определенный порядок политических действий, обязательных актов, церемоний, призванных воздействовать на эмоции участников.
РИТУАЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Ритуал политический
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
РИТУАЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
лат. ritualis образцовый) - исторически сложившаяся форма символического поведения субъектов политики, средство наследования и передачи определенного рода ценностей, традиций, опыта, чувств, образцов политического поведения. Наиболее часто используется в области церемониального поведения людей, призванного внушить уважение к государственным ценностям и политическим традициям.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Политический ритуал
содержательный и эмоциональный аспект политической жизни, её регламентирующее и организующее начало, определяющее порядок политических действий. Особый вид политического ритуала - массовые ритуальные церемонии: парады, шествия, демонстрации, чествования, специальный ритуал торжественных похорон - политическая литургия, которая дополняется во Франции, например, пантеоном политических героев и мучеников. Политический ритуал и его реквизит - обычаи, традиции, правила, нравы - предназначен не одним его исполнителям и служит не только удовлетворению их честолюбия и вкусов. Ритуальное зрелище служит легитимизации политики и власти, во-первых: во-вторых, ритуал может служить и служит также фасадом подлинных политических событий и нередко служит удовлетворению личного тщеславия и групповых претензий правящих сил.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
РИТУАЛ политический
от лат. ritualis — образцовый) — исторически сложившаяся форма символического поведения субъектов политики, средство наследования и передачи власти, определенного рода ценностей, традиций, опыта, образцов политического поведения. Наиболее часто используется в области церемониального поведения людей, призванного внушить уважение к государственным ценностям и политическим традициям. Р.п. — содержательный и эмоциональный аспект политической жизни, ее регламентирующее и организующее начало, определяющее порядок политических действий (собраний, заседаний, встреч), обязательных актов (деловых и торжественных приемов, занятия должностных постов, вручения наград, присвоения званий). Особый вид политического зрелища образуют массовые ритуальные церемонии — парады, шествия, демонстрации, чествования. Ритуал — составная часть зрелищного аспекта политики. Он призван не только упорядочивать, но и украшать и возвышать политическую жизнь, придавать престиж политическим событиям и действующим в них лицам. Ритуальное зрелище служит легитимации политики и власти. Для подвластной массы Р.п. выступают важнейшей формой политической эстетики. Для властвующих групп они служат эффективным средством поддержания эмоционального консенсуса и стабильности в обществе. Надо отличать Р.п., соответствующие своему понятию и политически эффективные, от политических псевдоритуалов, которые служат удовлетворению личного тщеславия и групповых претензий правящих сил. В тоталитарных обществах особенно востребованы массовые театрализованные ритуалы (праздничные шествия и демонстрации, военные парады, спортивные праздники), поскольку усиливают единообразие, монументальность и коллективизм тоталитарного образа жизни.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
РИТУАЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
как неотъемлемая часть любой политической жизни представляет собой стандартизированное повторение политически значимых действий, идеологически (мифологически) санкционированных и драматически инсценированных, с целью регулярного подтверждения и укрепления социально-политических порядков.
Все наиболее значимые ритуалы, включая политические, имеют трехчленную структуру: они предполагают отделение участников ритуала от повседневной жизни, помещение их в чрезвычайные условия и, наконец, возвращение в повседневность, но уже в качестве "посвященных". Данная структура ритуала осуществляется посредством процессуальных символов, транспортирующих смыслы коллективных действий в сознание участников ритуала. Тем самым ритуал выступает важнейшим (и древнейшим) способом коллективного внушения. Первоначальный социально-политический смысл этого внушения состоит в усилении коллективности, групповой сплоченности. Структура ритуала позволяет управлять (манипулировать) ценностной ориентацией его участников, вовлекая их в ритуальный опыт крайне интенсивного группового взаимодействия и взаимопонимания.
Любые ритуалы служат важнейшим средством социально-психологической легитимации. Высшей легитимирующей(санкционирующей) инстанцией политических ритуалов являете идеология (политическая мифология). Политический миф с его "вечно возвращающимися" образами обожествленных идей и вождей выступает сценарием ритуала, а этот последний - драматической версией передачи мифа. Благодаря своей структурирующей функции политический ритуал служит незаменимым средством управления социальными конфликтами.
