РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Найдено 1 определение
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕРРОРИЗМ
обоснован преимущественно религиозной аргументацией, хотя цели террористов чаще всего носят конкретно политический характер. Мотивация террористов, непосредственно совершающих насильственные действия, также базируется на религиозной основе. Побудительными мотивами для такой деятельности является религиозный фанатизм, толкающий людей даже на самоубийства. Пример тому — шахиды, готовность к самопожертвованию которых используют исламские экстремистские группировки.
Исламский терроризм в современном мире представляет собой наиболее распространенную разновидность Р. Т. Такие организации и группировки, как «Алъ-Каида», «Хамас», «Хезболлах», братья-мусульмане и другие, приобрели печальную известность благодаря многочисленным террористическим акциям, совершенным их боевиками. Среди них и самый грандиозный за всю историю терроризма — акция 11 сентября 2001 г. в НьюЙорке и Вашингтоне.
В последние десятилетия возросла террористическая активность ряда тоталитарных религиозных сект, среди которых особую известность получила японская «Аум Синрикё» в связи с газовой атакой в токийском метро.
Среди современных течений Р. Т. можно отметить сикхский терроризм. Сикхи являются одним из религиозных меньшинств Индии, на их долю приходится около 2% от общего числа верующих этой страны. В XVI в. на территории современного индийского штата Пенджаб образовалось самостоятельное Сикхское государство. Но просуществовало оно недолго, так как вскоре было захвачено англичанами и включено в состав Британской Индии. После того как Индия и Пакистан обрели независимость, среди сикхов тоже усилилось стремление к восстановлению самостоятельности. Возникло несколько сикхских организаций сепаратистской направленности, целью которых стало создание на территории разделенного между Индией и Пакистаном Пенджаба независимого государства под названием Халистан. Некоторые сикхские группировки избрали терроризм в качестве средства достижения поставленной цели. Сикхи-террористы чаще всего прибегают к убийству индийских политических и общественных деятелей, представителей центральных органов власти Республики Индия и органов власти штата Пенджаб.
Самый громкий террористический акт, совершенный сикхами,
— убийство премьер-министра Индии Индиры Ганди, дочери выдающегося индийского государственного деятеля Джавахарлала Неру. Поводом для покушения на И. Ганди стала трагедия, разыгравшаяся в городе Амритсаре, где находится одна из главных святынь сикхов — Золотой храм. В 1984 г. в Золотом храме укрылась от гнева индусов группа сикхских террористов, совершивших перед этим убийство сына известного индийского журналиста. На предложение властей сдаться сикхи ответили отказом. Начался штурм Золотого храма индийскими спецподразделениями. Во время операции большинство находившихся в храме сикхов погибло вместе с руководителем террористов Джарналом Сингхом Бхиндравале. Во всей Индии усилились антисикхские настроения, тысячи сикхов вынуждены были бежать из страны. Вину за случившееся лидеры террористов возложили на индийские власти и лично на премьер-министра. Еще раньше им удалось внедрить в охрану И. Ганди своих людей. После событий в Золотом храме И. Ганди советовали удалить из своей охраны всех сикхов, но она, из соображений политкорректности, не сделала этого. Первые три попытки покушения сорвались и лишь четвертая — 31 октября 1984 г. завершилась убийством И. Ганди. Она была убита сотрудничавшими с террористами собственными охранниками — Беантом Сингхом и Сатвантом Сингхом. Поскольку они оба были сикхами, убийство И. Ганди спровоцировало новую волну антисикхских выступлений, сопровождавшихся погромами. По опубликованным в печати данным в те дни было убито около 30 тысяч сикхов, что стало дополнительным толчком для продолжения террористической деятельности экстремистскими сикхскими группировками.
Через два года сикхские террористы едва не убили сына Индиры Ганди — Раджива Ганди, сменившего свою мать на посту премьер-министра. В итоге Раджив Ганди также погиб от рук террористов в 1991 г., но не сикхских, а тамильских из организации «Тигры освобождения Тамил илама».
Террористические акции совершались сикхскими боевиками и в последнее десятилетие. 31 августа 1995 г. члены террористической группировки «Баббар халса» взорвали главного министра штата Пенджаб Беанта Сингха. Сикхский терроризм имеет ярко выраженную сепаратистскую направленность, что сближает его с этническим терроризмом. В современном мире этот тип терроризма и Р. Т. часто пересекаются. Так обстоит дело в Северной Ирландии, где терроризм вдохновляется идеями ирландского национализма (см. национализм), но имеет и явно выраженную религиозную основу — главный водораздел внутри населения данного региона проходит между католиками и протестантами (см. ИРА). Близость и взаимопроникновение религиозного и этнического терроризма можно увидеть и в других «горячих точках» современного мира.

Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
226.09 кб

Религиозный экстремизм и терроризм

Василенко Владимир Иванович, Малышев Виктор Владимирович
Рассматриваются некоторые проблемы и особенности религиозного экстремизма и как крайней формы его проявления религиозного терроризма.
Читать PDF
185.06 кб

Религиозный терроризм в современной России

Анищенко Кирилл Федорович
Читать PDF
140.98 кб

Религиозные аспекты терроризма в мировой прессе

Бочинин А. В.
Читать PDF
141.65 кб

Религиозные аспекты терроризма в мировой прессе

Бочинин А. В.
Читать PDF
827.59 кб

ТЕРРОРИЗМ - ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ, А НЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

Расулова Мадина Асхатовна
В статье говорится, что на сегодняшний день терроризм сравним с хорошо продуманным бизнесом. У него нет ни религии, ни нации, лишь низменные цели власть, огромные деньги, могущество, нагнетание страха на человечество.
Читать PDF
142.92 кб

Глобализация, терроризм и религиозный экстремизм

Утельбаев Карим Токтарович
Диспропорции в развитии различных стран, позволяющие доминировать развитым странам над развивающимися, противоречия и «разломы» все это только внешние формы, которые условно могут быть соотнесены с причинами и сущностью терроризма
Читать PDF
157.51 кб

Религиозный терроризм как атрибут политической религии

Дринова Елена Михайловна
В статье проводится анализ религиозного терроризма как атрибута политической религии.
Читать PDF
215.23 кб

Молодежь в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом

Каджиков Р.Н.
Противостояние террористической угрозе. Массовое участие молодежи в межрасовых конфликтах. Влияние средств массовой информации.
Читать PDF
0.00 байт

Социальные последствия современного религиозного терроризма

Григорьев Николай Юрьевич, Родюков Эдуард Борисович
В статье предпринимается попытка анализа современного религиозного терроризма. Религиозные террористические акты происходят повсеместно в условиях стремящегося к глобализации мира и затрагивают все сферы жизни общества.
Читать PDF
330.19 кб

ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ИДЕОЛОГИЕЙ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

Ниналалов С. А.
Читать PDF
84.67 кб

Фаза «Нового терроризма» и роль религиозного фактора в его контексте

Ахмедова Кульсум Байтаевна
В статье изучается проблема религиозного фактора в политическом контексте терроризма.
Читать PDF
0.00 байт

К ПРОБЛЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

Пинчук Андрей Юрьевич
В настоящей статье автором рассмотрены вопросы влияния религиозного фактора на развитие в современных условиях международного терроризма.
Читать PDF
0.00 байт

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕРРОРИЗМ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Кудряшова Ирина Владимировна
В статье предпринята попытка определить истоки и характер связи между религией и терроризмом, которая явственно проступает и в многочисленных террористических актах во имя и от имени Бога, и в повсеместно используемом выражении «р
Читать PDF
0.00 байт

Проблема терроризма и религиозного экстремизма в современном Пакистане

Рожкова Анастасия Николаевна
В настоящее время Пакистан является одним из основных союзников США в борьбе с террористическими организациями, действующими в Южной Азии.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема терроризма и религиозного экстремизма в современном Пакистане

Рожкова Анастасия