Программа развития Южного федерального округа до 2006 г

Найдено 1 определение
Программа развития Южного федерального округа до 2006 г
В постсов. эконом, развитии России вместо пятилетних планов большую роль стали играть «Программы развития...», а также прогнозы, разрабатываемые Минэкономики, начиная с 1992 г. Одним из успешных явились ежегодно обновляемые во всех субъектах Федерации «Программы обеспечения занятости» и «Программы соц. защиты населения». Кроме того, разрабатываются «Целевые комплексные программы» по тем или иным проблемным вопросам, разрабатываемые центральными эконом, органами. Представляемая здесь федер. целевая социально-эконом. «Программа развития «Ю.Р.» явл. оригинальной разработкой, во-первых, потому, что ее инициатором и активным участником стал Полномочный представитель Президента в ЮФО В.Г. Казанцев. В ней соединены практически все частные ФЦП по 13 субъектам ЮФО и добавлены существенные блоки из «Программы социально-эконом. развития республик, краев и областей Северного Кавказа», разработанные под эгидой «Ассоциации Северный Кавказ». В Программу Северного Кавказа интегрируются эконом, и соц. проекты Астр, и Волг, обл., а также ряд федер. программ отраслевых министерств и ведомств. На рабочих встречах с руководителями Правительства РФ, «первыми лицами» Минфина, Минэкономразвития, Минфедерации, Минтранса, РАО «Газпром», РАО ЕЭС России, «Роснефти», «Межрегионгаза», МПС, Сбербанка России, Россельхозбанка и др. для осуществления эконом, и финансовых задач создано 18 окружных структур, утверждено 9 уполномоченных от различных министерств. Создаются межрегиональные службы по АПК, курортам, фонду имущества казначейства и др. Проект «Программы...» прошел всестороннюю экспертизу заинтересованных федер. органов исполнительной власти и согласован с Главами Администраций (губернаторами) и Президентами 8 республик Ю.Р. Утверждена СМ Росс. Федерации июнь 2001 г., рассчитана на 5 лет до 2006 г. Программа строится по четырем уровням: первый - проекты межгос. значения (более 60-ти мероприятий); второй - проекты общефедер. значения (свыше 150 мероприятий); третий - проекты межрег. значения (включено 300 объектов и мероприятий); и, наконец, четвертый - проекты рег. развития (около 260 объектов и мероприятий). Все эти уровни заложены в шести разделах программы и предусматривают приоритетное развитие топливно-энергетического, промышленного, транспортного, агропромышленного, курортно-туристического и соц. комплексов. Базовым для региона явл. топливно-энергетический комплекс (ТЭК). В наст.вр. на Ю.Р. добывается 14 млрд, м3 газа и 11 млн. тонн нефти. Добыча углеводородного сырья может быть значительно увеличена за счет разведочных работ, освоения богатейших ресурсов нефти и газа на акватории Каспийского моря и прилегающих территориях Республик Даг. и Калм., а также Астр. обл. Закладываемые в программе меры позволят увеличить добычу нефти до 30 млн. тонн, газа до 40 млрд.м3. Реконструкция нефтеперерабатывающих заводов в Кр. крае, Ингуш., строительство дополнительных заводов в Ст. крае, республиках Даг., Калм., Сев. Осет. - Алания дадут гарантию полного обеспечения округа горюче-смазочными материалами. Реструктуризация угольной промышленности и строительство новых шахт «Обуховская» и «Шерловская-Наклонная» акционерного общества «Донуголь» обеспечат увеличение добычи угля с 9 до 12-15 млн. тонн в г. В программе закладываются меры по устойчивому обеспечению региона электрической энергией. Предусматривается ввод генерирующих мощностей, имеющих межрег. значение, в том числе 2-х блоков на Ростовской АЭС суммарной мощностью 2 млн. кВт, проведение реконструкции трех существующих станций в Ст. крае и Рост, обл., строительство пяти электростанций, в том числе в Республиках Даг., Сев. Осет. - Алания, Кар.-Черк., Каб.-Балк. и Кр. крае. Все это должно снять энергодефицитность Южного региона. В программе достойное место занимает транспортный комплекс. Его проекты имеют межгос. значение и тесно взаимосвязаны с развитием экономики и соц. сферы региона. К их числу относятся крупные экспортно-проводящие нефте- и газопроводы, транснациональные транспортные коммуникации, обеспечивающие транзитное движение грузов через территорию региона. В частности, предполагается, что транспортировка нефти и газа по трансконтинентальным топливопроводам через территорию региона будет осуществляться не только по нефтепроводу «Баку - Новороссийск», но также по нефтепроводу КТК (Казахстан - Новороссийск) и в обход Украины на участке Суходольная - Родионовская. Планируется также сооружение газопровода через Черное море (проект «Голубой поток») по международному маршруту «Изобильное - Черное море - Анкара». Общий объем нефти, прокачиваемый через территорию Южного региона в ближайшие пять лет, превысит 100 млн. тонн в г. Сейчас 40 млн. тонн. Здесь же планируется развитие транспортных коридоров по шести важнейшим транспортным маршрутам, исключающим параллельные ходы следования грузов. Среди них:
• межд. транспортный коридор № 9 Хельсинки - СанктПетербург- Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск (Астрахань) с дублирующим железнодорожным ходом: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск и автомобильной магистралью Е-115 по тому же маршруту;
