ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Пропаганда политическая
систематически осуществляемые усилия (обычно с помощью СМИ) повлиять на сознание людей, групп, общества для достижения определенного, заранее намеченного результата в политической сфере.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
лат. propaganda propagare распространять)- деятельность по распространению идей, направленная на формирование в обществе определенных настроений и закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей и представлений с целью максимального расширения круга их сторонников.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
лат. propaganda — подлежащее распространению) — деятельность по распространению специально подготовленной информации и, как правило, популистских идей. Ее цель — сформировать определенное отношение к политическим институтам, лидерам, политической системе в целом, а также выработать определенные модели политического поведения.

Источник: Новейший политологический словарь

Пропаганда политическая
от лат. propaganda подлежащее распространению)
распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле - политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов,идей, их внедрения в общественное сознание и воздействия на процесс формирования соответствующей социально-политической ориентации масс.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ПРОПАГАНДА политическая
от лат. propaganda - подлежащее распространению) - систематическое распространение и углубленное разъяснение каких-либо социально- политических взглядов, идей, теорий с целью их внедрения в общественное сознание и воздействия на процесс формирования соответствующей социально-политической ориентации масс.
П.п. - неотъемлемая часть социально-политической жизни общества и одна из форм политической деятельности, роль и значение которой неуклонно возрастают, особенно в связи с бурным развитием в современных условиях средств массовой информации, способных одновременно и быстро воздействовать на умы и сердца миллионов людей и выступающих сегодня как своего рода «четвертая власть». Резко активизируется П.п. в периоды предвыборных кампаний, обострения внутренней напряженности в обществе, социально-политических конфликтов, кризисных ситуаций и т.д. П.п. - составная часть внешнеполитической деятельности современного государства. Нередко с помощью П.п. осуществляется манипулирование общественным сознанием, общественным мнением и самими людьми путем сознательного извращения правды. Неслучайно поэтому в обыденном сознании понятие «П.п.» приобрело во многом негативный смысл. В организации и проведении П.п. важнейшее значение имеет обеспечение ее объективности, правдивости, честности, умелого отбора проблематики, средств и методов, профессионального искусства общения со слушателем, зрителем и т.д.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

Пропаганда политическая
систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание и политическое поведение индивидов, групп, общества в целом для достижения определенного, заранее намеченного результата в области конкретной политической деятельности. Правящие круги и стремящиеся их заменить политические силы, утверждая собственные интересы, должны вес время выступать от имени общества как его реальные либо потенциальные, но подлинные политические лидеры: поэтому они повседневно вынуждены убеждать других видеть в себе наиболее последовательных выразителей их интересов, тем самым политическая пропаганда оказывается всеобщим инструментом политической жизни, ее неотъемлемой существенной стороной, значение которой особенно возрастает в переломные моменты общественной жизни.
Поскольку все виды воздействия на массовое сознание предполагают политически значимые результаты, их пропагандистское содержание не остается без внимания политической науки (напр., Х.Шиллер отмечает особую роль политической рекламы в усвоении трудовыми слоями США «ценностей американского образа жизни»).
Понятие «пропаганда» было введено в оборот в 1662 году папой XV, образовавшим особую конгрегацию, задачей которой было распространение веры с помощью миссионерской деятельности (конгрегации - от лат. congregation - соединение) в католической церкви. В ее составе:
- религиозные организации, руководимые монашескими орденами, в которые входят наряду со священнослужителями и миряне:
- объединения нескольких монастырей под одним управлением:
- учреждения, входящие в состав Римской Курии, которые являются центральными органами управления католическом церковью в Ватикане. (Курия - лат. curia: 1) здание, в котором собирался сенат в древнем Риме: 2) совокупность нескольких патрицианских родов в древнем Риме; 3) провинциальный сенат в Римской империи, члены которого во время заседаний курили, отсюда - декурионы).
Таким образом, если первоначально пропаганда наделялась высоким смыслом, то в дальнейшем она стала действовать, по выражению Ф. Энгельса, «как идеологическая сила», поскольку частные интересы выдавала за общие, что не могло не вызвать к ней негативного отношения, не вести к представлению о ней как всего лишь способу манипулирования сознанием людей путем злонамеренного искажения политической истины. С течением времени политическая пропаганда все больше превращалась в средство обеспечения готовности массового сознания к тотальной концентрации политической власти (гитлеровская Германия с её национал-социализмом, итальянский фашизм Муссолини и др.). Наиболее известный релятивистский подход к политической пропаганде представлен исследователями из Йельского университета (США) К.Ховландом и др. (релятивизм: лат. relatives - относительный). Обращаясь к Платону и Аристотелю, они выделяли у первого интерес к действию слова на формирование человеческой души, а у второго - поставленную им перед риторикой задачу разработки методов убеждения, которая послужила им отправным пунктом для создания собственной программы исследования. Для современных служб политической пропаганды все более типично обращение ко всему опыту пропагандистского воздействия, накопленного человечеством, использование ЭВМ для собирания и обработки данных и текстов, которые могут быть полезны в том или ином случае. Поскольку материально-технической основой их деятельности являются средства массовой коммуникации, способные действовать на любые расстояния, пропагандистский глобализм стал принципом повседневного планирования пропагандистских акции. В свою очередь он включает:
- разработку требуемой пропагандистской проблематики:
- варианты решения возникающих проблем;
- разработку соответствующих каждому из вариантов сценариев.
В этом плане ставятся задачи эффективно влиять на сознание населения отдельных стран и регионов и человечества в целом. Политическая пропаганда становится неотъемлемым элементом внешней политики современных государств, политических руководителей и политических элит, которых все серьезнее относятся к ее возможностям, являясь инструментом политики.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
275.00 кб

