Равенство
Равенство
отношения скорее сходства, подобия, чем тождества; обычно говорят о равенстве прав, возможностей или результатов.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Равенство
принцип избирательного права, когда каждый гражданин имеет один голос; равенство кандидатов; равенство избирательных округов по количеству избирателей.
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
равенство
Gleichheit. Equality Р. означает основной демократический принцип, согласно которому все люди равны перед законом. Правовой основой этого в Германии является принцип равенства (ст. 3, абз. 1 ОЗ ФРГ). Принцип Р. развивался в ходе Просвещения и является одним из трех лейтмотивов Французской революции 1789 г. (свобода, Р., братство); конституционно узаконенный статус эти лейтмотивы обрели в американской Декларации независимости 1776 г. Правовое уравнивание женщины и мужчины обозначается как равноправие и записано в ст. 3, абз. 2 ОЗ ФРГ. См.: Основные права – Справедливость
Равенство
Под равенством марксизм-ленинизм понимает уничтожение классов и классового неравенства. Равенство, по определению товарища Сталина, означает при социализме равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты; равную для всех отмену частной собственности на средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества; равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право получать за это по труду. Такое равенство осуществлено в СССР и записано в Сталинской Конституции. Равенство в понимании марксизма-ленинизма ничего общего не имеет с мелкобуржуазным представлением о равенстве как об уравниловке. Марксизм-ленинизм учит, что равенство невозможно без уничтожения классов.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Равенство
принято выделять четыре типа равенства: (1) равенство людей - обычно связано с религией, где все равны перед Богом-Отцом человечества; (2) равенство возможностей при достижении целей, когда все позиции в обществе должны достигаться в результате конкурентного отбора на основе образовательных достижений и личного таланта; (3) равенство условий - когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства или так наз. позитивной дискриминации, способствующей восходящей социальной мобильности в пользу групп, составляющих меньшинство; каждый из названных типов равенства подвергался критике либо как неосуществимый, либо как нежелательный. Иногда говорят о невозможности достижения принципиального равенства потому, что это требует социализации детей вне семьи с целью минимизации наследования культурных преимуществ, запрета конкуренции, стремления к доминированию, личной свободы и т.д. Критики же этой позиции считают, что ее сторонники используют идею "свободы выбора" не для действительной защиты свободы, а для сохранения тех привилегий, которыми они пользуются благодаря существующему социальному неравенству. (4) фактическое равенство.
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
РАВЕНСТВО
(equality) Фактическое и/или нормативное утверждение равной компетенции или равного положения лиц, порождающее право на справедливое распределение (distributive justice). Квазиэмпирическое равенство индивидов относится к сугубо физическим признакам, как в положении Томаса Гоббса (Hobbes) о равной естественной слабости человека, и к умственным способностям – разумность предрасположенности к нравственным поступкам. Претензии на разумность и нравственность могут выдвигаться в качестве трансцендентальных аргументов. Нормативное утверждение имеет четыре главные ипостаси, которые трудно четко разграничить. 1. Равное удовлетворение при принятии решений (нравственного характера). Право на равное отношение, распространяемое, как и в случае с принципом утилитарного интереса (utilitarian concern), на каждую из частей единой общности. Это фундаментальная, но слабая концепция равенства, т.к. в итоге может привести к неравному распределению (например, на конкурсных экзаменах равенство состоит в том, что каждому позволено принять в них участие). 2. Беспристрастное отношение. Право на то, чтобы к одинаковым ситуациям относились одинаково. Это лишь условно ведет к одинаковым результатам (См. также: беспристрастность). 3. Равенство при распределении. Право, при котором равное отношение означает выделение каждому человеку равного количества благ. Такие права представляются наиболее целесообразными при отсутствии информации о положении участников этого процесса. 4. Равенство результатов. Право на то, чтобы равное отношение обеспечивало в итоге получателям благ равное положение. Достигается учетом их состояния до распределения и регулированием количества распределяемых благ. Это можно сравнить с равной возможностью (equal opportunity), подразумевающей создание равных условий для соперничества за право получить блага. См. также: egalitarianism (эгалитаризм).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
РАВЕНСТВО
Равенство — категория идеального общества, все члены которого равны. Идея равенства предстает в нескольких воплощениях.
