сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.
РЕШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
Решение политическое
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Политическое решение
(Political decision, Саясий чечим) – намерение или меры органов власти и официальных лиц, по решению определенной общественной проблемы в социальной, экономической или иной сфере жизни общества.
Политическое решение
выработка нескольких вариантов действий для ликвидации возникшей политической проблемы и дальнейший выбор оптимального из них, реализация которого должна устранить проблему с максимальной эффективностью.
Источник: Теория международных отношений. Словарь справочник. Учебно методическое пособие.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
Способ осуществления интересов всех участников политических событий. Политическая жизнь государства заключается не только во взаимоотношении властителей и подчиненных. Она состоит из взаимодействия интересов всех участников политической жизни, имеющих свои цели. Их осуществление возможно только посредством проведения конкретных политических мер, в том числе и через принятие политических решений. Политическое решение заключается в разрешении политических конфликтов. Конфликты в политической жизни общества являются неизбежными. Они могут регулироваться не одним, а рядом политических решений, каждое из которых является ключевым фактором в сопоставлении политических идей и принятия политических решений.
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
РЕШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
один из основных моментов политического процесса, содержание которого заключается в идеологическом разрешении наличной проблемы и организации политического действия, направленного на стабилизацию или изменение политической ситуации. Политическое решение может иметь форму политического сознания, усмотрения, использования ритуала или традиции, а также закона.
Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политической реальности; определение политического интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. д. В зависимости от политической организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.
Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.
Для повышения эффективности альтернативный набор вариантов готовят различные структуры, а выбор варианта решения осуществляют представители элиты в результате разнообразных процедур принятия, которые зависят от конкретной ситуации, свойств политического пространства, положения данной элиты и т. д. В системе "Паблик рилейшнз" работа над решением осуществляется гласно и демонстративно на основе доверия участников процесса. Подобная система политического менеджмента и маркетинга превращает процесс выработки и принятия решения в полисубъектный, в котором может принять участие любой активистски ориентированный политический или гражданский субъект.
Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политической реальности; определение политического интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. д. В зависимости от политической организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.
Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.
Для повышения эффективности альтернативный набор вариантов готовят различные структуры, а выбор варианта решения осуществляют представители элиты в результате разнообразных процедур принятия, которые зависят от конкретной ситуации, свойств политического пространства, положения данной элиты и т. д. В системе "Паблик рилейшнз" работа над решением осуществляется гласно и демонстративно на основе доверия участников процесса. Подобная система политического менеджмента и маркетинга превращает процесс выработки и принятия решения в полисубъектный, в котором может принять участие любой активистски ориентированный политический или гражданский субъект.
Источник: Словарь по политологии
Решение политическое
сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Предшествуют политическим действиям. Но внутренняя природа этих двух элементов политического процесса различна. Если политическое действие есть тип практической деятельности, направленный на закрепление или преобразование общественных отношений, то политические решения сами по себе принадлежат к типу внепрактических действий. Выработка и принятие решения - не само политическое действие, а лишь подготовка к нему. С другой стороны, принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Таким образом принятие политических решений - это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами. Все разнообразие политических решений можно подразделить на пять типов: законы и постановления высших органов власти; решения местных органов власти; решения, принимаемые непосредственно гражданами; решения высших органов политических партий и общественных организаций. В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы. Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации. Такого рода подходы отражают двоякий характер управленческого процесса. Подготовка и принятие политического решения представляют собой сложный процесс, в котором можно выделить четыре стадии: 1) постановка или выявление социальной проблемы, требующей своего разрешения; 2) формулирование возможных альтернатив решения проблемы; 3) обсуждение, или сравнительный анализ, имеющихся альтернативных решений; 4) принятие решения, т. е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.
Как правило, принято выделять несколько основных типов реализации решений популизм, элитизм, консерватизм, демократизм радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического процесса соответствуют определенные методы властного регулирования, тем или иным характером взаимоотношений властей и населения, соответствующим типом информационного режима осуществления власти и управления. Популизм в качестве основного средства достижения тех или иных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение предлагаемых обществу целей. Более ярко популизм проявляется при харизматическом правлении, популистские меры могут выступать составной частью политического курса и при демократических, и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления. Отличительная черта элитизма - курс на предотвращение сколь-нибудь значительного участия граждан не только в выработке и корректировке решений, не поощрение различных посреднеческих форм взаимодействия с электоратом, усечение политических формирований общественности, закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах. При консервативной политике в деятельности властей преобладает установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных политических режимов, культивирующих внутреннюю придержанность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает Патриотические настроения и способствует сохранению целостности общественного и политического организмов. К прямо противоположным результатам приводит радикализм политического правления. Даже когда стремление революционизировать общество, добиться его качественного переустройства, не является самоцелью властей, социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований и которые несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения, насилие - основной метод управления революционных режимов неизбежно превращает власть в смертоносное орудие чреватое массовой гибелью граждан. В отличие от радикализма, пренебрегающего во имя глобальных будущих целей насущными правами и интересами людей, демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы общества, является воплощением их неотъемлемых прав и свобод. Культивируя атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет механизмом "самодисциплины и самопринуждения граждан. Умение использовать основные требования теории при принятии решений приобретает особую значимость в периоды интенсивных изменений политических систем, их трансформации и модификации, поскольку в этих условиях нельзя в полной мере опереться на традиции политической жизни и испытанные методы управления государством и обществом.
Как правило, принято выделять несколько основных типов реализации решений популизм, элитизм, консерватизм, демократизм радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического процесса соответствуют определенные методы властного регулирования, тем или иным характером взаимоотношений властей и населения, соответствующим типом информационного режима осуществления власти и управления. Популизм в качестве основного средства достижения тех или иных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение предлагаемых обществу целей. Более ярко популизм проявляется при харизматическом правлении, популистские меры могут выступать составной частью политического курса и при демократических, и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления. Отличительная черта элитизма - курс на предотвращение сколь-нибудь значительного участия граждан не только в выработке и корректировке решений, не поощрение различных посреднеческих форм взаимодействия с электоратом, усечение политических формирований общественности, закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах. При консервативной политике в деятельности властей преобладает установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных политических режимов, культивирующих внутреннюю придержанность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает Патриотические настроения и способствует сохранению целостности общественного и политического организмов. К прямо противоположным результатам приводит радикализм политического правления. Даже когда стремление революционизировать общество, добиться его качественного переустройства, не является самоцелью властей, социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований и которые несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения, насилие - основной метод управления революционных режимов неизбежно превращает власть в смертоносное орудие чреватое массовой гибелью граждан. В отличие от радикализма, пренебрегающего во имя глобальных будущих целей насущными правами и интересами людей, демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы общества, является воплощением их неотъемлемых прав и свобод. Культивируя атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет механизмом "самодисциплины и самопринуждения граждан. Умение использовать основные требования теории при принятии решений приобретает особую значимость в периоды интенсивных изменений политических систем, их трансформации и модификации, поскольку в этих условиях нельзя в полной мере опереться на традиции политической жизни и испытанные методы управления государством и обществом.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник