Прометеевское начало

Найдено 1 определение
Прометеевское начало
Главная особенность трагического менталитета европейского человека. Прометей принес огонь людям, и боги его за это покарали. Он был прикован к скале, орёл выклёвывал его печень, но она снова вырастала. Европейского человека пожирает, разрушает и в то же время возвышает какой-то внутренний огонь, одновременно самоубийственный и самосоздающий. Хайдеггер называл европейского человека греческим словом «деинотатос» — «самый рискованный». Прометеизм, который «смирение перед Богом» религий Спасения никогда не могло сдержать, отличался во всей европейской истории желанием «сравняться с богами». Это смесь титанической (в смысле, который придал этому слову Э.Юнгер) воли к власти, безудержности, рациональности и склонности к риску. Не будучи ни «хорошим», ни «плохим», ни благодетельным, ни зловредным, прометеизм — это внутренняя сила, которую постоянно надо обуздывать. Она есть у предпринимателя и у художника, у учёного и государственного деятеля. Гётевская аллегория Фауста, как и аллегория Дон Жуана, прекрасно отражают этот прометеизм, который проходит через всю европейскую традицию. Таким образом, прометеизм это одновременно сила и слабость. Сила, потому что он порождает менталитет борца и мятежника, слабость, потому что он может стать непредусмотрительным и саморазрушительным, как показал Вагнер в «Гибели богов». Прометеизм можно определить как энергию, которая приводит к «столкновению противоречий». Ею нужно управлять, как квадригой, с помощью конкретной волюнтаристской мысли, наводящей порядок. (См. «Творческая личность», «Трагическое»).

Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.