смена политической системы, приход к власти политических сил, свергнувших предшествующую политическую элиту.
РЕВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Революция политическая
Источник: Политико-терминологический словарь
РЕВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
лат. revolutio — переворот) — вид политического процесса, характеризующийся радикальными политическими изменениями, сменой политической системы или же удалением из ее структуры тех или иных элементов, сменой правящей элиты. Революция (так же, как и любая другая крайняя форма проявления политического конфликта) связана с применением насилия. Примерами политических революций могут быть Великая французская революция 1789-1799 гг., уничтожившая абсолютизм, Февральская революция 1917 г. в России, свергнувшая самодержавие, а также последовавшая за ней Октябрьская революция, провозгласившая установление Советской власти и др.
Источник: Новейший политологический словарь
Революция политическая
1) смена политической системы, приход к власти политических сил, свергнувших предшествующую политическую элиту;
2) процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт) - это формы вооруженного захвата власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в политике (путч - неудавшийся заговор).
2) процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт) - это формы вооруженного захвата власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в политике (путч - неудавшийся заговор).
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
РЕВОЛЮЦИЯ политическая
составная часть социальной революции, ее проявление в политической сфере общественной жизни, выражающееся в замене политической власти одних, старых социально-политических сил страны другими, новыми и, как правило, прогрессивными.
Р.п. может завершать социальную революцию, как это имело место, напр., с Великой французской революцией конца XVIII в., а может и начинать ее, примером чего может служить Октябрьская революция в России 1917 г. В первом случае речь идет об отстранении от власти феодального дворянства и духовенства и приходе к власти буржуазии, уже задолго до этого завоевавшей господствующие позиции в экономике; а во втором - о свержении власти буржуазно-помещичьих сил и замене ее властью пролетарски-крестьянских сил, призванных использовать завоеванную ими политическую власть для революционного преобразования всего общества, т.е. для осуществления социальной революции. Как и социальные революции, Р.п. в нашем столетии подразделяются по своему типу на: антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные; буржуазные и буржуазно-демократические; народные и народно-демократические; социалистические. Р.п., как острая форма социально-политического противоборства, всегда сопряжена с применением тех или иных видов насилия (экономического, политического, военного, административного, нравственного, идейно-психологического и др.) в том или ином масштабе. Другое дело, что насилие насилию рознь. Оно может носить как вооруженные, и в этом смысле немирные, формы (вооруженное восстание, гражданская война и др.), так и невооруженные, т.е. сравнительно мирные формы. Выбор той или иной формы в решающей степени зависит от реально складывающегося соотношения сил между Р. и контрреволюцией. От
Р.п. следует отличать правительственные перевороты или иные, чаще всего поверхностные политические перемены, не затрагивающие глубинные основы политической власти господствующих социально-политических сил.
Р.п. может завершать социальную революцию, как это имело место, напр., с Великой французской революцией конца XVIII в., а может и начинать ее, примером чего может служить Октябрьская революция в России 1917 г. В первом случае речь идет об отстранении от власти феодального дворянства и духовенства и приходе к власти буржуазии, уже задолго до этого завоевавшей господствующие позиции в экономике; а во втором - о свержении власти буржуазно-помещичьих сил и замене ее властью пролетарски-крестьянских сил, призванных использовать завоеванную ими политическую власть для революционного преобразования всего общества, т.е. для осуществления социальной революции. Как и социальные революции, Р.п. в нашем столетии подразделяются по своему типу на: антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные; буржуазные и буржуазно-демократические; народные и народно-демократические; социалистические. Р.п., как острая форма социально-политического противоборства, всегда сопряжена с применением тех или иных видов насилия (экономического, политического, военного, административного, нравственного, идейно-психологического и др.) в том или ином масштабе. Другое дело, что насилие насилию рознь. Оно может носить как вооруженные, и в этом смысле немирные, формы (вооруженное восстание, гражданская война и др.), так и невооруженные, т.е. сравнительно мирные формы. Выбор той или иной формы в решающей степени зависит от реально складывающегося соотношения сил между Р. и контрреволюцией. От
Р.п. следует отличать правительственные перевороты или иные, чаще всего поверхностные политические перемены, не затрагивающие глубинные основы политической власти господствующих социально-политических сил.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
РЕВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
от лат. revolutio - поворот, переворот) - насильственный способ кардинального изменения политической системы, который осуществляется в ходе вооруженной борьбы одного класса, имеющего власть, и остальных классов, стремящихся к завоеванию политического господства. В конечном итоге, по Марксу, политическая революция направлена на создание такой общественной целостности, которая соответствует интересам исторически господствующего класса.
