(англ. public policy) — политика, осуществляемая в условиях открытости, публичности, доступности общественному контролю и участию. Существуют совершенно различные определения П.П., однако примечательно, что англоязычная традиция связывает это понятие не с термином politics (процесс достижения согласия прежде всего по направлениям, приоритетам и целям политического действия, который в современной политической жизни должен быть публичным по определению), а с термином policy, обозначающим скорее осуществление, реализацию определенной политической линии в какой-либо области. Термином П.П., также преимущественно в англоязычной традиции, обозначается и область политической науки, изучающая механизмы и процессы принятия политических решений и реализации политического курса. В России же наибольшую актуальность обрело понимание П.П., связанное с открытостью, публичным характером политического процесса. В контексте такого понимания необходимым условием П.П. выступает существование публичной сферы общественной жизни, где свободно группируются по различным объединяющим признакам члены общества, происходит обсуждение важнейших проблем общественной жизни, возможных вариантов их политического решения, образуются на основе общности интересов, понимания общественно значимых проблем и способов их решения политические партии, общественные движения и ассоциации гражданского общества. При таком понимании П.П. в нее входят также выявление проблем, волнующих граждан, доступные наблюдению и контролю процедуры подготовки, выработки и принятия решений, гласность дискуссии по выявленным проблемам и проектам их решения, привлечение граждан и их организаций к процессу выявления проблем и разработке возможных вариантов их решения, доступность для населения информации о властных решениях и результатах их исполнения. Понятно, что осуществление П.П. при таком ее понимании невозможно без существования широкого процесса коммуникаций общественных групп по вопросам общегосударственной, региональной и местной политики, высокой интенсивности ассоциативной жизни членов общества, развитости гражданского образования во всех его возможных формах, а также значительной активности граждан в вопросах политического контроля и участия. В истории мысли теории П.П. уходят корнями, в частности, в теорию Джона Дьюи, который в книге «Публичное и его проблемы» (1927) впервые различил приватную и публичную сферы жизни общества и обосновал необходимость взаимодействия граждан в публичной сфере для сохранения демократии. В современной философии политики и права разработки в области теории П.П. тесно соприкасаются с теориями делиберативной демократии и демократии участия. Наибольшее развитие идеи публичной сферы и П.П. получили в философии политики и права Ю. Хабермаса. Хабермас выдвинул, в частности, идею о том, что наряду с инструментальным действием существует коммуникативное действие, направленное на достижение лучшего взаимопонимания между людьми. Коммуникативное действие, по Хабермасу, разворачивается именно в публичной сфере жизни общества. Условием его успеха выступает, в частности, существование политически неравнодушной публики. В отличие от идей сторонников теории рационального выбора, согласно которым люди выходят на арену публичной политики со своими частными интересами, и суть происходящего на этой арене — лишь столкновение уже сложившихся частных интересов, Хабермас обосновал мысль о том, что именно в публичной сфере, в условиях интенсивного общения с представителями иных интересов и точек зрения, люди приходят к пониманию и уточнению своих политических интересов и позиций, в чем общение и стремление понять позиции других и учесть их в предлагаемых решениях играет жизненно важную роль. В современных условиях ряд авторов отмечают своего рода «кризис публичной сферы». В странах Запада ученые и мыслители связывают это с ростом индивидуализма, уменьшением «социального капитала», снижением интереса граждан к происходящему в общественной жизни или, говоря словами Р. Сеннета, с «падением публичного человека». В России трудности становления П.П. связаны, в частности, с отсутствием прочных традиций гражданского участия и контроля Кроме того, чтобы не опасаться открытости, прозрачности и общественного контроля, власть должна быть не коррумпированной, достаточно эффективной и направлять свои усилия на достижение целей, которые понятны и близки гражданам.
А.Г. Сытин.
632.47 кб
Религия и публичная политика
В статье рассмотрено место религии в современном пространстве публичной политики. Констатируется новый этап в существовании религиозных институций в условиях «открытого общества».