понятие (воззрение), имеющее два основных значения: высшее предназначение и поставленная цель как стратегия жизни. С. ж. ч. будет рассматриваться нами как предназначение, поскольку цели ставят себе даже животные, а искать С. ж. ч. дано только человеку.
С. ж. ч. раскрывается нами в двух дискурсах, философском и религиозном:
1) в философии и науке вопрос о С. ж. ч. остаётся открытым. В его решении наука оказалась бессильна, поскольку не в состоянии предложить всеобъемлющую, достоверную картину мира и определить место человека в этом мире. Так, если верить в то, что С. ж. ч. (как предназначение) дан человеку свыше, то тогда устремления человека сводятся к поиску высших сил, приближающих к пониманию этого назначения. Принятие на веру тех или иных философских идей (как аксиом) будет предполагать совершенно определённое толкование С. ж. ч. Например, принятие на веру теории эволюции Ч. Дарвина, и в частности происхождения человека от обезьяны, предопределяет смысл жизни как борьбу за выживание вида (рода). Принятие на веру теории коммунизма К. Маркса предопределяет смысл жизни в том, чтобы участвовать в построении коммунизма (социальной справедливости и материального рая на земле), а главной миссией социального существования человека является борьба против класса эксплуататоров. Принятие на веру идей Ф. Ницше предполагает, что истинным смыслом жизни является реализация «воли к власти», а при принятии на веру идей З. Фрейда – осуществление первичных влечений. Философы‑материалисты вообще могут прийти к выводу, что ответа на вопрос о С. ж. ч. как о предназначении не существует и не нужно его искать. Ведь у них представление о возникновении мира и человека часто сводится к необъяснимому совпадению случайностей. Случайность исключает замысел. Поэтому случайность изначально ставит под сомнение и предназначение человека. Таким образом, именно характер верований человека предопределяет ответ на вопрос о смысле его жизни, и прежде всего представление о том, что есть человек. Наиболее убедительным является представление о трёхчастной природе человека (см. Человек). Согласно этому представлению, человек рождается трижды. Сначала в физических муках и без собственной воли рождается телесный человек. В общении, под явным влиянием социума, но уже с приложением собственной воли, рождается душевный человек как член общества. И только в самостоятельном и зачастую мучительном поиске истины появляется возможность рождения духовного человека, сопричастного Вечному, Высшему. Исходя из такого понимания человека универсальный С. ж. ч. (то есть вне времени, расы или пола) заключается в процессе его духовного рождения (см. Духовность). Каждый человек уникален. Ему дарована жизнь удивительных возможностей. Каждый из нас погружён в мир многообразия форм, красок, видов, рас, наций, характеров, мнений, культур и верований. Людям авансом и с избытком даны многие жизненные блага. Но и отпущено обязательное испытание страданиями, проблемами и искушениями. Человеку дана свобода нравственного выбора во многих жизненных ситуациях, чтобы каждый мог состояться и определиться в своём отношении к миру, формируя свой внутренний мир, чтобы каждый нашёл свой путь к духовному рождению. Это рождение становится прочным основанием гармонии человека с самим собой и миром;
2) С. ж. ч. в Православии: «Нам, людям, Господь дал разум и бессмертную душу и дал нам назначение: познавать Бога и становиться всё лучше и добрее, то есть совершенствоваться в любви к Богу и друг ко другу и получать от этого всё большую радость в жизни. Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему – дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того чтобы, познавая Бога и уподобляясь Ему, мы становились всё лучше и добрее, совершенствовались и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом. Поэтому существование человека на земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель» (о. Серафим Слободской). Творец наделил человека правом господствовать над землёй (райским садом) и управлять ею для того, чтобы тот привнёс нечто своё в творение Отца Небесного. Мир, вышедший из рук Божиих, был изначально прекрасен, и всё же Господь препоручает его человеку для творческой деятельности и разумного усовершенствования. «Человек, созданный по образу Божию, предназначен к тому, чтобы как личность уподобить себя Богу. Итак, уже в начале времён Богом было предопределено назначение человеческого существования: личное совершенствование вплоть до уподобления себя Отцу Небесному и усовершенствование творения, препорученного человеку в виде замечательного райского сада» (Патриарх Кирилл).
283.82 кб
Смысл жизни человека
Смысл жизни — это вопрос о предназначении человека в этом мире, для чего человек живет? Рассмотрены основные концепции смысла человеческого существования в истории философской мысли: пессимистическая, оптимистическая.