СОБОРНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОБОРНОСТЬ
концепция общественного устройства на принципах храмовой общины. Зародилась в России, где была заменена тоталитарной коллективистской моделью «единой фабрики».

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

СОБОРНОСТЬ
понятие, введенное в русскую религиозную философию А.С.Хомяковым, означающее "единство во множестве". Идеалом С. Хомяков и др. славянофилы считали православную церковь, которая, в отличие от авторитарной католической церкви, сочетает свободу духа и единство верующих.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Соборность
кафоличность) (греч. Katholikos всеобщий)
один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной («единая, святая, соборная и апостольская церковь» — Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум «церковного народа» в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическе единство» (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Соборность
Sobornost Духовная общность совместно живущих людей. С. происходит от слова «собор»: 1) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения к.л. вопросов, 2) храм для совершения богослужения духовенством нескольких церквей. Собор/собрание − единство, подчиненное высшей инстанции (царь, император, президент). С. − основная идея славянофильства. Понятие С. ввел философ А. Хомяков (1804−1860) для обозначения отличительной черты православия в русской деревенской общине. Соответствует древнерусскому понятию «лад». К. Аксаков (1817−1860) распространил С. на политическую жизнь. С. противостоит индивидуализму «я» и коллективизму «мы». По Н. Бердяеву, С. противоположна католической авторитарности (единство без свободы) и протестантскому индивидуализму (свобода без единства), означает коммунитарность (общинность), не знающую как внешнего авторитета, так и индивидуалистического уединения и замкнутости. С. – это свобода в единстве и единство в свободе на основе благодатной всеобщей любви. В ХХ в. термин С. возродил С. Трубецкой в учении о «соборной» природе сознания. С точки зрения сторонников концепции С., современная Россия представляет собой сложный соборный организм с присущими ему самобытными особенностями формирования нормативной системы. С. знает и признает политическим актором лишь соборное сообщество как единое целое; на практике это власть. С. требует принимать решения и действовать «всем миром», «сообща». Соборное государство основано не столько на писаном законе, сколько на общей, всеподчиняющей воле, воплощенной в одном лице. В рамках соборной демократии легитимность политических и правовых институтов строится на симфонии духовнонравственных и политикоправовых ценностей (державность, национальная идея, патриотизм, аскетика государственной службы, справедливость и т. д.), хотя С. в принципе антиинституциональна. С. как тип политического представительства отлична от парламента: депутат парламента представляет своих избирателей, а собор – весь народ; собор полагает недопустимым плюрализм, который для парламента является условием существования; функция парламента – согласование групповых интересов и поиск взаимоприемлемых решений, собор нужен для легитимации власти (или отказа в легитимации). Если западная концепция говорит о приоритете прав и свобод человека, то в соборной системе народовластия интересы и ценности народа не ниже прав отдельного человека.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
98.80 кб

<<хоровое начало>> Internet, или internet-соборность

С. И. Орехов
Читать PDF
160.34 кб

Соборность - константа русского национального самосознания

Пестрецов А. Ф.
Соборность является неотъемлемой чертой русского национального самосознания. Ее свойства отчетливо видны в различных аспектах отечественной культуры, на всем протяжении российской истории.
Читать PDF
154.49 кб

Соборность как фактор духовной культуры России

Аралова Елена Викторовна
В статье рассматриваются истоки русской соборности, которые уходят в глубокое прошлое общества.
Читать PDF
111.88 кб

«Соборность» и светская педагогика

Колесова Ирина Семеновна
Автор статьи, опираясь на краткий анализ развития понятия «соборность» в истории философии, показывает неправомерность его употребления в светской педагогике. The true essence of the concept.collegiality.
Читать PDF
77.65 кб

2000. 03. 020. Буданцевю. П. , большаковв. И. Соборность Российской государственности: историко- соц

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
152.10 кб

Соборность как форма проявления социальной практики: ретроспективный анализ

Костылева Виктория Юрьевна
Одной из актуальных проблем в современной России является поиск основ духовной консолидации общества в условиях глобализующегося мира.
Читать PDF
2.32 мб

Соборность как системообразующая категория философии образования О. Сергия Булгакова

Поляков Дмитрий Дмитриевич
Философия образования о. Сергия Булгакова содержится в составе его богословского, религиозно-философского наследия. Он стремился выявить смысл и цели образования в свете представления о ценности человеческой личности.
Читать PDF
1.19 мб

Соборность: феномен, понятие и принцип

Анисин Андрей Леонидович
В статье рассматривается история разработки темы соборности. Осмысление особого характера единства православной церковной общности в конечном итоге подводит философскую мысль к формулированию принципа соборности бытия.
Читать PDF
369.29 кб

Понятия «Коллективизм» и «Соборность», их интерпретации и соотношение

Подвойская Ия Вадимовна
В статье рассматривается проблема интерпретации понятий «коллективизм» и «соборность» с различных мировоззренческих позиций.
Читать PDF
102.86 кб

Категория «Соборность» в философской антропологии С. Л. Франка

Ягубова Светлана Яхшулуговна
В статье рассматривается ключевая категория философии всеединства С. Л. Франка категория соборности. Показывается, что именно через соборность С.Л.
Читать PDF
235.26 кб

Соборность музыки в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века

Решетило Наталья Сергеевна
В статье рассматриваются взгляды русских религиозных философов конца XIX начала XX века на сущность музыкального искусства и его тесную взаимосвязь с началом соборности.
Читать PDF
272.22 кб

Соборность как альтернатива коллективизму

Зайцева Татьяна Ивановна
Отправной точкой для написания данной статьи послужили имеющие широкое распространение не только на уровне массового сознания, но и в исследовательской литературе представления о тождестве соборности и коллективизма (общинности).
Читать PDF
466.44 кб

КРАКОВСКИЕ ВСТРЕЧИ - 2017. АЛЕКСЕЙ ХОМЯКОВ: МЫ-СОБОРНОСТЬ. ЦЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В СЛАВЯНОФИЛЬСКОЙ МЫСЛИ КАК

Куприянов Виктор Александрович
Статья посвящена обзору конференции, прошедшей в Кракове с 28 по 31 мая 2017 г. и посвященной творчеству А. С. Хомякова.
Читать PDF
0.00 байт

Идея соборности в русской философской традиции

Костылева Виктория Юрьевна
Автор статьи, обращаясь к многочисленным источникам, прослеживает особенности формирования соборной идеи в их теоретических построениях и выделяет основные свойства и признаки многозначного понятия «соборность».
Читать PDF
131.93 кб

Идеал соборности в русской религиозной философии

Луговой В. Н.
Посвящена развитию понятия «соборность» в русской религиозной философии. Начиная рассмотрение со взглядов Хомякова А. С. и заканчивая философами XX века.