Семья на Юге России

Найдено 1 определение
Семья на Юге России
С. - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и соц. необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (1). У всех народов Сев.- Кав. брачное поселение супругов характеризуется патрилокальностью (См. типы семьи). Исключение составляют осетины, патрилокальность которых не так строга, но и здесь матрилокальное брачное поселение встречается значительно реже. Традиционно семейная организация большинства народов региона отличается родственной экзогамией (наиболее строгая у ингушей и западных адыгов), исключение составляют нек-рые дагестанские народы. В то же время, наличествует этнич., конфессиональная, а в старину и сословная эндогамия. Последняя у некоторых народов когда-то влекла неполноценность потомства от неравноценных браков. Напр., осетинское сословие кавдасардов - детей от браков алдаров и бадилят с крестьянками, становились холопами своих отцов и их детей от браков с женщинами из привилегированных сословий. Сходное отношение было к кабардинским тума и кумыкским чанка. Подобные отношения давно изжиты и ныне не имеют соц. значения. Общей чертой свадебного обряда народов Сев.Кав. явл. наличие брачного выкупа за невесту, что в годы Сов. власти расценивалось как уголовно наказуемое деяние, однако вопреки всему в том или ином виде сохраняется и поныне у всех без исключения народов региона. С др. стороны, семья невесты обязана дать ей приданое. Брачный выкуп по шариату должен поступать самой невесте на случай ее развода или вдовства. У части осетин - христиан брачный выкуп идет частью родным невесты, частью ей самой. На практике величина выкупа и приданого часто соотносятся друг с другом. Общей для народов региона наиболее распостраненной и одобряемой формой заключения брака явл. брак по сговору (сватовство, уговор, соглашение). Однако встречаются и похищения невест. Похищения могут быть по сговору сторон, напр., чтобы избегнуть притязаний третьей стороны. Увод практикуется, когда молодые хотят вступить в брак, но родители не согласны. Умыкания без согласия девушки случаются редко, как правило, в отместку за оскорбительный отказ в сватовстве, либо по глупости, из престижных соображений; общественным мнением всегда осуждаются и иногда приводят к кровопролитию. Вообще, все виды похищений считались в народе противозаконными и морально осуждались, хотя и не изжиты полностью и в наше время. Моногамная семья явл. осн. формой семьи для всех народов региона, хотя законными с т.зр. обычного права считаются и бытующие полигинные браки (при этом многомужество не отмечено в регионе даже в виде исключения). У мусульманских народов не оформленные официально (не зарегистрированные в службе ЗАГС) браки по шариату считаются в общественном мнении законными. В то же время гражданские браки без совершения обряда никаха по шариату воспринимаются как незаконное сожительство. Семейные обряды народов региона, особенно свадебные, отличаются красотой и сложностью, глубоким символическим содержанием. Совр. семья как осн. ячейка общества, несмотря на известную корреляцию с соц.-эконом.и и социокультурными изменениями в жизни народов региона, продолжает оставаться носителем и транслятором нац. обычаев, традиций и нравственности в процессе воспитания.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

|