СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.
Социал-демократия придерживается реформистской (ревизионистской) традиции в социализме и исходит из того, что решать проблему социального неравенства следует через более активные действия государства в рамках существующей структуры капиталистической экономической системы. Влияние социал-демократии возросло после 1945г., когда считалось, что в ряде стран капитализм сумел обеспечить рабочему классу немалые блага (как, например, более высокий уровень жизни и возможность социальной мобильности), что, в свою очередь, снизило уровень противостояния социальных классов.
Особую роль в выработке политики социал-демократии сыграл лорд Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). Он утверждал, что рыночная экономика вкупе с усилиями государства по контролю за уровнем спроса способна эффективно работать на разрешение проблемы безработицы. Предложенная Кейнсом политика управления спросом была взята на вооружение рядом социалистических партий как альтернатива государственному контролю над экономикой.
Кроме того, социал-демократия стремилась решить социальные проблемы, от которых страдают беднейшие слои общества, через построение государства всеобщего благосостояния. Под этим понятием подразумевается механизм перераспределения ресурсов в рамках самого общества, поскольку финансироваться всеобщее благополучие должно за счет государственных средств, полученных в виде налогов с дохода, и таким образом богатые должны участвовать в поддержании здоровья и материального достатка бедных. Социал-демократия также ассоциируется с другими проектами, цель которых состоит в облегчении доступа малоимущих сограждан к ряду социальных благ, включая жилье и образование.
Между социал-демократами и ортодоксальными социалистами существует несколько ключевых различий. Первые рассматривают национализацию лишь как одно из многих возможных средств сохранения влияния государства на экономику. Ортодоксы считают, что политика социал-демократов, скажем, по созданию государства всеобщего благосостояния не столько способствует построению социалистического общества, сколько мешает развитию классового самосознания и, следовательно, продлевает век капитализма.
См. также статьи «Капитализм», «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Равенство», «Социализм».
Источник: 101 ключевая идея политика
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Литература: Современная социал-демократия Словарь-справочник М 1990, Ястржебский С. В Социал-демократия в современном мире М , 1991, Перегудов С. Социал-демократическая модель общественных отношений // Мировая экономика и международные отношения, 1990 № 5
Источник: Толковый политический словарь
Социал-демократия - это партии, имеющие разные названия -социал-демократические, социалистические, лейбористские, рабочие. В настоящее время в мире насчитывается более 80 партий этой ориентации, имеющих около 20 миллионов членов, за которых голосуют более 200 миллионов избирателей. Половина этих партий либо возглавляет в последнее десятилетие правительства соответствующих государств, либо входила в различного рода правящие коалиции. Так, однопартийные правительства в разное время формировали Австралийская лейбористская партия, Социалистическая партия Австрии, Демократическое действие Венесуэлы, Испанская социалистическая рабочая партия, Норвежская рабочая партия, Социал-демократическая рабочая партия Швеции и др. В коалиции входили Партия труда Израиля, Итальянская социалистическая партия, социал-демократическая партия Финляндии и т.д.
Как идейно-политическое течение социал-демократия возникла на определенной стадии развития буржуазного общества в странах, достигших среднего уровня промышленного развития. Для функционирования социал-демократии нужны определенные политические условия: высокая степень устойчивых демократических институтов власти, политический плюрализм, закрепленный соответствующими законодательными актами, правовое государство и т.д.
Социал-демократические партии имеют ряд объединяющих их признаков: 1.Их идейна общность - выдвижение концепции демократического социализма, трактуемой не только как идеал, но и как процесс деятельности, не ограниченный каким-то определенным отрезком времени социально-политических и экономических преобразований; 2.Прочные, устойчивые связи с профсоюзным движением, с различными категориями работополучателей как физического, так и умственного труда; 3.Приверженность принципу политического консенсуса при решении различных проблем, свойственных тому или иному государству; 4.Идея признания приоритета социальной цели над экономической присуща всем разновидностям социал-демократической мысли и практики.
Теоретики, исследующие социал-демократию, выделяют две группы партий, каждая из которых имеет общие черты. Так, в социалистических партиях Северной Европы, Великобритании, Австрии, Швейцарии и ФРГ получила распространение концепция "функционального социализма". В ней проблема форм собственности уже не стоит в центре социалистической стратегии, конечной цели. Главное - это воздействие различных общественных институтов на реальное экономическое право распоряжения в условиях рыночных отношений.
Вторая группа социалистических партий, действующих в западноевропейских странах Средиземноморья и позднее в Великобритании, ориентированы на теорию разрыва с капиталистической логикой. В соответствии с этой теорией ключевые отрасли промышленности обобществляются, создается доминирующий общественный сектор и используются преимущества государственного планирования. Такая экономическая логика, по мнению этих партий, только и может быть признана социалистической.
