направление обществоведения, сводящее закономерности развития общества к закономерностям биологической эволюции, в частности рассматривающее естественный отбор как определяющий фактор общественной жизни.
СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ
СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ
социологическая теория, которая интерпретирует общество на основе законов естественного отбора и борьбы за существование, сформулированных Ч. Дарвином в середине XIX в. для биологической сферы. Данное направление возникает в рамках позитивизма (Г. Спенсер,
Т. Мальтус, А. Смолл). Ряд социологов и политологов опирались на социал-дарвинизм при выдвижении реформистских идей в политике (А. Смолл). Другие отстаивали идеи консерватизма, обосновывая необходимость в обществе стихийного процесса, который естественным путем корректирует политические и общественные отношения (Самнер). Психологическое направление (У. Беджгот) обратило внимание на формы и механизмы осмысления политических и социальных процессов и формирования на этой основе политического поведения. Основная проблема социал-дарвинизма заключается в определении обоснованности форм редукции - сведения социальных процессов к социобиологическим. Это противоречие время от времени приводит к смене парадигм, школ и направлений в развитии этой формы мысли.
Т. Мальтус, А. Смолл). Ряд социологов и политологов опирались на социал-дарвинизм при выдвижении реформистских идей в политике (А. Смолл). Другие отстаивали идеи консерватизма, обосновывая необходимость в обществе стихийного процесса, который естественным путем корректирует политические и общественные отношения (Самнер). Психологическое направление (У. Беджгот) обратило внимание на формы и механизмы осмысления политических и социальных процессов и формирования на этой основе политического поведения. Основная проблема социал-дарвинизма заключается в определении обоснованности форм редукции - сведения социальных процессов к социобиологическим. Это противоречие время от времени приводит к смене парадигм, школ и направлений в развитии этой формы мысли.
Источник: Словарь по политологии
СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ
течение в общественных науках в XIX — XX вв., сводящее законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т. д. . Т. е. социал-дарвинизму свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни. Наиболее ранним предшественником социал-дарвинизма явился Т. Мальтус, а непосредственным его инициатором — Г. Спенсер. Социал-дарвинизм в известной мере обосновывал связь биологических и социальных процессов и в противовес теориям, рассматривавшим общество как гармоническое целое, подчеркивал конфликтный и противоречивый характер общественного развития .
При этом надо отметить, что сам Ч. Дарвин не был «социал-дарвинистом». Он неоднократно говорил о своем несогласии с утверждениями Г. Спенсера и его концепцией прогресса, ни в коем случае не сводил все многообразие отношений в природе к конкуренции и борьбе. Но социал-дарвинизм получил сильный начальный импульс из идеологии, когда в нее вернулось эволюционное учение. Идеологи рыночной экономики черпали из дарвинизма аргументы в обоснование ее естественного права, предполагающего вытеснение и гибель слабых, неспособных или отстающих в своей эволюции. «Бедность бездарных, — пишет Г. Спенсер, — несчастья, обрушивающиеся на неблагоразумных, голод, изнуряющий бездельников, и то, что сильные оттесняют слабых, оставляя многих «на мели и в нищете» — все это воля мудрого и всеблагого провидения». То есть, социальное расслоение — «естественный» порядок и освящен наукой .
Как видно, в России адепты демократии и либерализма во всю пытаются внедрить принципы социал-дарвинизма, хотя на Западе этот подход в открытом виде уже давно не применяется. Но здесь, в Российской Федерации, могут открыто говорить о неприспособленности Русского народа, о его малой эффективности, о невозможности его гармоничного вхождения в прогрессивное мировое сообщество. Тем самым банальная русофобия подкрепляется неким наукообразием.
См. также: миграционная политика, новое мышление.
При этом надо отметить, что сам Ч. Дарвин не был «социал-дарвинистом». Он неоднократно говорил о своем несогласии с утверждениями Г. Спенсера и его концепцией прогресса, ни в коем случае не сводил все многообразие отношений в природе к конкуренции и борьбе. Но социал-дарвинизм получил сильный начальный импульс из идеологии, когда в нее вернулось эволюционное учение. Идеологи рыночной экономики черпали из дарвинизма аргументы в обоснование ее естественного права, предполагающего вытеснение и гибель слабых, неспособных или отстающих в своей эволюции. «Бедность бездарных, — пишет Г. Спенсер, — несчастья, обрушивающиеся на неблагоразумных, голод, изнуряющий бездельников, и то, что сильные оттесняют слабых, оставляя многих «на мели и в нищете» — все это воля мудрого и всеблагого провидения». То есть, социальное расслоение — «естественный» порядок и освящен наукой .
Как видно, в России адепты демократии и либерализма во всю пытаются внедрить принципы социал-дарвинизма, хотя на Западе этот подход в открытом виде уже давно не применяется. Но здесь, в Российской Федерации, могут открыто говорить о неприспособленности Русского народа, о его малой эффективности, о невозможности его гармоничного вхождения в прогрессивное мировое сообщество. Тем самым банальная русофобия подкрепляется неким наукообразием.
См. также: миграционная политика, новое мышление.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов