СМЕШАННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Найдено 1 определение
СМЕШАННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
избирательные системы, предполагающие одновременное использование мажоритарного и пропорционального принципов при распределении мандатов в парламентах и иных представительных собраниях. Считается, что о существовании смешанной избирательной системы можно говорить лишь в тех случаях, когда какой-то один из этих принципов используется для избрания не менее 10 % депутатов, а остальные избираются в соответствии со вторым принципом. Смешанные избирательные системы получили широкое распространение в последние десятилетия, а ранее применялись редко. Они весьма разнообразны. Основные категории — это «смешанные связанные» и «смешанные несвязанные» системы. Смешанная связанная система (ее называют еще «смешанной членско-пропорциональной») состоит в том, что выборы проводятся одновременно по пропорциональной системе и по той или иной системе большинства. При этом количество депутатов, избираемых по системе большинства, уступает общему количеству депутатов. Распределение мандатов проходит следующим образом: 1) все мандаты распределяются в соответствии с результатами голосования по пропорциональной системе; 2) мандаты получают все депутаты, избранные в мажоритарных округах; 3) если результаты голосования по пропорциональной системе позволяют партии претендовать на большее число мандатов, чем она выиграла мест в округах, то оставшиеся места отдаются кандидатам из ее партийного списка. Поскольку основным принципом распределения мест при смешанной связанной системе является пропорциональный, многие исследователи считают ее персонализированной пропорциональной системой, а не смешанной. Однако эта точка зрения не является общепринятой. Смешанная связанная система была изобретена в Германии вскоре после окончания Второй мировой войны, применяется там по сей день. В последние десятилетия она была позаимствована еще несколькими странами, ныне используется в Боливии, Венгрии, Лесото, Мексике и Новой Зеландии. Смешанная связанная система сочетает высокую пропорциональность результатов с учетом территориальных предпочтений избирателей. Вместе с тем для нормального функционирования она требует уже сложившейся партийной системы, в противном случае открывая широкий простор для манипулятивных стратегий.
Смешанная несвязанная (или «параллельная») система состоит в том, что одна часть депутатов избирается по пропорциональным правилам, а другая — по мажоритарным, причем никакой связи между этими частями не устанавливается. Поэтому именно смешанная несвязанная система является смешанной системой в узком смысле слова. Сочетая достоинства двух принципов представительства, смешанная несвязанная система сочетает и их недостатки — сравнительно низкий уровень пропорциональности и недостаточный учет территориальных предпочтений. Простота смешанной несвязанной системы привела к тому, что ее неоднократно изобретали в разные времена и в разных странах. Наиболее ранний опыт такого рода был проделан в одном из немецких княжеств в начале XX в., затем она кратковременно использовалась в Болгарии и Хорватии после падения коммунистических режимов. В 1993–2003 гг. смешанная несвязанная система использовалась на выборах депутатов Государственной Думы России. По-настоящему широко она распространилась именно под влиянием российского опыта. В течение последних 15 лет она вводилась в Албании, Андорре, Армении, Киргизии, Литве, Македонии, Тайване, Украине, Эквадоре, Южной Корее и Японии. Во многих странах, правда, от нее уже отказались, как и в России.
Как при смешанной связанной, так и при смешанной несвязанной системе пропорциональные выборы обычно проводятся в едином общенациональном округе, хотя есть исключения. Как правило, применяются заградительные барьеры. Мажоритарные системы, используемые в качестве элементов этих систем, многообразны: относительного большинства в одномандатных округах (Германия и Россия до 2007 г.), абсолютного большинства (Венгрия), относительного большинства в многомандатных округах (Андорра), единственного непередаваемого голоса система (Тайвань).
Другие разновидности смешанных систем встречаются в современном мире реже. К их числу относятся следующие.
1. «Смешанная система сосуществования», при которой в одной части округов применяются мажоритарные правила, а в другой — пропорциональные, причем в отличие от описанных выше систем округа двух типов не накладываются друг на друга (ранее использовалась весьма широко, а сейчас применяется только в Панаме).
2. «Смешанная система слияния», при которой разные правила применяются в одном и том же многомандатном округе. Например, в Турции с 1987 по 1994 г. первый мандат в округе отдавался победившей партии или независимому кандидату по принципу большинства, а все остальные распределялись по пропорциональному принципу. В Турции эта система помогала частично преодолеть последствия завышенного заградительного барьера. Ныне такая система используется в Шри-Ланке.
3. «Условно-смешанная система», при которой тот или иной принцип распределения мандатов используется в зависимости от результата выборов. Например, во Франции с 1951 по 1957 г. в большинстве округов применялось следующее правило: если партия получает в округе абсолютное большинство голосов, то ей отдаются все места в данном округе, а если абсолютного большинства нет ни у кого, то места распределяются по пропорциональному принципу. Ныне нигде не применяется.
Г. В. Голосов

Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
210.32 кб

От смешанной избирательной системы к пропорциональной

Дударева Е. С.
Сообщение посвящено актуальным политическим вопросам. Сообщение публикуется в рамках проекта «Диалоги о политике: российско-американские студенческие семинары, Тамбов (РФ) - Клемсон (США) (ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005-2006 гг.)"
Читать PDF
131.29 кб

Смешанная избирательная система: основные характеристики

Поляков И. Е.
Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся развития современного российского политического режима, партийной структуры и избирательной системы.
Читать PDF
0.00 байт

Региональные выборы по смешанной избирательной системе: первые итоги

Медведева Валентина Кузьминична
The article analyses the elections results in Russian regional legislative assemblies, that have been held since late 2003 till 2005 based on mixed electoral system (proportional and majority vote) with participation of Russian na
Читать PDF
0.00 байт

Смешанная избирательная система: новое содержание основных характеристик

Турищева Наталья Юрьевна
Статья посвящена анализу федерального и регионального законодательства, устанавливающего порядок применения смешанной избирательной системы на выборах депутатов законодательных органов государственной власти и представительных орг
Читать PDF
0.00 байт

Политические факторы формирования смешанных избирательных систем в регионах России

Альтова Екатерина Алексеевна
The author substantiates, that the reform of regional electoral systems in tendencies of strengthening of authority vertical in modern Russia has two directions.
Читать PDF
0.00 байт

Транзит в поисках оптимальной избирательной модели: от смешанной избирательной системы к пропорциона

Дударева Е. С.
Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся развития современного российского политического режима, партийной структуры и избирательной системы.
Читать PDF
213.44 кб

Возвращение к смешанной избирательной системе на выборах в Государственную думу: извлечены ли полити

Вилков Александр Алексеевич
В статье рассмотрены основные положения федерального закона «о выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», предусматривающего возвращение к смешанной избирательной системе.
Читать PDF
598.30 кб

От смешанных к мажоритарным? (о логике изменения региональных избирательных систем в современной Рос

Турченко М.С.
Исследовав влияние различных электоральных формул на показатели «партии власти», М.С.
Читать PDF
936.10 кб

Проблемы перехода от пропорциональной к смешанной избирательной системе на выборах депутатов Государ

Жук Е. О.
Проанализированы основные достоинства и недостатки смешанной избирательной системы и сделан вывод о её эффективности при формировании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.