СОБОРНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОБОРНОСТЬ
концепция общественного устройства на принципах храмовой общины. Зародилась в России, где была заменена тоталитарной коллективистской моделью «единой фабрики».

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

СОБОРНОСТЬ
понятие, введенное в русскую религиозную философию А.С.Хомяковым, означающее "единство во множестве". Идеалом С. Хомяков и др. славянофилы считали православную церковь, которая, в отличие от авторитарной католической церкви, сочетает свободу духа и единство верующих.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Соборность
кафоличность) (греч. Katholikos всеобщий)
один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной («единая, святая, соборная и апостольская церковь» — Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум «церковного народа» в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическе единство» (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Соборность
Sobornost Духовная общность совместно живущих людей. С. происходит от слова «собор»: 1) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения к.л. вопросов, 2) храм для совершения богослужения духовенством нескольких церквей. Собор/собрание − единство, подчиненное высшей инстанции (царь, император, президент). С. − основная идея славянофильства. Понятие С. ввел философ А. Хомяков (1804−1860) для обозначения отличительной черты православия в русской деревенской общине. Соответствует древнерусскому понятию «лад». К. Аксаков (1817−1860) распространил С. на политическую жизнь. С. противостоит индивидуализму «я» и коллективизму «мы». По Н. Бердяеву, С. противоположна католической авторитарности (единство без свободы) и протестантскому индивидуализму (свобода без единства), означает коммунитарность (общинность), не знающую как внешнего авторитета, так и индивидуалистического уединения и замкнутости. С. – это свобода в единстве и единство в свободе на основе благодатной всеобщей любви. В ХХ в. термин С. возродил С. Трубецкой в учении о «соборной» природе сознания. С точки зрения сторонников концепции С., современная Россия представляет собой сложный соборный организм с присущими ему самобытными особенностями формирования нормативной системы. С. знает и признает политическим актором лишь соборное сообщество как единое целое; на практике это власть. С. требует принимать решения и действовать «всем миром», «сообща». Соборное государство основано не столько на писаном законе, сколько на общей, всеподчиняющей воле, воплощенной в одном лице. В рамках соборной демократии легитимность политических и правовых институтов строится на симфонии духовнонравственных и политикоправовых ценностей (державность, национальная идея, патриотизм, аскетика государственной службы, справедливость и т. д.), хотя С. в принципе антиинституциональна. С. как тип политического представительства отлична от парламента: депутат парламента представляет своих избирателей, а собор – весь народ; собор полагает недопустимым плюрализм, который для парламента является условием существования; функция парламента – согласование групповых интересов и поиск взаимоприемлемых решений, собор нужен для легитимации власти (или отказа в легитимации). Если западная концепция говорит о приоритете прав и свобод человека, то в соборной системе народовластия интересы и ценности народа не ниже прав отдельного человека.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

|

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Соборность - константа русского национального самосознания

Пестрецов А. Ф.
Соборность является неотъемлемой чертой русского национального самосознания. Ее свойства отчетливо видны в различных аспектах отечественной культуры, на всем протяжении российской истории.
Читать PDF
0.00 байт

Соборность как фактор духовной культуры России

Аралова Елена Викторовна
В статье рассматриваются истоки русской соборности, которые уходят в глубокое прошлое общества.
Читать PDF
0.00 байт

«Соборность» и светская педагогика

Колесова Ирина Семеновна
Автор статьи, опираясь на краткий анализ развития понятия «соборность» в истории философии, показывает неправомерность его употребления в светской педагогике. The true essence of the concept.collegiality.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 03. 020. Буданцевю. П. , большаковв. И. Соборность Российской государственности: историко- соц

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Соборность как форма проявления социальной практики: ретроспективный анализ

Костылева Виктория Юрьевна
Одной из актуальных проблем в современной России является поиск основ духовной консолидации общества в условиях глобализующегося мира.
Читать PDF
0.00 байт

Соборность как системообразующая категория философии образования О. Сергия Булгакова

Поляков Дмитрий Дмитриевич
Философия образования о. Сергия Булгакова содержится в составе его богословского, религиозно-философского наследия. Он стремился выявить смысл и цели образования в свете представления о ценности человеческой личности.
Читать PDF
0.00 байт

Соборность: феномен, понятие и принцип

Анисин Андрей Леонидович
В статье рассматривается история разработки темы соборности. Осмысление особого характера единства православной церковной общности в конечном итоге подводит философскую мысль к формулированию принципа соборности бытия.
Читать PDF
0.00 байт

Понятия «Коллективизм» и «Соборность», их интерпретации и соотношение

Подвойская Ия Вадимовна
В статье рассматривается проблема интерпретации понятий «коллективизм» и «соборность» с различных мировоззренческих позиций.
Читать PDF
0.00 байт

Категория «Соборность» в философской антропологии С. Л. Франка

Ягубова Светлана Яхшулуговна
В статье рассматривается ключевая категория философии всеединства С. Л. Франка категория соборности. Показывается, что именно через соборность С.Л.
Читать PDF
0.00 байт

Соборность музыки в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века

Решетило Наталья Сергеевна
В статье рассматриваются взгляды русских религиозных философов конца XIX начала XX века на сущность музыкального искусства и его тесную взаимосвязь с началом соборности.
Читать PDF
0.00 байт

<<хоровое начало>> Internet, или internet-соборность

С. И. Орехов
Читать PDF
0.00 байт

Соборность как альтернатива коллективизму

Зайцева Татьяна Ивановна
Отправной точкой для написания данной статьи послужили имеющие широкое распространение не только на уровне массового сознания, но и в исследовательской литературе представления о тождестве соборности и коллективизма (общинности).