РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

Найдено 1 определение
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
(religion and politics) Точного и общепринятого определения религии нет. Не может помочь и происхождение данного слова, поскольку оно является производным от латинского глагола religiare (связывать), что предполагает максимальный простор для религиозных верований и заставляет согласиться с часто высказываемым в XX в. утверждением о том, что многие убеждения и идеи, не вписывающиеся в рамки признанных религий, включая разные формы марксизма и национализма, обладают основными свойствами религии. Поэтому действительно трудно дать определение религии, скажем, для преподавания детям сравнительного анализа религий или формулирования законов, направленных против оскорбления религиозных чувств людей. Являются ли магия, колдовство и язычество религией или переплетением религий? И является ли религией теософия? Вместе с тем, если очертить границы религиозных верований довольно трудно, то определить "законную" территорию религии особого труда не составляет. Религия связана с поклонением трансцендентальным или сверхъестественным существам, пребывающим за пределами сферы обыденного, временного и смертного – или над ней. В исторически наиболее важной и нравственно самой строгой форме религиозных верований – монотеизме (примерами которого служат иудаизм, христианство и ислам) центром религиозного культа является единый Бог – всемогущий, вездесущий и всеведающий создатель Вселенной. В связи с этим религия, как правило, имеет огромное нравственное значение. Нормы поведения людей определяются бытием, природой и Божьей волей. Едва ли можно быть действительно религиозным (в любом смысле) человеком без того, чтобы религия не определяла какие-то политические взгляды. Действительно, наиболее естественным отношением между религией и политикой является такое, при котором на самые важные политические вопросы даются ответы религиозного характера: например, основываясь на религиозном откровении (см., например: средневековая теория политики), можно судить о законности или незаконности того или иного режима, о пределах конкретной власти, о справедливости или несправедливости законодательства. Системы правления, оправдываемые религией, можно подразделить на теократии, базирующиеся на непосредственном господстве божественного откровения и трактующих его священнослужителей, и не-теократии, в которых тем не менее определенная форма светского правления санкционирована Божественной волей (доктрина Божественного права (Divine Right) на власть является типичной формой религиозной, хотя и нетеократической, легитимизации). Однако начиная с XVII в. в Западной Европе и Америке господствующей становится светская идеология, стремившаяся – и небезуспешно – отделить религию от политики с тем, чтобы существование государства не нуждалось в теологическом оправдании. Секуляризации явилась результатом расхождений между наукой и религией и раскола между отдельными направлениями христианства. Было необходимо изъять из компетенции религии решение вопроса о том, что является истинным, а что – нет, и обосновать законную власть государства, не прибегая к теологическим положениям. Таким образом, христианский мир признал, что политические разногласия должны разрешаться на светской основе (на исламский мир это не распространялось). Как ни парадоксально, этот процесс быстрее всего развивался в Англии, где сохранялась (и продолжает сохраняться) традиционная церковь. В светском обществе принят принцип разделения религии и политики на две не зависимые друг от друга сферы, но религия продолжает разными способами оказывать влияние на политику. Хотя можно считать, что религиозные доктрины дают слишком произвольный или неопределенный ответ на многие политические вопросы, тем не менее есть проблемы, по которым церковь должна высказываться четко и решительно. Позиция Римской католической церкви по вопросу об абортах – один из наиболее ярких примеров такого рода. Та или иная форма религиозной веры может быть тесно связана с национальной принадлежностью, как, например, католицизм у поляков и ирландцев и православие у армян и грузин. Там, где есть свобода создания партий, нередко существуют партии, основанные большей частью на христианской общественной морали, как, например, многочисленные христианско-демократические партии (Christian Democratic party) в современной Европе, или на базе какой-то одной христианской церкви. Примером могут служить Католическая народная партия в Нидерландах и Республиканское народное движение во Франции, приверженные исключительно римскому католицизму, хотя ныне обе эти партии слились с другими, и в целом в конце XX в. наблюдается тенденция к спаду в партиях, основанных на какой-то одной христианской церкви. В то же время там, где отсутствует официальная связь между религиозной организацией и политической партией, можно наблюдать принадлежность индивида одновременно к обеим организациям и их взаимное влияние. В Англии англиканскую церковь часто называли "партией тори за молитвой", хотя к ней принадлежали и многие не-тори. В 1990-е гг. ее правильнее было бы назвать "либеральными демократами за молитвой".

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
302.60 кб

Религия и политика

Яблоков Игорь Николаевич
Читать PDF
292.50 кб

«Политика и религия»

Жигмитова Мария Галсановна
Читать PDF
632.47 кб

Религия и публичная политика

Светлов Роман Викторович
В статье рассмотрено место религии в современном пространстве публичной политики. Констатируется новый этап в существовании религиозных институций в условиях «открытого общества».
Читать PDF
275.52 кб

Политика и религия жестокости

Стренски Айвон , Степанова Елена Алексеевна
Статья посвящена проблеме политики и религии жестокости правого крыла американского христианства.
Читать PDF
219.88 кб

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СИ ЦЗИНЬПИНА

Нагуслаева Елизавета Альбертовна
Статья посвящена изучению религиозной политики Коммунистической партии Китая в период правления Си Цзиньпина с 2013 г. по настоящее время.
Читать PDF
265.82 кб

Ислам в России: религия и политика

Малашенко А. В.
В статье дается анализ истории и современногосостояния ислама в России. Она носит обзорно-ознакомительный характер и посвящена вопросам современного состояния религиозных отношений, их перспектив и развития.
Читать PDF
1.36 мб

Политика ГСМР в религиозном вопросе

Цеханова Л.
In her paper L.Tsehanova analyses Theravada Buddhism is Myanmar's religion and about 89% of the population in Buddhist. There are also Christians (4%), Muslims (4%) and Hindus.
Читать PDF
257.09 кб

Роль религиозных символов в политике

Буковская Н. В., Воеводина Ю. А.
В данной статье проблематизируется роль символов в политике вообще и в политических текстах в частности. Отмечается междисциплинарный характер проблемы. Религиозные символы рассматриваются как средство политической коммуникации.
Читать PDF
577.02 кб

Религиозный фактор в мировой политике

Шестакова А.Г.
Вопрос об актуальности религиозного фактора в жизни современного общества то и дело поднимается как в средствах массовой информации, так и в научной периодике.
Читать PDF
242.13 кб

Религия и политика в современной России

Куропаткина О.
Читать PDF
379.35 кб

К вопросу о религиозной сущности политики

Аванесова Елена Григорьевна
Рассматриваются сущностные характеристики политики с точки зрения традиции русской религиозной философии.
Читать PDF
147.68 кб

Особенности религиозной политики КНР в XX в

Захарьин Алексей Борисович
В статье рассматриваются основные направления религиозной политики Китая в XX в., когда КНР становится одним из важнейших мировых производителей и инвесторов.
Читать PDF
322.93 кб

Политика как форма религиозной деятельности

Аванесова Елена Григорьевна
В статье рассматривается теоретическая модель религиозно-политической коммуникации, представленная модернистской теологией.
Читать PDF
347.73 кб

Как изучать взаимодействие религии и политики?

Кудряшова Ирина Владимировна
Статья посвящена проблемам изучения современных взаимодействий религии и политики.
Читать PDF
383.46 кб

Религия и политика: к проблеме взаимоотношений

Усалко Олег Владимирович
Религия и политика по-прежнему остаются неразрывно связанными друг с другом в совместной ответственности за «всю» жизнь сообщества и продолжают оставаться тесно связанными в течение длительного периода.