Первоначально предполагалось, что равенство обеспечивается ликвидацией привилегий, которыми пользуются представители определенных групп общества, вследствие чего все его члены смогут строить свою жизнь, не страдая от негативных факторов, связанных с происхождением, вероисповеданием, расовой и половой принадлежностью. Такая концепция именуется формальным равенством. Подобные представления о всеобщей гуманности лежали в основе дальнейшего распространения гражданских прав на всех членов общества, включая введение принципа верховенства закона и реформы, связанные с отменой рабства, снятием ограничений на право голоса, окончательным уравниванием в правах мужчины и женщины.
Хотя благодаря формальному равенству были отменены запреты, ущемлявшие права некоторых граждан, процесс не затронул более глубокие факторы социального и экономического характера, позволявшие одним гражданам добиваться большего, чем другим. На устранение именно такого рода различий нацелены другие концепции равенства. Поборников социального равенства в первую очередь интересует вопрос повышения статуса и самоуважения традиционно обездоленных групп общества. Идея равенства возможностей заложена в основу реформ материальной помощи обездоленным. Прогресс в этой области возможен в случае более справедливого перераспределения общественного богатства, а также принятия мер (включая реализацию программ равных возможностей и аффирмативного действия) помощи неблагополучным группам (включая женщин, представителей расовых меньшинств и инвалидов), испытывающим дискриминацию, в частности, в вопросах занятости, оплаты труда и предоставления жилья. Некоторые социалисты высказываются в пользу фактического равенства, что предполагает единый уровень жизни независимо от происхождения, личных обстоятельств и положения в обществе. Желаемого результата предлагается достичь всеобщей уравниловкой, в частности ликвидацией различий в уровне оплаты труда независимо от того, кто какую работу выполняет.
См. также статьи «Аффирмативные действия», «Верховенство закона», «Гражданские права», «Гражданство», «Расизм», «Феминизм».
Источник: 101 ключевая идея политика
Равенство
принято выделять четыре типа равенства: равенство людей - обычно связано с религией, где все равны перед Богом-Отцом человечества; равенство возможностей при достижении целей, когда все позиции в обществе должны достигаться в результате конкурентного отбора на основе образовательных достижений и личного таланта; равенство условий - когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства или так наз. позитивной дискриминации, способствующей восходящей социальной мобильности в пользу групп, составляющих меньшинство; каждый из названных типов равенства подвергался критике либо как неосуществимый, либо как нежелательный; фактическое равенство. Иногда говорят о невозможности достижения принципиального равенства потому, что это требует социализации детей вне семьи с целью минимизации наследования культурных преимуществ, запрета конкуренции, стремления к доминированию, личной свободы и т.д. Критики же этой позиции считают, что ее сторонники используют идею "свободы выбора" не для действительной защиты свободы, а для сохранения тех привилегий, которыми они пользуются благодаря существующему социальному неравенству.
Равенство - характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в т. ч. равенство всех перед законом. У Ж.-Ж. Руссо равенство (в т. ч. равенство воспитания) выступает необходимой предпосылкой свободы; в противоположность этому А. Токвиль считал, что установка на равенство социальных условий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. С критикой ограниченности юридического равенства и требованиями имущественного, экономического равенства как реализации социальной справедливости выступали представители различных течений социалистической мысли 19-20 вв. В современной общественной мысли подвергаются критике примитивные принципы уравнительного распределения и установления полного равенства; наибольшее распространение получили концепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений.
Равенство - характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в т. ч. равенство всех перед законом. У Ж.-Ж. Руссо равенство (в т. ч. равенство воспитания) выступает необходимой предпосылкой свободы; в противоположность этому А. Токвиль считал, что установка на равенство социальных условий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. С критикой ограниченности юридического равенства и требованиями имущественного, экономического равенства как реализации социальной справедливости выступали представители различных течений социалистической мысли 19-20 вв. В современной общественной мысли подвергаются критике примитивные принципы уравнительного распределения и установления полного равенства; наибольшее распространение получили концепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник