идеологизированное определение коммунистической жертвенности. Советская идеология требует готовности к самоотречению — вплоть до полного самозабвения — не только в исключительных обстоятельствах (война, голод, стихийные бедствия) , но и в рутинной жизни — в труде, политической деятельности, личных отношениях. Требование самоотверженности сохраняется на всем протяжении почти 70-летней истории СССР, что само по себе свидетельствует об антигуманной природе коммунистического режима и лицемерии пресловутого лозунга: «Все для человека, все во имя человека». Призывы к бесконечной самоотверженности отнюдь не случайны. При плохой организации и нищенской оплате труда, при системе, когда всегда чего-то не хватает (транспорта, сырья, инструмента), мало просто работать, надо работать самоотверженно, на износ, с бесконечными авралами и штурмовщиной.
Слово С. применительно к общественной работе призвано скрыть ее серость, пустоту и бессмысленность. Призывы к самоотверженности в быту продиктованы постоянными трудностями и лишениями повседневной жизни. В плане идеологическом в утверждении С. усматривается лесть народу: такая оценка, по мысли властей, должна побуждать людей к все новым усилиям, вызывать бодрость и желание работать с полной отдачей сил. Искусственное расширение социальной сферы приложения понятия С. лишает его смысла. Когда о рутинных трудовых действиях говорят С., а в людях, выполняющих норму, видят борцов, это не может не вызывать усмешки.
ПРИМЕРЫ: «Золотыми руками самоотверженных тружеников создаются все материальные и духовные ценности». («Агитатор», 1979, № 1, с. 37.) «Самоотверженный труд, забота об общем благе, о человеке отличает всех кандидатов в депутаты». («Правда», 25 февраля 1979, с. 2.) «...самоотверженный труд сформировал гармоническую личность человека эпохи зрелого социализма». («Известия», 12 марта 1984, с. 3.)
1.21 мб