Вера, согласно которой история — это поступательное движение к постоянному улучшению условий человеческой жизни. Идея прогресса давно уже переживает кризис (знаменитое «разочарование в прогрессе»), но прогрессизм по-прежнему хорошо себя чувствует. Однако его подрывают изнутри общий пессимизм и полный крах веры в будущее, а также тот факт, что результаты не соответствуют ожиданиям. «Счастье народов», которое воспевал Виктор Гюго, в XX веке не состоялось, совсем наоборот. Это похоже на галлюцинацию: прогрессистская идеология (вместе со своей сестрой, модернистской идеологией) продолжает работать вхолостую на полной скорости, в то время как придуманный ею мир наткнулся в тумане на стену. Идея прогресса, центр «современного» видения мира с XVII века это светский и материалистический вариант религиозных учений о спасении. XXI век будет не веком конца истории, всемирного процветания в умиротворённом Мировом государстве, а веком сгущения истории в её трагической сущности. Прогрессизм следует заменить метафорическим видением истории в стиле Гераклита и Ницше: нет ничего неподвижного и ничего линейного. Жизнь —
Это становление и неожиданность. В результате диалектического противоречия, на которые история мастерица, прогрессизм и идеологии конца истории, наоборот, двигают и возрождают историю с помощью катастроф, которые сами устраивают. Что же касается «научного прогресса», то он, повторим, не несёт
В себе ничего качественного, это количественный и нейтральный прогресс; он может оказаться бедственным, если его не хотели и им не овладели (как в случае со слепым подчинением трепыханиям крыльев рынка и прибыли), или благодетельным, если он продуман, спланирован и упорядочен холодной ясностью политической воли. (См. «Конвергенция катастроф», «История», «Современность»).
378.41 кб