ПРОСВЕЩЕНИЕ, ФРАНЦУЗСКОЕ

Найдено 1 определение
ПРОСВЕЩЕНИЕ, ФРАНЦУЗСКОЕ
(Enlightenment, French) Так называется французский вариант наиболее важного идейного течения XVIII в. (Другие варианты характерны в основном для Англии, Шотландии и Соединенных Штатов.) Были также отдельные признанные последователи этого течения во всех уголках Европы. Несмотря на то что между этими мыслителями были определенные различия, Просвещение по самой своей природе было течением интернациональным и в первую очередь общеевропейским. На Европу часто смотрели как на единую страну, поделенную на различные провинции с единым образом мышления, единой шкалой ценностей и единым языком – французским, который имел такое же значение, как латинский в Средние века. Общей для всех просветителей была вера в прогресс, который они, однако, не рассматривали как нечто, что должно возникнуть само по себе. Просветители понимали необходимость борьбы за него. Слово "цивилизация" в том значении и с теми понятиями ценностей, как оно воспринимается сейчас, первым употребил, по-видимому, в 1757 г. Мирабо (отец известного французского революционного деятеля). Попытки определить точные даты начала и конца эпохи Просвещения – это всего лишь искусственно привнесенная пунктуальность. Истоки всех идей Просвещения можно обнаружить в трудах мыслителей XVII в., таких, как Гоббс (Hobbes), Декарт, Локк (Locke) и Ньютон. Они были намного самостоятельнее своих последователей и заложили логическую и методологическую базу гносеологии, философии, естественных наук и исследования общественных явлений. После "Славной революции" 1688 г., которая дала новую модель политических перемен, идеи ее либеральных сторонников инициировали брожение умов в Европе начала XVIII в. В середине века произошел взрыв идей, детонатором для которого послужили работа Монтескье (Montesquieu) "Esprit des lois" (1748, первые тома Encyclopedie (1751), "Le Sicle de Louis XIV" Вольтера (Voltaire), первый выпуск "Histoire naturelle", (1749), Бюффона и, хотя Руссо (Rousseau) и придерживался другого образа мыслей, две его книги "Discourses" (1750 и 1754). Мыслители французского Просвещения, конечно же, расходились во мнениях по многим вопросам, но все они не признавали авторитет как основу познания. Авторитет они заменили рационализмом предыдущего века как в дидактической, так и в эмпирической форме. Это отнюдь не влекло за собой автоматического отрицания религии. В течении имелись представители, которые придерживались самых разных взглядов: атеизма, деизма, протестантизма различных оттенков и даже католицизма. На практике, однако, это означало отрицание церкви как источника знаний, а следовательно, и правил, по которым должен жить каждый. Эти правила может выработать лишь индивид, опираясь на собственный разум. Наилучшим примером такого подхода являлась "Энциклопедия" под редакцией Дидро (Diderot) и Д`Аламбера, которая претендовала на изложение всех существующих знаний в доступной форме. Этот подход имел универсальный характер и относился не только к природе человека, религии и политике, но и к естественным наукам, праву, искусствам, а также к сугубо практическим дисциплинам. Философия в строгом смысле этого слова, в особенности онтология, находились в упадке. При наличии такой общей точки отсчета французское Просвещение в политическом плане делилось на несколько направлений. Их представителями были такие люди, как Вольтер, призывавший укреплять абсолютную монархию, которую считал наиболее эффективным средством реализации реформ, и Монтескье, выступавший за ограничение власти монарха в интересах восстановления свободы. Существовали и другие политические направления; одного из них придерживались Гельвеций (Helvetius) и Гольбах (Holbach). Никто не предлагал крайних мер, хотя некоторые исследователи до сих пор часто говорят о том, что их идеи Просвещения привели к Французской революции (French Revolution). Эта революция, конечно же, никем не замышлялась заранее, и никто ее не предвидел, о чем говорит приверженность идеям Просвещения многих европейских правителей, таких, как Фридрих Вильгельм II (Пруссия), Иосиф II (Австрия) и Екатерина II (Россия). Иногда к французскому Просвещению относят Руссо – некоторое время его принимали в свой круг другие представители этого течения, и он сотрудничал в "Энциклопедии" – однако его пессимизм и то, что его наиболее значимые политические рекомендации, похоже, относятся лишь к тому, что можно было бы сделать в городе-государстве, заставляют в этом усомниться.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
6.47 мб

Понятие совести и полемика о ней во французском Просвещении

Длугач Тамара Борисовна
В статье ставится вопрос о совести как нравственном импульсе жизни каждого индивида. В связи с историей вопроса анализируются взгляды таких французских философов XVIII в., как Ламетри и Руссо.