Участникам ритуала в идеально-типической и убедительной (как откровение) форме раскрываются их социально-политические роли. Те самым ролевая структура общества получает высшую санкцию и закрепляется в сознании участников ритуала. Характерный для ритуала момент повторения стандартизированных действий вносит успокоение в массовое сознание, освобождает индивидуума от бремени личной свободы и ответственности, особенно в кризисные моменты социального развития. Для подвластной массы политические ритуалы выступают важнейшей формой политической эстетики. Для властвующих групп они служат эффективным средством поддержания эмоционального консенсуса и стабильности в обществе. Надо отличать политические ритуалы, соответствующие своему понятию и политически эффективные, от политических псевдоритуалов. Которые лишены вышеуказанной трехчленной структуры и только по форме воспроизводятся ритуальные действия
В политическом смысле такого рода ритуалы бессодержательны и служат лишь временным (компромиссным) фасадом для совершенно иных политических акций и протестов.
В тоталитарных обществах особенно востребованы массовые театрализованные ритуалы (праздничные шествия и демонстрации, военные парады, спортивные праздники и т.д.), поскольку они усиливают единообразие, монументальность и коллективизм тоталитарного образа жизни.
В современных демократиях политические ритуалы входят в арсенал разнообразных (прежде всего избирательных) политических технологий, широко использующих эстетические возможности новейших СМИ. Как и в прошлые эпохи, современные политические ритуалы придают бунтарским настроениям и политическим конфликтам "законный", упрядоченный характер, выпуская пар стихийного недовольства тем самым стабилизируя существующие политические порядки.
Типичным примером этого может служить ритуализация конфликта между работодателями и наемными работниками, его превращение в "игру по правилам".
Все наиболее значимые ритуалы, включая политические, имеют трехчленную структуру: они предполагают отделение участников ритуала от повседневной жизни, помещение их в чрезвычайные условия и, наконец, возвращение в повседневность, но уже в качестве "посвященных". Данная структура ритуала осуществляется посредством процессуальных символов, транспортирующих смыслы коллективных действий в сознание участников ритуала. Тем самым ритуал выступает важнейшим (и древнейшим) способом коллективного внушения. Первоначальный социально-политический смысл этого внушения состоит в усилении коллективности, групповой сплоченности. Структура ритуала позволяет управлять (манипулировать) ценностной ориентацией его участников, вовлекая их в ритуальный опыт крайне интенсивного группового взаимодействия и взаимопонимания.
Любые ритуалы служат важнейшим средством социально-психологической легитимации. Высшей легитимирующей(санкционирующей) инстанцией политических ритуалов являете идеология (политическая мифология). Политический миф с его "вечно возвращающимися" образами обожествленных идей и вождей выступает сценарием ритуала, а этот последний - драматической версией передачи мифа. Благодаря своей структурирующей функции политический ритуал служит незаменимым средством управления социальными конфликтами.
Участникам ритуала в идеально-типической и убедительной (как откровение) форме раскрываются их социально-политические роли. Те самым ролевая структура общества получает высшую санкцию и закрепляется в сознании участников ритуала. Характерный для ритуала момент повторения стандартизированных действий вносит успокоение в массовое сознание, освобождает индивидуума от бремени личной свободы и ответственности, особенно в кризисные моменты социального развития. Для подвластной массы политические ритуалы выступают важнейшей формой политической эстетики. Для властвующих групп они служат эффективным средством поддержания эмоционального консенсуса и стабильности в обществе. Надо отличать политические ритуалы, соответствующие своему понятию и политически эффективные, от политических псевдоритуалов. Которые лишены вышеуказанной трехчленной структуры и только по форме воспроизводятся ритуальные действия
В политическом смысле такого рода ритуалы бессодержательны и служат лишь временным (компромиссным) фасадом для совершенно иных политических акций и протестов.
В тоталитарных обществах особенно востребованы массовые театрализованные ритуалы (праздничные шествия и демонстрации, военные парады, спортивные праздники и т.д.), поскольку они усиливают единообразие, монументальность и коллективизм тоталитарного образа жизни.
В современных демократиях политические ритуалы входят в арсенал разнообразных (прежде всего избирательных) политических технологий, широко использующих эстетические возможности новейших СМИ. Как и в прошлые эпохи, современные политические ритуалы придают бунтарским настроениям и политическим конфликтам "законный", упрядоченный характер, выпуская пар стихийного недовольства тем самым стабилизируя существующие политические порядки.
Типичным примером этого может служить ритуализация конфликта между работодателями и наемными работниками, его превращение в "игру по правилам".
Источник: Словарь по политологии