Социальная ответственность бизнеса

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социальная ответственность бизнеса
признание предпринимателями и топ- менеджментом того, что бизнес – это не только стремление к коммерческому успеху, но и служение обществу.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Социальная ответственность бизнеса
Одним из ключевых понятий российского общественно-полит ического дискурса в 2003-2005г.г. стала «социальная ответственность бизнеса». Это произошло в ситуации лишения крупных бизнесменов политического влияния и открытой враждебности власти любым попыткам «политической самодеятельности» со стороны держателей контрольных пакетов крупнейших отраслей российской экономики. Новая общественная позиция политически разоружившихся «капитанов индустрии» была сформулирована как «социальная ответственность бизнеса». Под этим чаще всего понимался комплекс особенностей поведения крупных бизнесменов, таких как политическая лояльность власти, готовность поддерживать, в том числе финансово, выдвигаемые ею проекты (от фонда поддержки членов семей погибших военнослужащих до реконструкции Константиновского дворца под Санкт-Петербургом).
Позднее сюда добавились обязательства не держать собственность в оффшорах, платить налоги, «вкладывать здесь», т.е. инвестировать в национальную экономику, и всячески поддерживать местные сообщества тех территорий, где располагаются контролируемые данным бизнесменом предприятия. Такой подход, не вызвав особого сопротивления со стороны «равноудаленных олигархов», натолкнулся на весьма напряженное и зачастую оппозиционное отношение среднего предпринимательского слоя, не говоря уже о малом бизнесе. Альтернативное видение социальной ответственности, рекламируемое бизнесменами средней руки, предполагает, что она исчерпывается своевременной и полной уплатой налогов (а в случае с малым бизнесом — и вовсе созданием рабочих мест), не требуя сверх того ни финансовых пожертвований на указанные властью направления, ни корректировки экономических решений, принимаемых бизнесом, с учетом их социальной значимости.
Рассуждая о социальной ответственности бизнеса, россияне только еще определяются с ее пониманием, ибо сам термин для них достаточно нов и пока не органичен. Но для двух третей (62%) из них ближе расширительная трактовка, включающая в это понятие, помимо уплаты налогов, участие бизнеса в решении различных социальных проблем страны и отдельных регионов в сфере медицины, образования, благоустройства территорий и т.д.
Узко либеральное понимание социальной ответственности (налоги и ничего сверх того) разделяет лишь четверть россиян (25%).
Основными признаками социально ответственного бизнеса россияне считают выполнение обязательств перед работниками и государством (этот критерий отметили 34% опрошенных), производство качественной продукции (27%), выполнение деловых обязательств перед клиентами и партнерами (25%), создание новых рабочих мест (23%), финансирование социальных программ для сотрудников (20%). Заметно реже встречается мнение, что предприниматели обязаны учитывать интересы местного населения (12%) и участвовать в местных социальных программах (11%), быть непричастны к коррупции (8%), точно соблюдать законы (7%), вести благотворительную деятельность (7%) и сотрудничать с профсоюзами (4%).
В первую очередь россияне ждут от бизнеса решения различных социально-экономических проблем в рамках его непосредственной компетенции — создания новых рабочих мест (65% опрошенных), предоставления социальных гарантий («социального пакета») работникам своих предприятий (33%). На втором месте по степени востребованности стоит участие бизнеса в благоустройстве территориальных сообществ — строительство городских социальных объектов (детских садов, школ, больниц, спортивных сооружений — 24%), собственно благоустройство территорий (строительство дорог, вывоз мусора, озеленение и т.д. — 19%).
Примерно каждый десятый россиянин считает необходимым такие благотворительные акции бизнеса, как финансирование научных и образовательных проектов (грантов, стипендий), осуществление специальных программ, например, по борьбе со СПИДом, наркоманией, беспризорностью.
Однако ожидания людей пока слабо совпадают с реальной деятельностью российских предпринимателей. Исследования ВЦИОМ показывают, что если с задачей создания и поддержания территориальной социальной инфраструктуры бизнес, по мнению населения, еще справляется, то со своими «прямыми» обязанностями — созданием новых рабочих мест, улучшением социальных условий работы на своих предприятиях — нет. Во всяком случае, ожидания россиян и их оценки реального положения дел в этих сферах расходятся в три-четыре раза. Например, создание бизнесом новых рабочих мест считают важным 65% опрошенных, но реальное участие бизнеса в этом процессе отмечают лишь 24%. В отношении предоставления бизнесом дополнительного «социального пакета» работникам своих предприятий ожидания и оценки реального участия соотносятся как 33 и 8%. И, наоборот, активная роль бизнеса отмечается в тех направлениях, где общество в ней не так уж и нуждается — меценатство, проведение культурных, спортивных мероприятий, восстановление и строительство религиозных сооружений.
Возможности усиления социальной ответственности бизнеса россияне во многом связывают с государством, его политикой.
Наиболее эффективными мерами, которые способствовали бы росту социальной ответственности предпринимателей, представляются специальная система государственных поощрений социально ответственных предпринимателей, например, в форме налоговых льгот, государственных заказов и т.п. (так думают 27% респондентов). Получили бы поддержку разработка и внедрение специальной системы показателей, по которой бизнесмены отчитывались бы перед властью и обществом о своей социальной деятельности (25%). Кроме того, государству необходимо самому проявлять социальную ответственность (20%), а также вывести бизнес из «тени» и последовательно бороться с теми, кто уклоняется от уплаты налогов (по 17%).
Реже респонденты полагают, что государству нужно разработать этический кодекс ведения бизнеса и стимулировать его исполнение (14%); создать специальный фонд, в который бы предприниматели вкладывали средства, и эти деньги тратились бы на социальные программы (10%). И уж совсем непопулярной является идея проведения показательных процессов против отдельных компаний и бизнесменов (6%). Не даст, по мнению россиян, хорошего результата и прямо противоположный подход — освобождение бизнеса от «излишнего» внимания со стороны государства, силовых структур, различных проверяющих (6%). Будущее страны большинство граждан так или иначе связывают с рынком и рыночными отношениями. Но признавая рыночные отношения магистральным направлением развития экономики страны, большинство россиян не принимают капитализм в его нынешнем варианте. Оценивая современный отечественный бизнес, граждане в основном считают его не патриотичным, а компрадорским, не созидательным, а паразитическим, не ответственным, а социально безответственным. На повестку дня выходит вопрос о неком общем знаменателе, который гармонизировал бы отношения бизнеса и общества. Этим-то знаменателем и может, при определенных условиях, стать социально ответственное поведение бизнеса.
В. В. Федоров

