальную экономику, и всячески поддерживать местные сообщества тех территорий, где располагаются контролируемые данным бизнесменом предприятия. Такой подход, не вызвав особого сопротивления со стороны «равноудаленных олигархов», натолкнулся на весьма напряженное и зачастую оппозиционное отношение среднего предпринимательского слоя, не говоря уже о малом бизнесе. Альтернативное видение социальной ответственности, рекламируемое бизнесменами средней руки, предполагает, что она исчерпывается своевременной и полной уплатой налогов (а в случае с малым бизнесом — и вовсе созданием рабочих мест), не требуя сверх того ни финансовых пожертвований на указанные властью направления, ни корректировки экономических решений, принимаемых бизнесом, с учетом их социальной значимости.
Рассуждая о социальной ответственности бизнеса, россияне только еще определяются с ее пониманием, ибо сам термин для них достаточно нов и пока не органичен. Но для двух третей (62%) из них ближе расширительная трактовка, включающая в это понятие, помимо уплаты налогов, участие бизнеса в решении различных социальных проблем страны и отдельных регионов в сфере медицины, образования, благоустройства территорий и т.д.
Узко либеральное понимание социальной ответственности (налоги и ничего сверх того) разделяет лишь четверть россиян (25%).
Основными признаками социально ответственного бизнеса россияне считают выполнение обязательств перед работниками и государством (этот критерий отметили 34% опрошенных), производство качественной продукции (27%), выполнение деловых обязательств перед клиентами и партнерами (25%), создание новых рабочих мест (23%), финансирование социальных программ для сотрудников (20%). Заметно реже встречается мнение, что предприниматели обязаны учитывать интересы местного населения (12%) и участвовать в местных социальных программах (11%), быть непричастны к коррупции (8%), точно соблюдать законы (7%), вести благотворительную деятельность (7%) и сотрудничать с профсоюзами (4%).
В первую очередь россияне ждут от бизнеса решения различных социально-экономических проблем в рамках его непосредственной компетенции — создания новых рабочих мест (65% опрошенных), предоставления социальных гарантий («социального пакета») работникам своих предприятий (33%). На втором месте по степени востребованности стоит участие бизнеса в благоустройстве территориальных сообществ — строительство городских социальных объектов (детских садов, школ, больниц, спортивных сооружений — 24%), собственно благоустройство территорий (строительство дорог, вывоз мусора, озеленение и т.д. — 19%).
Примерно каждый десятый россиянин считает необходимым такие благотворительные акции бизнеса, как финансирование научных и образовательных проектов (грантов, стипендий), осуществление специальных программ, например, по борьбе со СПИДом, наркоманией, беспризорностью.
Однако ожидания людей пока слабо совпадают с реальной деятельностью российских предпринимателей. Исследования ВЦИОМ показывают, что если с задачей создания и поддержания территориальной социальной инфраструктуры бизнес, по мнению населения, еще справляется, то со своими «прямыми» обязанностями — созданием новых рабочих мест, улучшением социальных условий работы на своих предприятиях — нет. Во всяком случае, ожидания россиян и их оценки реального положения дел в этих сферах расходятся в три-четыре раза. Например, создание бизнесом новых рабочих мест считают важным 65% опрошенных, но реальное участие бизнеса в этом процессе отмечают лишь 24%. В отношении предоставления бизнесом дополнительного «социального пакета» работникам своих предприятий ожидания и оценки реального участия соотносятся как 33 и 8%. И, наоборот, активная роль бизнеса отмечается в тех направлениях, где общество в ней не так уж и нуждается — меценатство, проведение культурных, спортивных мероприятий, восстановление и строительство религиозных сооружений.
Возможности усиления социальной ответственности бизнеса россияне во многом связывают с государством, его политикой.
Наиболее эффективными мерами, которые способствовали бы росту социальной ответственности предпринимателей, представляются специальная система государственных поощрений социально ответственных предпринимателей, например, в форме налоговых льгот, государственных заказов и т.п. (так думают 27% респондентов). Получили бы поддержку разработка и внедрение специальной системы показателей, по которой бизнесмены отчитывались бы перед властью и обществом о своей социальной деятельности (25%). Кроме того, государству необходимо самому проявлять социальную ответственность (20%), а также вывести бизнес из «тени» и последовательно бороться с теми, кто уклоняется от уплаты налогов (по 17%).
Реже респонденты полагают, что государству нужно разработать этический кодекс ведения бизнеса и стимулировать его исполнение (14%); создать специальный фонд, в который бы предприниматели вкладывали средства, и эти деньги тратились бы на социальные программы (10%). И уж совсем непопулярной является идея проведения показательных процессов против отдельных компаний и бизнесменов (6%). Не даст, по мнению россиян, хорошего результата и прямо противоположный подход — освобождение бизнеса от «излишнего» внимания со стороны государства, силовых структур, различных проверяющих (6%). Будущее страны большинство граждан так или иначе связывают с рынком и рыночными отношениями. Но признавая рыночные отношения магистральным направлением развития экономики страны, большинство россиян не принимают капитализм в его нынешнем варианте. Оценивая современный отечественный бизнес, граждане в основном считают его не патриотичным, а компрадорским, не созидательным, а паразитическим, не ответственным, а социально безответственным. На повестку дня выходит вопрос о неком общем знаменателе, который гармонизировал бы отношения бизнеса и общества. Этим-то знаменателем и может, при определенных условиях, стать социально ответственное поведение бизнеса.
В. В. Федоров

Источник: Словарь политических терминов.

|