Политическая пропаганда в современной России

Белоусов Александр
Читать PDF
150.42 кб

Мифологизация как инструмент политической пропаганды

Павлов Дмитрий Николаевич
В статье осмысливается сущность мифологизации как инструмента политической пропаганды. На основе структурно-функционального анализа выявляются механизм ее влияния на массовое сознание и факторы эффек тивности.
Читать PDF
1.11 мб

Особенности политической пропаганды в цифровой среде

Соловей Валерий Дмитриевич
Роль и значение социальных сетей в современной политике возрастают в силу ряда фундаментальных факторов. Интернет и социальные сети наращивают свое влияние во всех сферах жизни.
Читать PDF
139.13 кб

Пропаганда как технология политического манипулирования

Мельникова Татьяна Сергеевна
В статье рассматриваются приемы политической пропаганды, применяемые в качестве основных манипулятивных технологий воздействия на массовое сознание в процессе формирования политического имиджа различных субъектов политики.
Читать PDF
221.67 кб

Пропаганда в системе постсоветского политического дискурса

Добросклонская Екатерина Николаевна
Читать PDF
1.23 мб

Американские комиксы как инструмент политической пропаганды

Гуков Павел Сергеевич
Данная работа представляет собой исследование комиксов как одного из способов воздействия на массовую культуру и источник идеологии.
Читать PDF
250.38 кб

Политическая пропаганда радикальных исламистских организаций в США

Истомин Игорь Александрович
В стратегии радикальных исламистских группировок растущее внимание уделяется привлечению сторонников в США.
Читать PDF
5.14 мб

Плакатная пропаганда в системе современных политических коммуникаций

Рассматривается плакатная форма политической пропаганды в сетевом телекоммуникационном пространстве.
Читать PDF
468.55 кб

Пропаганда как явление политической культуры в информационном обществе

Зазаева Наталия Борисовна
Рассматриваются новые формы и приемы пропаганды в информационном обществе.
Читать PDF
172.75 кб

Концептуализация теоретических подходов к изучению политической пропаганды

Порецкова А. А.
В статье анализируются теории и модели концепта политической пропаганды, предлагаемые различными исследователями из смежных с политической наукой дисциплинарных полей, а также попытки концептуализации и проработки адекватных теоре
Читать PDF
16.23 мб

Роль телевизионных политических ток-шоу в пропаганде новой российской идеологии

Черепова Татьяна Николаевна
В статье рассматривается роль политических ток-шоу в пропаганде новой российской идеологии.
Читать PDF
207.36 кб

К вопросу общественно-политической значимости пропаганды концепта «Человек труда»

Еремеев Станислав Германович, Сафонова Ольга Диомидовна
В настоящей статье исследуются вопросы, связанные с повышением значимости и престижа труда.
Читать PDF
78.45 кб

Унаследованные политические технологии: монументальная пропаганда сталинской Москвы

Зиновьева Ольга Андреевна
В статье говорится о формировании и роли политической пропаганды в московской городской среде во время правления Иосифа Сталина.
Читать PDF
179.09 кб

Особенности и возможности применения технологий Интернет - пропаганды в политическом управлении

Володенков Сергей Владимирович
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с использованием технологий политической пропаганды в интернет-пространстве при осуществлении цветных революций на примере Туниса и Украины.
Читать PDF
417.11 кб

Роль информационно-коммуникационных технологий в эволюции плакатных форм политической пропаганды

Шестаков Максим Евгеньевич
Анализируется форма политического плаката и его пропагандистский потенциал. Отмечается возросшее пропагандистское значение плаката при его использовании вместе с другими средствами пропаганды.