Любая революция начинается в головах идеологических пассионариев. Идеологи, как правило, формулируют новые социально-политические ценности, которые воспринимаются их современниками как фантазии. Данный продукт идеологов получил название утопии. В то же время развитие общественных отношений через некоторое время приводит к актуализации этих идей. Содержания этих утопий превращаются в идеологию. Возникает множество последователей революционных идей.
Возникает оппозиция по отношению к существующей власти, которая основывает свою политическую деятельность на данной идеологии. После того, как зарождающиеся социальные процессы получают достаточное распространение, они осознаются основной массой населения в качестве господствующего мотива общественной психологии. Этот мощный импульс общественного сознания становится движущей силой стихийных революций. Они возникают спонтанно, естественно. Какая-либо случайность разрастается в массовое возмущение, которое вспыхивает как пожар революции. Стихийные революции, как правило, имели выраженную религиозную окраску.
К революциям, которые получили непосредственную политическую форму, обычно относят буржуазные революции в Европе (Нидерланды, Англия, Франция XVII-XVIII вв.). Развитие политической и социальной сфер в буржуазной форме привело к появлению революционного учения Маркса и Энгельса. В основе этой пролетарской по содержанию идеологии лежала идея пролетарской революции и создания государства диктатуры пролетариата. По мысли этих идеологов пролетариата, революция этого класса будет организована партией на научной основе. Она будет последней, поскольку в результате ее осуществления будет создано бесклассовое общество. Пролетарская революция в России в 1917 г. и иные подобные революции ожидаемого общественного результата до сих пор не дали. Тот уровень прав и свобод, который достигнут в постпромышленном обществе, позволяет многим идеологам понимать революцию как насилие и политическое преступление по отношению к другим классам и слоям населения.
Любая революция начинается в головах идеологических пассионариев. Идеологи, как правило, формулируют новые социально-политические ценности, которые воспринимаются их современниками как фантазии. Данный продукт идеологов получил название утопии. В то же время развитие общественных отношений через некоторое время приводит к актуализации этих идей. Содержания этих утопий превращаются в идеологию. Возникает множество последователей революционных идей.
Возникает оппозиция по отношению к существующей власти, которая основывает свою политическую деятельность на данной идеологии. После того, как зарождающиеся социальные процессы получают достаточное распространение, они осознаются основной массой населения в качестве господствующего мотива общественной психологии. Этот мощный импульс общественного сознания становится движущей силой стихийных революций. Они возникают спонтанно, естественно. Какая-либо случайность разрастается в массовое возмущение, которое вспыхивает как пожар революции. Стихийные революции, как правило, имели выраженную религиозную окраску.
К революциям, которые получили непосредственную политическую форму, обычно относят буржуазные революции в Европе (Нидерланды, Англия, Франция XVII-XVIII вв.). Развитие политической и социальной сфер в буржуазной форме привело к появлению революционного учения Маркса и Энгельса. В основе этой пролетарской по содержанию идеологии лежала идея пролетарской революции и создания государства диктатуры пролетариата. По мысли этих идеологов пролетариата, революция этого класса будет организована партией на научной основе. Она будет последней, поскольку в результате ее осуществления будет создано бесклассовое общество. Пролетарская революция в России в 1917 г. и иные подобные революции ожидаемого общественного результата до сих пор не дали. Тот уровень прав и свобод, который достигнут в постпромышленном обществе, позволяет многим идеологам понимать революцию как насилие и политическое преступление по отношению к другим классам и слоям населения.
Источник: Словарь по политологии