Рынок зерна

Найдено 1 определение
Рынок зерна
явл. одним из наиболее развитых рынков в связи с высоким уровнем его производства, знач. объемами валовых сборов зерновых (в 2000 г. мегарегион занимал первое место в РФ по этому показателю), благоприятными агроклиматическими условиями для выращивания различных видов зерновых культур, к-рые возделываются в ограниченном числе росс, регионов (озимой и яровой пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, сорго и тритикале на зерно, проса, овса, гречихи, риса, сои и др.), а также сложившейся специализации хозяйств, оснащенностью, приспособленной к условиям региона сельхозтехникой, наличием производ. инфраструктуры. Предложение на зерновом рынке территорий Ю.Р. на 90-92% обеспечивают сельскохозяйственные предприятия (000, сельхозкооперативы, КДХ и др.), т.к. крестьянские (фермерские) хозяйства, а также хозяйства населения дают не более 8-10% зерна, в общем его рыночном обороте. Объем предложения зерна на рынке существенно колеблется по гг. и зависит от таких факторов, как производство товарного зерна по культурам, уровень товарности, потенциал предложения на зерновом рынке, объем закупок за рубежом и др. Реальное предложение на рынке зерна Ю.Р. в период институциональных преобразований существенно снизилось в связи с низкой урожайностью зерновых культур, уменьшением посевных площадей и, как следствие, с сокращением его валовых сборов: если в 1991 г. на территориях, входящих в Южный федеральный округ, было произведено 26,8 млн. тонн зерна, то в 1998 г. - только 11,4 млн. тонн, в 1999 г. - 14,6 млн. тонн. В 2001 г., в связи с хорошим урожаем, валовое производство зерновых в двух ведущих зернопроизводящих регионах составило: в Кр. крае - 8,1 млн. тонн, в Рост.обл. - 6,0 млн. тонн (в то время как в 2000 г. было лишь 3,2 млн. тонн) - в два раза больше, чем в предыдущие гг. Спрос на зерно на зерновом рынке Ю.Р. предъявляют: перерабатывающие предприятия (до 18-20%); заготовители и Потребсоюз (до 20%); различные организации, к-рым обеспечиваются прямые поставки (3-4%), население (до 10%). Более 20% закупают непосредственно у производителей посредники и перекупщики, 2-3% реализуется на ярмарках, до 4% идет на оплату труда работников сельхозпредприятия, около 15% зерна потребляется внутри хозяйств, 4-5% идет по бартеру и в порядке обмена. Очевидно, что гос-во перестает быть монополистом на зерновом рынке, в соответствии с этим трансформируются и каналы реализации зерна. Инфраструктура зернового рынка представлена более 10 оптовыми продовольственными рынками, продовольственными сезонными ярмарками, проводимыми в разных регионах Ю.Р., рядом торговых домов. В наст.вр. формируется крупная специализированная Юж.-рос. зерновая биржа.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

|