Система Внешнеэкономических связей

Найдено 1 определение
Система Внешнеэкономических связей
взаимоувязанная, гибкая, основанная на углублении процесса глоб-ции система включения региона в международное разделение труда на основе всесторонней реализации экспортного потенциала региона, использования импортируемых сырья, материалов и оборудования, углубления и повышения эффективности использования конкурентных преимуществ региона, реализуемых во взаимовыгодных торговых, инвестиционных, образовательных, культ, и науч. связях и проектах. Система ВЭД ЮФО включает как непосредственных участников международного сотрудничества (предприятия, организации), так и инфраструктуру, обеспечивающую ее осуществление. Контроль за перемещением товаров через таможенную границу РФ, экспортом услуг и движением валютных средств осуществляют гос. органы (Южное Таможенное Упр-ние (ЮТУ)), банки, налоговые органы. Инфраструктурное обеспечение ВЭД ЮФО обеспечивает широкая сеть организаций, непосредственно содействующих исполнению международных контрактов и проектов: таможенные брокеры (около 60 организаций), валютные биржи, коммерческие банки, транспортные и экспедиторские компании, международные порты и аэропорты, страховые организации, выставочные компании. Кроме того, в субъектах федерации работают представители Минэкономразвития РФ, ТПП. Координация международного сотрудничества в субъектах федерации осуществляется соответствующими административными органами: отделами, упр-ми. В ЮФО работают культ, центры, учебные заведения ведут обширную программу обменов с коллегами всего мира. Субъекты и города ЮФО активно работают в Международном Черноморском Клубе. ЮТУ - одно из крупнейших в России. На 2,3 тыс. км внеш. границ (в т.ч. 660 - с Украиной, 898 - с Грузией, 700 - с Казахстаном) работают 21 таможня, в т.ч. Южная оперативная таможня, 81 таможенный пост, 60 пунктов пропуска, Южная рег. таможенная лаборатория. В силу сохранения общей сырьевой экспортной ориентации РФ, доля участников ВЭД ЮФО в товарообороте России невелика и составила в 2000 г. 3,2 % (4,8 млрд.дол, положительное сальдо - 1,5 млрд.дол). Доля экспорта ЮФО в экспорте РФ за 1995-2000 гг. составила 2,9-3,7 %, в импорте - 4,1- 5,9 %, в 2000 г.- 3,1 % и 3,6 % соответственно. Ю.Р., благодаря уникальному геогр. положению, явл. важнейшей частью внешнеэконом. комплекса России, обеспечив в 2000 г. таможенное оформление 9,5 % внешнеторгового оборота РФ. Транзит и таможенное оформление внешнеторговых грузов иных субъектов РФ составил 9,5 млрд.долл, что в 2,3 раза превысило уровень 1998 г. Объем пропуска транзитных грузов в 2 раза превышает таможенное оформление (по стоимости) внешнеторговых грузов предприятий и организаций ЮФО. Страны дальнего зарубежья занимают около 80-85 % товарооборота ЮФО (Италия, Германия, Турция). Ближнее зарубежье представлено Украиной и Казахстаном. Доля стран СНГ растет. Распределение внешнеторгового товарооборота (2000 г.) непосредственно регионов-субъектов ЮФО неравномерно, три из которых обеспечивают более 80 % товарооборота ЮФО: Кр.край (32,65), Рост.обл. (26,1 %), Волг.обл. (22 %). Структура экспорта: топливно-энергетические товары - 46%, черные металлы - 18%; машиностроение - 11%; нефтехимия - 10,6% продовольствие - 9,6% древесина - 2,3%. Структура импорта: машины и оборудование (31 %), продовольственные товары и сырье для их производства (20 %), черные и цветные металлы (17%), нефтехимическая промышленность (10%). Крупнейшими международными инвестиционными проектами Ю.Р. явл.: нефтепровод (Каспийский трубопроводный консорциум - плановый пуск 2001), газопровод Россия-Турция «Голубой поток», Таганрогский автозавод (1998), реконструкция Ростовской и Краснодарской табачных компаний, Балтика-Дон, Кока-Кола Ботлерз. Перспективными являются проекты «Разработка и освоение нефтегазовых месторождений Астр.обл. Консорциумом Западных Компаний» и развитие международных транспортных коридоров. Длительным негативным дестабилизирующим фактором международного сотрудничества, создающим существенные проблемы имиджу и полному использованию внешнеэконом. потенциала ЮФО, остается вооруженный конфликт в Чечне. Скорейшее разрешение конфликта будет способствовать развитию международного сотрудничества.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.