• многофункциональный транспортный коридор Москва - Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Махачкала - Баку - Джульфа (Иран) и параллельно автомобильной магистралью «Кавказ»;
• транспортный коридор, связывающий Каспийское, Азовское и Черное моря и ряд других транспортных развязок, ввод к-рых почти на 15-20 дней сокращает доставку грузов и увеличивает объемы перевозок в 4 раза. Эти и др. проекты включаются в отраслевую программу Министерства транспорта Росс. Федерации «Дороги России 21 в.». Дальнейшее развитие получат Азово-Черноморские и Каспийский морские порты, что почти в два раза увеличивает перевалку грузов судоходным транспортом, в частности намечено продолжить строительство порта «Оля» в Астраханской области с подводом к нему железнодорожной ветки и т.д. Особое значение придается развитию агропромышленного комплекса. Потенциальные возможности земли и животных позволяют вдвое больше производить зерна, мяса, молока, яиц, других продуктов питания. Над этим сейчас ведется работа, создаются благоприятные условия для АПК. Планируемые в программе меры предусматривают не только увеличение производства, но и главное - укрепление материально-технической базы переработки сельхозпродукции через новые технологии и расфасовку товаров. Знач. меры закладываются в программе по воспроизводству и сохранению биоресурсов бассейнов Каспийского и Азовского морей. Здесь предусматривается реконструкция осетровых рыбоводных заводов в Республиках Даг., Калм. и Астр. обл. Расширяются нерестилища маточного стада осетровых, др. ценных пород рыбы в Рост, и Волг. обл. Запланированы и др. мероприятия. Осуществление этих мероприятий даст возможность обеспечить продовольствием всю европейскую часть России. Кардинальные преобразования предполагается осуществить в области промышленности. В программе закладываются меры, обеспечивающие потребность сельского хозяйства в комбайнах, тракторах, минеральных удобрениях, горюче-смазочных материалах. Дальнейшее развитие получает строительная индустрия, станко- и автомобилестроение, оборонный комплекс Южного региона. Важнейшее место в проекте программы занимает курортно-туристский комплекс. Основные усилия в этой отрасли будут направлены на сохранение и развитие общекурортной инфраструктуры и жизнеобеспечения, развитие туристского комплекса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курортам федер. и мирового значения. К концу 2006 г. необходимо иметь число мест круглогодичного пребывания до 118 тысяч, обеспечить ежегодный прием не менее 15-20 млн. отдыхающих и туристов, увеличить площадь охраняемых территорий до 400 тысяч гектаров, улучшить инфраструктуру курортов Кавказских Минеральных Вод и Большого Сочи, построить горнолыжный комплекс в Красной Поляне, диабетический центр в Ессентуках, новый лечебный корпус санатория «Горный воздух», «Золотое кольцо Кавказа», др. объекты. В соц. блоке к приоритетным задачам отнесены более 300 проектов. Это вопросы занятости и проф. подготовки трудоспособного населения, выравнивание уровня резко различающихся по социально-эконом. развитию субъектов федерации округа, регулирование миграционных потоков, а также соц. защиты беженцев, вынужденных переселенцев и граждан, пострадавших в рез-те межнациональных конфликтов. В соответствии с разработанной программой дальнейшее развитие получают:
• культура - создание окружного центра культуры и искусства в городе Краснодаре, развитие творческих коллекти bob, проведение фестивалей, гастролей, конкурсов, смотров художественной самодеятельности;
• наука - образование в городе Ростове-на-Дону Южного отделения Росс. Академии наук, отработка более 10 научных разработок в нефтегазовом, агропромышленном, транспортном и оборонном комплексах;
• спорт - развитие различных видов спорта, в том числе по греко-римской и вольной борьбе, карате, футболу и автокроссу. В 2002 г. намечается проведение международных соревнований в городе Ростове-на-Дону по самбо;
• средства массовой информации - создание и развитие единого информационного пространства в Южном федер. округе;
• связь - доведение уровня телефонизации в субъектах округа с 16 до 21 единицы телефонов на 100 чел. По предварительной оценке в рамках Программы предполагается осуществить более 600 проектов на общую сумму свыше 150 млрд, рублей. Ее реализация позволит построить и реконструировать сотни объектов и предприятий, укрепить их финансовое состояние, создать более 1 млн. рабочих мест, решить проблему с жильем для беженцев и переселенцев, утроить доходы работающего населения, увеличить перевозку грузов и перекачку нефти в 4 раза, поднять объем консолидированного бюджета округа в 3 раза. Производ. ресурсы планируется мобилизовать и выстроить в вертикально-интегрированные финансово-производственно-торговые комплексы. В целом, выполнение этой «Программы...» должно поднять экономику Ю.Р., укрепить безопасность южных рубежей России, повысить благосостояние населения, а также привести к интеграции субъектов ЮФ0 в единый регионально-хозяйственный комплекс.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

|