(containment) Впервые сформулирована президентом Трумэном в 1947 г. Предполагала сохранение американского военного присутствия в мире, а также экономическую и военную поддержку "дружественных" режимов. В период "холодной войны" (Cold War) определяла внешнеполитический курс США, стремящихся, воспрепятствовать советской экспансии. См. также доктрина Трумэна.
СДЕРЖИВАНИЯ ПОЛИТИКА
СДЕРЖИВАНИЯ ПОЛИТИКА
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ
разновидность внешней политики миролюбивых государств, основной целью которой является снижение уровня военной опасности, ограничение возможности осуществления агрессии, активное сдерживание агрессора от любых попыток военно-силовых действий и развязывания военных конфликтов и войн.
Такая политика предполагает эффективное использование комплекса политических, экономических, военных и дипломатических мер для:
- поддержания международной стабильности;
- создания благоприятного баланса военных сил, сохранения паритета в стратегических средствах борьбы, нераспространения ядерного и обычного высокоточного дальнобойного оружия;
- заблаговременного выявления и предупреждения возможных агрессивных акций, подготовки сил, средств и действий, направленных на их срыв;
- создания потенциала, способного в случае агрессии в любых формах нанести агрессору неприемлемый ущерб (решающий фактор сдерживания).
При этом важнейшее значение имеет предупреждение ядерной войны, а также случайного или провокационного применения любого ядерного и обычного высокоточного стратегического оружия.
Политика сдерживания в принципе не исключает ограниченного применения военной силы, но, в основном, она должна строиться на угрозе ее применения в случае агрессии с неотвратимо тяжелыми последствиями для агрессора. Она может проводиться как отдельными государствами, так и группой государств в рамках коллективной обороны, использования миротворческих сил и «механизмов» ООН.
Такая политика предполагает эффективное использование комплекса политических, экономических, военных и дипломатических мер для:
- поддержания международной стабильности;
- создания благоприятного баланса военных сил, сохранения паритета в стратегических средствах борьбы, нераспространения ядерного и обычного высокоточного дальнобойного оружия;
- заблаговременного выявления и предупреждения возможных агрессивных акций, подготовки сил, средств и действий, направленных на их срыв;
- создания потенциала, способного в случае агрессии в любых формах нанести агрессору неприемлемый ущерб (решающий фактор сдерживания).
При этом важнейшее значение имеет предупреждение ядерной войны, а также случайного или провокационного применения любого ядерного и обычного высокоточного стратегического оружия.
Политика сдерживания в принципе не исключает ограниченного применения военной силы, но, в основном, она должна строиться на угрозе ее применения в случае агрессии с неотвратимо тяжелыми последствиями для агрессора. Она может проводиться как отдельными государствами, так и группой государств в рамках коллективной обороны, использования миротворческих сил и «механизмов» ООН.
Источник: Война и мир в терминах и определениях
Политика сдерживания
а) комплекс мероприятий, направленных на предотвращение прямой агрессии или иных форм экспансии одного государства или группы государств по отношению к другому государству или государствам. Основным компонентом политики сдерживания является открытая демонстрация неблагоприятных последствий агрессии для самого агрессора, экспансии для самого экспансиониста: политика сдерживания включает серию превентивных мер по отношению к потенциальному агрессору или экспансионисту; б) комплекс мероприятий, направленных на сужение масштабов уже начавшихся агрессий или экспансий с целью сведения их последствий до минимума.
В начале XXI столетия, несмотря на партнерские отношения между Россией и США (и их союзниками), политическому руководству Российской Федерации приходится поддерживать оборотной потенциал в стране до предела необходимого сдерживания. В этих целях разрабатываются и ставятся на вооружение самые современные комплексы. Например, комплексы «Искандер»: в воздушно-космических войсках зенитно-ракетные комплексы С-300 и самые новейшие комплексы С-400, которые по своим боевым возможностям, значительно превосходят аналогичные системы США. В августе 2001 года проведена серия успешных запусков из подводного положения ракеты сверхдальнего действия «Булава», которые в 2012 году поставлены на боевое дежурство в ВМФ страны. Разрабатываются и ставятся на боевое дежурство военные самолеты пятого поколения, которые по своим тактико-техническим данным также превосходят авиационные комплексы США и их союзников.
Вес это, а также разрабатываемые ещё более совершенные и эффективные системы морские, сухопутные, воздушно-космические комплексы являются надежным инструментом политического и военного сдерживания любого потенциального агрессора, в том числе со стороны некоторых государственных политиков исламского мира, который отличается религиозным фанатизмом и не признает никаких государственных границ.
В начале XXI столетия, несмотря на партнерские отношения между Россией и США (и их союзниками), политическому руководству Российской Федерации приходится поддерживать оборотной потенциал в стране до предела необходимого сдерживания. В этих целях разрабатываются и ставятся на вооружение самые современные комплексы. Например, комплексы «Искандер»: в воздушно-космических войсках зенитно-ракетные комплексы С-300 и самые новейшие комплексы С-400, которые по своим боевым возможностям, значительно превосходят аналогичные системы США. В августе 2001 года проведена серия успешных запусков из подводного положения ракеты сверхдальнего действия «Булава», которые в 2012 году поставлены на боевое дежурство в ВМФ страны. Разрабатываются и ставятся на боевое дежурство военные самолеты пятого поколения, которые по своим тактико-техническим данным также превосходят авиационные комплексы США и их союзников.
Вес это, а также разрабатываемые ещё более совершенные и эффективные системы морские, сухопутные, воздушно-космические комплексы являются надежным инструментом политического и военного сдерживания любого потенциального агрессора, в том числе со стороны некоторых государственных политиков исламского мира, который отличается религиозным фанатизмом и не признает никаких государственных границ.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013