Ситуационный анализ
Ситуационный анализ
(Situation analysis, Абалдык талдоо) – процедура проведений экспертного совещания по актуальной политической или управленческой проблеме в соответствии со специальными правилами организации обсуждения и обобщения результатов.
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Эффективная форма анализа критических ситуаций с участием ученыхисследователей и практиков. В первую очередь этот метод предназначен для разработки конфликтных ситуаций и кризисов, а объектом исследования может быть практически любая политическая ситуация проблемного характера. Метод ситуационного анализа1 предназначен для исследования и прогнозирования отдельных конкретных международно-политических ситуаций. Методика включает в себя целый комплекс мероприятий: подбор «совместимых» экспертов – ученых и практиков, выступающих от собственного имени; сценарий обсуждения, состоящий из ряда взаимосвязанных блоков; «домашнее задание» экспертам; правила дискуссий; виды формализации; подготовка документа «на выходе». Впервые методика ситуационного анализа была предложена Е.М. Примаковым в 1961 г. в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) и затем была реализована в ряде практических ситуаций. Взяв за основу элементы таких методик как «мозговой штурм», «метод Дельфи» и многие другие, Е.М. Примаков смог создать абсолютно новую конструкцию.
Сам процесс ситуационного анализа делился на три этапа:
– создание сценария ситуации, подлежащей анализу, с присущими ей внутренней структурой и внешними взаимосвязями;
– получение на основе сценария большого объема разноплановых экспертных оценок;
– создание заключительного документа, критически обобщающего эти оценки.
Сам процесс ситуационного анализа делился на три этапа:
– создание сценария ситуации, подлежащей анализу, с присущими ей внутренней структурой и внешними взаимосвязями;
– получение на основе сценария большого объема разноплановых экспертных оценок;
– создание заключительного документа, критически обобщающего эти оценки.
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Ситуационный анализ
анализ контролируемых и неконтролируемых факторов, к которым чувствительна информационная операция. С.а. посвящена стадия процесса ее планирования, на которой системный анализ используется для изучения внешней среды, выявления возможностей и угроз, оценки конкурентоспособности организации. Процесс С.а. включает следующие этапы.
Этап 1. Моделирование проблемной ситуации — начинается с детального ее описания. Затем создаются качественная и количественная модели. Разработка последней часто сталкивается с трудностями. Если обьект сложен, моделирование дорого, то результат может не окупить затрат. В этом случае разрабатывать количественную модель не обязательно.
Этап 2. Эксперты, зная цель операции и направления С.а., а также данные моделирования, формируют перечень источников информации, используемых для создания и обновления баз данных и знаний. По мере изменения обстановки проводится дополнительный С.а., позволяющий их обновлять.
Этап 3. Источники информации ранжируются по степени важности путем экспертного оценивания.
Этап 4. Формируется бюджет С.а. При ограниченных средствах, эксперты разрабатывают предложения — с какими источниками информации работать, а от каких отказаться.
Этап 5. Разрабатывается план проведения С.а.
Этап 6. Оформляются и заключаются договоры, приобретается информация.
Этап 7. Формируются и обновляются базы данных и знаний. С.а. продолжается на протяжении всей информационной операции.
Этап 1. Моделирование проблемной ситуации — начинается с детального ее описания. Затем создаются качественная и количественная модели. Разработка последней часто сталкивается с трудностями. Если обьект сложен, моделирование дорого, то результат может не окупить затрат. В этом случае разрабатывать количественную модель не обязательно.
Этап 2. Эксперты, зная цель операции и направления С.а., а также данные моделирования, формируют перечень источников информации, используемых для создания и обновления баз данных и знаний. По мере изменения обстановки проводится дополнительный С.а., позволяющий их обновлять.
Этап 3. Источники информации ранжируются по степени важности путем экспертного оценивания.
Этап 4. Формируется бюджет С.а. При ограниченных средствах, эксперты разрабатывают предложения — с какими источниками информации работать, а от каких отказаться.
Этап 5. Разрабатывается план проведения С.а.
Этап 6. Оформляются и заключаются договоры, приобретается информация.
Этап 7. Формируются и обновляются базы данных и знаний. С.а. продолжается на протяжении всей информационной операции.