Северный морской путь

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Северный морской путь
(Севморпуть) - кратчайший путь от Мурманска и Архангельска до Владивосток через Северный Ледовитый океан протяжением около 7 тыс. км, Первым прошел его из конца в ней в 1878-1879 гг. шведский ученый Норденшельд. Второе плавание было совершено в 1914-1916 гг. русским гидрографом Вилькицким Третье плавание совершил известный полярный исследователь Роальд Амундсен. Практического значения эти плавания, однако, не имели из-за необходимости зимовки в пути. Задача освоения Северного морского пути была разрешена только Советской властью. В 1932 г. ледокольный пароход «Сибиряков» совершил рейс из Архангельска до Берингова пролива в одну навигацию. С 1936 г. началась регулярная эксплоатация Северного морского пути. В 1939 г. на трассе Севморпути плавало 104 корабля, в том числе новые лидерные ледоколы «И. Сталин» и «Л. Каганович». План грузовых перевозок выполнен по морскому транспорту на 118 процентов. Техническое оснащение Севморпути с каждым годом улучшается. По всему Северному морскому пути построены научные, геофизические и гидрологические станции, радиостанции, широко применяется воздушная разведка состояния льдов; выстроены на местном угле крупные топливные и ремонтные базы на острове Диксон, в бухтах Тикси, Амбарчик и Провидения. Освоение Северного морского пути содействовало быстрому экономическому развитию всего Советского Севера. К концу третьей пятилетки Северный морской путь будет превращен в нормально действующую водную магистраль, которая обеспечит планомерную связь с Дальним Востоком.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Северный морской путь
(СМП, Севморпуть) (Northern Sear Route) – исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Вследствие высокой широтности расположения СМП большую часть года проход по нему возможен только с помощью ледокольных судов. Однако расширение технических возможностей и сокращение ледового покрова арктических вод привлекают к СМП все большее внимание международных судоходных компаний. В связи с этим большое значение имеет вопрос о международно-правовом статусе Севморпути. В 1967 г. СССР объявил о предоставлении услуг по проводу иностранных судов по водам СМП. Таким образом, транспортная артерия была открыта для международного судоходства, но иностранные компании не воспользовались предложенными услугами.
Идея международных транзитных перевозок по СМП получила развитие в Мурманских инициативах 1987 г., а также в Правилах плавания по трассам СМП 1991 г. Был утвержден статус СМП как национальной транспортной магистрали, ограниченной на западе новоземельскими проливами, а на востоке – Беринговым проливом. Трассы данной магистрали располагаются как во внутренних и территориальных водах России, так и в ее особой экономической зоне.
В основе Правил плавания по трассам СМП лежат положения Конвенции ООНпо морскому праву 1982 г., дающие право прибрежным государствам принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационых законов и правил по предотвращению загрязнения морской среды. Иными словами, был установлен уведомительный порядок доступа судов всех государств, обеспечивающий открытость пути для международного коммерческого судоходства при соблюдении специальных требований технического и экологического характера.
В настоящее время по транспортным артериям СМП иностранные суда осуществляют завоз топлива и продуктов в различные пункты на российской территории. Вместе с тем коммерческий транзит иностранных судов по СМП все еще является одним из перспективных направлений развития транспортной артерии. Препятствиями в данном вопросе являются недостаточная развитость инфраструктуры СМП, повышенные требования к экипажу и технике, обусловленные тяжелыми климатическими условиями Севера, конкуренция со стороны традиционных южных маршрутов. (А.Г. Сахаров)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Северный морской путь: транспорт, экономика, геополитика

Веретенников Николай Павлович, Богачев Виктор Фомич, Ульченко Михаил Васильевич
Рассмотрены вопросы освоения Арктического региона. Проанализированы приоритеты в освоенииприродных богатств Арктики, таких как углеводородное сырье и морские биологические ресурсы.

Найдено книг по теме — 1