СМИ (средства массовой информации)

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СМИ (средства массовой информации)
учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Средства массовой информации (СМИ)
1) общедоступные средства распространения информации (прежде всего пресса, радио, телевидение, компьютерные линии связи и др.), адресованные массовой аудитории и обеспечивающие прямую и обратную связь между субъектами политической деятельности; 2) система корпоративных организаций, занимающихся производством и распространением информации. В условиях существования массового общества СМИ имеют тенденцию к превращению в олигархические группировки («4-я власть»), занимающиеся активным манипулированием общественным сознанием.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)
учреждения, созданные для открытой, публичной передачи
информации с помощью специальных технических средств. К СМИ относятся, радио, телевидение, печать и др. Отличительными чертами функционирования СМИ являются: публичность (надперсональный круг потребителей); наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к реципиенту; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории.
В политологической литературе выделяют несколько основных функций СМИ: информационную; образовательную; контролирующую; артикуляции интересов различных социальных групп; мобилизационную и т.д.
Политическая позиция СМИ во многом зависит от идеологической установки их собственника. В развитых странах существуют как государственные (финансируемые из государственного бюджета), так и частные СМИ (финансируемые крупным собственником или группой лиц).
Доступ к СМИ оппозиции и возможность свободно выражать мнение меньшинства является признаком демократичности данного общественного устройства.
Обладая информационной властью, СМИ способны формировать общественное мнение в нужном политикам направлении: создавать либо низвергать кумиров, трактовать события определенным, выгодным для заказчика образом, воздействовать на общественную психологию, сея страх или вселяя оптимизм. Все это определяет тенденцию возрастания роли СМИ в политических процессах и их властного воздействия на широкие народные массы.

Источник: Политология: Словарь-справочник

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)
форма периодического распространения информации, предназначенной для неограниченного круга лиц. Подразделяются на печатные и электронные. Под периодическим печатным изданием, согласно российскому законодательству, понимается «газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год». Электронные СМИ включают радио и телевидение, передающие определенные программы. По российскому законодательству под «радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой» понимается «совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год». Средства массовой информации в избирательной кампании — полноценный участник, способный повлиять на расклад политической борьбы. Одновременно они выступают как один из важнейших механизмов агитации. Несмотря на существующее мнение о потере былого влияния СМИ на умы общества, медиабюджеты избирательных кампании часто занимают до 50 % общей сметы. При этом стоимость размещения агитационных предвыборных материалов превышает стоимость обычной рекламы в СМИ примерно на 30 % (все средства должны проплачиваться из избирательного фонда). В РФ для участия в освещении избирательной кампании СМИ должно на момент подачи заявки существовать на рынке медиауслуг больше года, иметь государственную регистрацию, штат журналистов и другие формальные характеристики. СМИ нельзя путать с собственными агитационными материалами кандидата, которые порой не отличишь по форме, жанровому разнообразию и другим признакам от газеты, но которые выходят лишь в предвыборный период и полностью подчинены агитационной нагрузке. Такие газеты-листовки также оплачиваются из избирательного фонда кандидата и имеют выходные данные по форме, установленной избирательной комиссией и законами. По российскому законодательству СМИ (электронные и печатные) имеют равные права на участие в избирательной кампании любого уровня. Но на деле региональные избирательные комиссии имеют большие возможности влиять на формирование списка СМИ, участвующих в кампании. Традиционно сложилось, что государственные телеканалы распределяют эфирное время между партиями и кандидатами путем жеребьевки. Надо учитывать, однако, что в большинстве регионов государственный канал — не самый рейтинговый. То же самое касается негосударственных электронных СМИ и печатных изданий. Избирательным штабам целесообразно заранее планировать выходы к аудитории по договоренности с редакторами и коммерческими отделами.
Е. И. Коваль

Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)
система сообщения населению информации посредством печатных, технических, изобразительных и иных форм и средств, а также осуществление коммуникаций между культурными и политическими субъектами посредством образных форм в виде искусства, трансляции массовых зрелищ, спортивных и иных феноменов, несущих информацию и воздействующих на человека как коммуникативного перципиента.
Современная политика осуществляет управляющее воздействие не только при помощи насилия, но и посредством множества других социальных средств. Средства массовой информации в этих условиях приобретают очень важную роль. В демократическом информационном обществе СМИ приобретают принципиальное политическое значение. Эти средства служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения, легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества. Все это превращает их в "четвертую" ветвь власти в обществе наряду с законодательной, исполнительной и судебной.
Информационные системы в современном обществе испытывают давление со стороны множества заинтересованных сторон, в том числе, нажим политических сил, государства. Научно-технический прогресс за последние десятилетия буквально перевернул техническую сторону информационных систем. Прямая связь через космические объекты, применение все новых принципов передачи (типа лазеров, световодов, микросхем и макроусилителей), широчайшее распространение персональных компьютеров, которые превращаются в универсальные системы хранения, переработки и передачи информации на глобальном уровне - все это - делает население обществом "информационного" типа.
Развитие демократического процесса зависит от деятельности СМИ, от качества информации, которая формирует общественное мнение и воздействует на политическую культуру и деятельность граждан. Эта функция служб информации создает основу для осуществления контроля со стороны власти за их деятельностью. В то же время принципы демократии основаны на свободе слова и праве на информацию. Современное государство уже не в состоянии полностью контролировать ситуацию, как это было совсем недавно. В России при социализме СМИ официально работали под руководством государства. В настоящее время господствуют гласность и плюрализм. Из-за отсутствия традиций деидеологизированного формирования общественного мнения при создании политического пространства проблемы сохраняются. Кроме того, множество средств массовой информации России программируются различными социально-политическими субъектами, зачастую, в теневой форме. Этот процесс затрудняет контролируемое демократическое развитие российских средств массовой информации.

Источник: Словарь по политологии