Противоречия территориального управления

Найдено 1 определение
Противоречия территориального управления
отражают противоречия субъекта, противоречия объекта, противоречия между субъектом и объектом, между субъектами различного уровня, между различными сторонами и элементами объектов государственного управления на федеральном, муниципальном, региональном и местном уровнях. П.т.у. различаются по своей природе и сущностной роли (существенные и несущественные, обязательные и необязательные, исходные и неисходные); по значению (основные, второстепенные); по виду и характеру (внутренние и внешние, решающие и сопровождающие); по уровню общения (общегосударственные, национальные, региональные, классовые, сословные, групповые). А также делятся по системному признаку, по причинам (необходимые, случайные), по сферам проявления, по объему проявления и последствий, по объекту исторического действия, по генетическому признаку (новые, старые), по временному основанию и т.д. На территориальном уровне многие противоречия становятся более очевидными, а их выявление и нейтрализация является важной задачей административно-территориального управления. Среди П.т.у необходимо указать: фактическую несбалансированность и «самоориентированность» местных бюджетов всех уровней; неподконтрольный характер распоряжения федеральной, региональной и муниципальной видами собственности; несовершенство правового поля деятельности субъектов в использовании ресурсного потенциала; отсутствие хорошо сбалансированных социальных механизмов. К числу существенных параметров, составляющих основу противоречий и реальную угрозу интересам национальной безопасности России можно отнести нарастание национализма, национального и регионального сепаратизма, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований. Общероссийские проблемы накладываются на специфику Ю.р. Собственный кавказский узел проблем изначально определяется следующими характеристиками: этническая разнородность населения, малоземелье и аграрно-промышленный профиль. Ситуацию дополняют факторы дотационности республик, трудоизбыточности населения и высокая степень милитаризованности общества. Межреспубликанские и межэтнические территориальные претензии в сочетании со специфическими чертами национального характера народов, подвергавшихся депортации, а также действенное влияние зарубежных элит делает неизбежным появление основной болевой точки Сев. Кав. - Чечни. Для Рост. Обл. на первом месте стоят проблемы экономической и социальной стабильности (шахтерское и казачье движения), для Кр. края - ограничение миграционных потоков и ужесточение пограничного режима, для Ст. края - решение вопроса о статусе пограничных Чеченской республике территории и организации защиты населения от бандитских формирований, для Рес. Даг. - распространение ваххабизма и его политизация и т.д.
С позиции федеральной законодательной власти наиболее опасным противоречием становится фактор размывания единого правового пространства страны, принятие субъектами РФ нормативных и правовых актов и решений, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству. Это касается правового статуса субъекта РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов РФ, принципа разделения властей. Практически все субъекты Ю.Р. вступают в противоречие с федеральным законодательством. К противоречиям федерального и регионального законодательства, свидетельствующим об отсутствии четкого механизма регионального управления относятся следующие: 1. провозглашение верховенства законов республик, установление всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) на территории субъекта Федерации; 2. приостановление действия указов Президента РФ федеральных законов и других правовых актов РФ, противоречащих суверенным правам и интересам субъектов Федерации (напр. Конституция Рес. Даг., ст. 64.); 3. введение статей о федеративном и территориальном устройстве, которые находятся в исключительном ведении РФ (например, Конституция Рес. Инг., ст.11); 4. проведение референдумов по вопросам, находящимся в ведении РФ; 5. введение чрезвычайного положения на территории субъекта Федерации; 6. ратификация законов и актов, относящихся к совместной компетенции субъекта РФ и федерального центра, и рассмотрение вопросов соответствия федеральных законов, изданных по вопросам совместного ведения РФ и субъектов Федерации (конституции республик); 7. создание государственных органов, осуществляющих меры по обеспечению национальной безопасности, в то время как вопросы обеспечения безопасности находятся в исключительной компетенции РФ (например, Советы безопасности в Даг., Инг., Ст. крае и т.д.); 8. установление полномочий Конституционных Судов респ., выходящих за рамки их компетенции, предусмотренной федеральным законом; 9. создание в субъектах РФ иных органов конституционного контроля (например, Комитет конституционного надзора Рес. Сев.-Осет.(Алания)); 10. ограничение деятельности структур федеральных органов власти; 11. создание структур, выполняющих судебные функции и не предусмотренные Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ»; 12. назначение на должности председателя, заместителя, судей Верховного Суда, Арбитражного Суда и районных (городских судов) по представлению (прерогатива Президента РФ), назначение судей федеральных судов, действующих на территории субъектов Федерации с учетом мнения (по согласованию) с местными органами власти, финансирование судов из местных бюджетов; 13. назначение и освобождение прокурора республики, руководителя республиканского управления Центр, банка с согласия высших должностных лиц или органов власти этих субъектов Федерации; 14. право помилования лиц, осужденных судами субъектов Федерации; 15. закрепление в конституциях республик Ю.Р. норм, обеспечивающих внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность республик; 16. создание собственных систем налогообложения; 17. рассмотрение вопросов земельных правоотношений, установление порядка и условий приобретения в собственность, а также владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водами и другими природными ресурсами; 18. назначение и освобождение от должности глав органов местного самоуправления; 19. ограничение прав и свобод человека и гражданина; наделение жителей субъекта Федерации дополнительными правами (преимуществом) перед другими лицами, находящимися на данной территории (Ст. и Кр. края); 20. присвоение гражданства республики соотечественникам, проживающим за ее пределами, ограничение прав для иностранных граждан и лиц без гражданства (присвоение предметов исключительного ведения РФ).

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.