Программы социальных реформ включают в себя три основных момента: 1.Постоянство высоких темпов экономического роста; 2.Создание и развитие системы социального обеспечения и обслуживания ("государство благосостояния"); 3.Широкое использование механизмов государственного регулирования экономики.
Нельзя не заметить, что реализация этих основных социально-экономических установок социал-демократии усиливают кризисные процессы в экономике, ведут к разрушению рыночного механизма. Социальные реформы осуществляются за счет роста налогового пресса и инфляционной политики, путем перераспределения средств от "богатых" к "бедным", сокращения инвестиционной активности, размывания капиталов, возрастания размеров государственной задолженности и т.д. Преследуя социальные цели формирования "государства благосостояния", социал-демократия ослабляет экономический фундамент того же самого роста благосостояния.
Экологические ориентиры стали занимать в концептуальном багаже важное место. Социал-демократы отстаивают экологически сбалансированное развитие; рост, учитывающий комплексное решение экологических и социальных задач; обеспечение качества жизни, производства и труда.
Социал-демократии за свою более чем столетнюю деятельность подтверждает, что она постоянно связана с поисками ответов на вызовы социальной и политической действительности, складывающейся в различных странах и на мировой арене в целом. Социал-демократия старается отвечать этим вызовам современными способами, не утрачивая тем самым общественной актуальности.
Источник: Словарь по политологии
Широкая социальная база социал-демократии является источником силы и влияния этих партий, так как позволяет им иметь связи с различными слоями населения, но, вместе с тем, это и источником трудностей и противоречий в них, поскольку позиции и интересы разных социальных слоев нередко различны. Вследствие этого программные документы, политические заявления и предвыборные платформы социал-демократов имеют, как правило, компромиссный характер, они подчас расплывчаты, противоречивы.
Организационные принципы социал-демократических партий характеризуются внутрипартийной демократией, свободой дискуссий, автономией парторганизаций, существованием фракций, выдвижением альтернативных проектов, терпимостью к инакомыслию. Идеологической основой социал-демократии является доктрина демократического социализма, основными ценностями которого провозглашается свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность.
Решающим условием утверждения социализма и самой его сутью социал-демократия считает осуществление подлинной демократии во всех сферах жизни общества - политической, экономической и социальной. Политическая демократия должна обеспечить все права и свободы граждан, гарантировать существование парламентской системы, всеобщее избирательное право, многопартийность, право на политическую оппозицию, господство закона, реальное участие граждан в управлении общественными делами.
Экономическая демократия, но социал-демократической концепции, призвана обеспечить создание такой экономической системы, которая бы гарантировала использование всех общественных богатств в интересах граждан, утверждение контроля общества над экономикой, многообразие форм собственности, определяющую роль рынка и активное участие государства в развитии экономики, различные формы участия трудящихся в управлении производсгвом как на предприятиях, так и в рамках всего общества.
Конечная цель социал-демократии состоит в достижении социальной демократии, т.е. в обеспечении всех социальных прав трудящихся (право на труд, образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), в ликвидации всех форм социального гнета, дискриминации, эксплуатации человека человеком, в гарантии условий для свободного развития каждой личности как условия свободного развития всех и общества в целом.
Цели демократического социализма, как подчеркивают социал-демократические партии, должны достигаться мирными, демократическими средствами, путем постепенной эволюции общества, с помощью реформ, классового сотрудничества, в рамках и при поддержке демократического государства, утвердившегося в странах Запада. Социал-демократия отвергает насильственные методы, диктатуру и беззаконие для достижения целей социализма.
Оценивая итоги деятельности социал-демократических партий в послевоенные десятилетия, следует отметить два основных момента: во-первых, очевидно, что социал-демократия нигде не смогла осуществить свой идеал демократического социализма, хотя во многих странах она немало лет была у власти (Австрия, Англия. Франция, Швеция. Норвегия. Финляндия и др.). Более того, нередко социал-демократические партии, их лидеры шли на такие уступки буржуазии и крупному капиталу, которые противоречили коренным интересам трудящихся, самой концепции демократического социализма; во-вторых, было бы неверно представлять социал-демократию в виде такого движения, которое отражает и защищает интересы буржуазии. Объективная оценка социал-демократической деятельности свидетельствует о том, что, прежде всего, она отражала и защищала интересы трудящихся. Значителен их вклад в защиту демократических нрав трудящихся, становление благосостояния государства, улучшение материального положения трудящихся, продвижение их стран по пути социального прогресса, в утверждении всеобщего мира и международной безопасности, в улучшении отношений между Западом и Востоком, в решении проблем «третьего мира».
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Термин «С.д.» появился в последней трети 19 в., в период образования в Европе партий рабочего класса. Вначале эти партии, входившие в Первый, а после 1889 во Второй Интернационал, стояли на позициях революционного марксизма. Однако на рубеже 1920 вв. в С.д. усиливаются ревизионистские, оппортунистические тенденции. В годы первой мировой войны большинство с.д. партий перешли на позиции открытого социал-шовинизма. Размежевание между марксистско-интернационалистским (будущим коммунистическим) и оппортунистическо-шовинистским течениями в С.д. привело к расколу международного рабочего движения. В 191823 происходит идейно-политическое и организационное (в рядах Рабочего социалистического интернационала [РСИ]) оформление С.д. как реформистского течения.
В последовавшие непосредственно после Октября годы революционного подъема С.д. ряда государств (напр., Германии, Австрии, стран Восточной Европы) пыталась сдержать классовую борьбу, не допустить пролетарских революций. В период временной стабилизации капитализма она, войдя в правительства ряда стран (Великобритании, Германии, Швеции, Дании), стремилась ограничивать свою деятельность частичными реформами, не подрывающими основ эксплуататорского общества. С.д. таких стран, как Германия, Австрия, Италия, Венгрия, не использовала всех возможностей для предотвращения фашистской угрозы и оказалась бессильной перед лицом реакционных сил, тесно связанных с крупным капиталом. В 30-е гг. социалисты Франции, Испании объединили усилия с коммунистами в борьбе против фашизма под знаком Народного фронта. На низовом уровне оба течения рабочего движения сотрудничали в Германии, Австрии, Италии. Однако головная организация С.д. РСИ, как правило, отвергала призывы Коминтерна к единым действиям. В первые годы после победы над фашизмом с.д. партии сотрудничали с коммунистами в правительствах ряда капиталистических государств, участвуя в проведении нек-рых важных для трудящихся демократических и социальных преобразований. Однако в годы холодной войны вновь усилилась эволюция С.д. вправо как в области внутренней и внешней политики, так и идеологии. В сфере теории происходил дальнейший отход от позиций научного социализма. Во внутриполитической деятельности С.д. все четче прослеживалось ее приспособление к нуждам государственно-монополистической системы, подчинение им коренных интересов трудящихся. В сфере международных отношений большинство с.д. партий поддерживали общую политическую линию Запада.
В кон. 60-х 1-й пол. 70-х гг. С.д., прежде всего под влиянием миролюбивой внешней политики стран социализма, внесла определенный вклад в процесс международной разрядки, нормализации отношений Запада со странами Восточной Европы. Нек-рые с.д. лидеры, учитывая новый подъем освободительного движения, признали справедливость политических, экономических и социальных требований народов развивающихся государств. С середины 70-х гг. в условиях обострения общего кризиса капитализма С.д. все чаще выдвигает требования, учитывающие антимонополистические настроения трудящихся. Придя к власти в начале 80-х гг., социалистические партии ряда стран (Франция, Испания, Греция) провели, при поддержке местных компартий, ряд важных демократических и социальных преобразований. Показательно и стремление С.д. к большему, чем прежде, отмежеванию от консервативных сил капиталистического общества. В 80-е гг.
С.д. по прежнему остается одной из наиболее влиятельных политических сил. Партии члены Социнтерна время от времени возглавляют правительства капиталистических государств самостоятельно или в коалиции с др. партиями. Но и находясь в оппозиции, они оказывают влияние на политический курс своих стран, используя для этого также свое положение в органах местного самоуправления, в профсоюзных организациях и массовых демократических движениях.
При всех колебаниях идейно-политического характера первостепенным для оценки С.д. и выработки стратегии взаимоотношений с ней является особенно обозначившаяся в 1-й пол. 80-х гг. ее позитивная роль в процессе борьбы за предотвращение ядерной войны. Большинство с.д. партий выступают за восстановление разрядки, против гонки вооружений, в частности против планов «звездных войн», за проведение администрацией США серьезного диалога с СССР по разоружению. Многие социал-демократы, в т.ч. и лидеры нек-рых партий, активно участвуют в антивоенном движении. В 80-е гг. ряд с.д. партий развивал контакты с КПСС. На XXVII съезде присутствовали представители 15 партий членов Социнтерна. Еще большее число с.д. партий участвовало в качестве гостей в праздновании 70летия Великого Октября и встрече представителей партий и движений.
КПСС исходит из того, что, «как бы ни были глубоки расхождения между различными течениями рабочего движения, это не препятствие для плодотворного и систематического обмена мнениями, для параллельных или совместных действий против военной опасности, за оздоровление международной обстановки, ликвидацию остатков колониализма, за интересы и права трудящихся» (Программа КПСС, ч. 3, разд. IV, с. 182).
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987