Источник: Словарь политических терминов.

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
940.23 кб

За социальную ответственность бизнеса

24 апреля 2008 г. в Москве, в Президент-Отеле прошла III торжественная церемония награждения Международной почетной премией «За социальную ответственность бизнеса» и приём в честь лауреатов.
Читать PDF
739.18 кб

Социальная ответственность бизнеса и образование

Власова Ольга Ефимовна, Сперанский Олег Владимирович
В статье рассмотрены различные подходы к пониманию сущности и основных слагаемых социальной ответственности бизнеса в разных странах, в том числе в России, и проанализировано участие бизнеса в образовательной политике; роль благот
Читать PDF
307.00 кб

Малый бизнес на пути к социальной ответственности

Стрижов С.А.
Статья посвящена проблеме социальной ответственности отечественного малого бизнеса. Автор анализирует критерии, следование которым в своей практике позволит отнести субъект малого бизнеса к категории социально ответственных.
Читать PDF
342.18 кб

Социальная ответственность бизнеса: широкий взгляд

Виттенберг Евгений Яковлевич
Читать PDF
290.30 кб

Социальная ответственность: в образовании и бизнесе

Джавахидзе Лаура Борисовна
Статья посвящена рассмотрению формирования социальной ответственности старшеклассников в школе как одной из приоритетной потребности современного бизнеса и общества в целом.
Читать PDF
368.44 кб

Бизнес-элита как субъект социальной ответственности

Сукиасян А. Х.
Читать PDF
671.05 кб

Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса

Горошилов А. А., Карибов А. П.
Читать PDF
160.61 кб

Социальная ответственность бизнеса и социальный контроль

Забродин Вадим Юрьевич
В статье рассматривается генезис и необходимые предпосылки формирования феномена социальной ответственности в связи с развитостью и действенностью формальных и неформальных систем социального контроля.
Читать PDF
140.72 кб

Социальная ответственность бизнеса в представлениях россиян

Устинова О.В., Пивоварова И.В., Ракша И.Р.
В современных условиях актуализируется роль предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Российской Федерации. В статье рассматриваются проблемы социальной ответственности бизнес-структур.
Читать PDF
135.89 кб

Механизм институционализации социальной ответственности бизнеса

Сукиасян Артур Хачатурович, Евстифеева Ольга Геннадьевна
В данной статье представлено авторское понимание механизма институционализации социальной ответственности бизнеса на региональном пространстве.
Читать PDF
447.79 кб

Факторы личной социальной ответственности российских бизнесменов

Камнева Е.В.
В статье анализируются психологические характеристики бизнесменов в контексте личной социальной ответственности, которая рассматривается в контексте социальной зрелости личности.
Читать PDF
324.79 кб

Социальная ответственность бизнеса как социологическая категория

Боброва Елена Борисовна
Статья посвящена актуальным проблемам социальной ответственности бизнеса в современных российских условиях; сделан анализ экономического обоснования необходимости внедрения принципов СОБ в практику бизнеса на примере социальной по
Читать PDF
77.44 кб

Структурно-функциональный анализ социальной ответственности бизнеса

Кузеванова А. Л.
В статье с позиций структурно-функционального подхода анализируется содержание социальной ответственности бизнеса.
Читать PDF
544.63 кб

Социальная ответственность бизнеса в контексте философии маркетинга

Мамченков Дмитрий Валерьевич
Статья приоткрывает проблемное поле и категориальный аппарат философии маркетинга в ее связи с философией техники и с проблемой социальной ответственности бизнеса.
Читать PDF
219.63 кб

О социальной ответственности власти и бизнеса за здоровье работающих

В. В. Захаренков, Ю. А. Григорьев, Е. Н. Репин, А. М. Олещенко, Г. И. Чеченин