ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЕ

Найдено 1 определение
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЕ
составление суждений о тех или иных результатах предстоящих выборов, а также их последствиях. Основной целью предвыборного прогнозирования является предоставление возможности устроителям и участникам выборов и всем заинтересованным наблюдателям корректировать свое поведение в соответствии с ожидаемым исходом выборов. Необходимо иметь в виду, что прогноз голосования и прогноз исхода выборов по сути представляют собой два разных вида прогноза. Прогнозируя исход выборов, помимо поведения избирателей необходимо также рассматривать вероятность фальсификации результатов голосования и ее возможные пределы, возможность снятия отдельных кандидатов с дистанции, возможность отмены выборов или признания их несостоявшимися и т. д. Содержание прогнозирования зависит и от масштабов его предмета. Так, в случае выборов, проводимых в большом числе округов, прогноз их исхода в целом должен представлять собой не просто суммирование прогнозов основных результатов в отдельных округах, но и учет дополнительных факторов — прежде всего, особенностей политических позиций вероятных победителей и возможностей их изменения (смены партийной принадлежности и т. д.). Прогнозирование может носить также точечный характер и сводиться к определению вероятных величин отдельных показателей — процента голосов, подаваемых за конкретного кандидата, уровня абсентеизма и т. д. При этом важно исходить из значимости прогнозируемых результатов. Малопродуктивно, например, прогнозировать уровень поддержки избирателями тех или иных партий в общенациональных масштабах при проведении парламентских выборов по одномандатным мажоритарным избирательным округам или прогнозировать процент избирателей, которые примут участие в выборах, результаты которых все равно будут сфальсифицированы на стадии подсчета голосов. Как и любой политический прогноз, результат предвыборного исследования не может быть сведен к определению единственно возможного варианта развития событий. Реально таких вариантов всегда несколько. Даже если победа какого-то кандидата представляется абсолютно гарантированной, существует вероятность того, что выборы могут не состояться или фаворит по какой-либо причине выйдет из борьбы. Следовательно, содержание прогнозирования, если оно не является точечным, должно заключаться в выявлении возможных вариантов и вероятности их осуществления на данный момент. В предвыборном, как и в любом политическом прогнозировании, таким образом, заложен парадокс — корректируя свои действия в соответствии с составленными прогнозами, различные силы, вовлеченные в предвыборный процесс, могут сделать этот прогноз менее точным, даже если он был точен первоначально. Более того, определить, какие именно выводы сделает для себя каждый актор из прогноза, составленного в данный момент (даже если предположить, что его содержание будет тоже одним и тем же), во многих случаях бывает практически невозможно. Именно поэтому участники предвыборной борьбы зачастую предпочитают основывать свои действия не на научных прогнозах, а на интуиции, чутье, здравом смысле и т. п.
Для составления предвыборного прогноза прежде всего необходимо знание основных характеристик участвующих в выборах сил и их намерений, с одной стороны, и настроений избирателей — с другой. Самый сложный вид прогнозирования связан с моделированием различных вариантов действий участников предвыборной борьбы в соотнесении с возможной динамикой изменений настроений избирателей. Таким образом, учитываются как объективная, так и субъективная составляющая выборов. В большинстве случаев предвыборные прогнозы конкретного исхода голосования строятся на основе опросов избирателей путем составления предвыборных рейтингов. Чем ближе момент голосования, тем больше возможностей предугадать исход выборов, основываясь на точных социологических замерах. Наиболее точный прогноз результатов голосования можно составить на основе данных экзит-полла, то есть опроса избирателей на выходе с избирательных участков. Однако понятно, что такой прогноз уже не имеет значения для стратегий участников выборов. Он важен лишь для СМИ и как средство диагностики фальсификаций.
Если электорат достаточно четко структурирован, то прогноз может строиться на определении предпочтений отдельных групп и выявлении доли этих групп в общем числе избирателей. Существуют и иные способы предвыборного прогнозирования — путем экстраполяции результатов предыдущих выборов, характеристики политической ситуации и тенденций ее развития и т. д. Среди самых больших трудностей, возникающих при составления прогноза результатов голосования, следует отметить соотнесение выявленных предпочтений избирателей с вероятностью их явки на выборы. При проведении опросов о своем намерении принять участие в голосовании, как правило, заявляют значительно больше избирателей, чем приходят на выборы на самом деле. Явку можно прогнозировать по аналогии с предыдущими выборами, но остается вопрос, избиратели с какими предпочтениями действительно примут участие в голосовании, а какие откажутся от своего первоначального намерения. Одним из решающих условий эффективности предвыборного прогнозирования является не только полнота и точность исходных данных, но и объективность их оценки, умение и желание увидеть ситуацию такой, какая она есть на самом деле. Кроме того, следует учитывать, что те или иные прогнозы могут составляться и публиковаться в агитационных целях, представляя собой разновидность формирующей аналитики.
О. Б. Подвинцев

Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.

|