ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.
Источник: Политология: термины
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
1) совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических идей, интересов и концепций;
2) последовательная смена политических явлений, состояний в развитии политических организаций и институтов, политической системы в целом;
3) порядок рассмотрения дел с политическими мотивами в суде, судопроизводство; судебное дело.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Различаются: базовые, основные П.п., характеризующие разнообразные способы включения масс в политику (политическое участие), способы преобразования индивидуальных и групповых интересов в политические решения (государственное и местное управление); периферийные П.п., характеризующие динамику формирования и развития отдельных политических институтов (партий, ассоциаций, групп интересов и т.д.). Причем последние не оказывают существенного влияния на поведение власти. П.п. может протекать в явной и латентной (скрытой) форме, обладает собственным внутренним ритмом. Основными видами П.п. по мам их протекания являются, функционирование, кризис, и т.д.
Структура П.п. выглядит еле образом: субъект процесса (носителя власти), действующее начало; объект процесса (результат, который достигается как цель процесса); средства и методы, с помощью которых реализуется цель процесса. В качестве средств могут выступать материальные и технические ресурсы, информация, знание и т.д.
Источник: Политология: Словарь-справочник
- форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени - как «современный общественный процесс»;
- политический процесс, как один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического, идеологического и других процессов;
- обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба - формирование какой-либо политической партии, проведение выборов и т. п.
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным: разработка какой-либо научной концепции, начиная с исходной идеи и кончая развитой теорией, например, демократизация политических отношений формирование общественного мнения о кандидатах в представительные органы власти, создание новых структур управления.
Политический процесс расположен в соответствующем его содержанию политическом пространстве. Структура политическою процесса включает субъект процесса: реальную власть или ее носителя, которому власть делегировала это право; задачи ее укрепления, объект, который должен быть создан как цель политического процесса, средства, методы, ресурсы исполнителей процесса, который связывают субъект и объект. Ресурсами политического процесса могут служить ею идеальные и материальные основы: наука, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, их идеология, состояние общественного окружения и другие факторы. Организация политического процесса начинается с замысла, идеи процесса, разработка его концепции, которую затем субъект процесса - власть, реализует на практике.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Политический процесс имеет следующие стадии: выявление и согласование интересов, формирование цели и программы деятельности; обсуждение и принятие политической программы; осуществление программы в деятельности социально-политических общностей, личности; контроль за ее реализацией; оценка результата, определение видов ответственности за ее реализацию, успех или провал.
Политический процесс имеет также ряд собственных характеристик. Во-первых, основное значение в определении политического процесса имеет анализ субъектов политической деятельности, выяснение того, кто именно выступает инициатором этого процесса, в чьих интересах он осуществляется, кто в состоянии обеспечить его последовательное развитие. Во-вторых, реально происходящий политический процесс всегда испытывает влияние различных политических усилий. "Правые" и "левые", консерваторы и радикалы, реакционеры и либералы - все они, каждый по-своему, влияют на конкретный ход политических событий. От верной оценки расстановки действующих сил в политическом процессе зависит очень многое в понимании происходящих перемен. Анализ расстановки политических сил в процессе не следует, однако, замыкать лишь на характеристике собственно политических партий или движений. Они сами во многом являются лишь отражением более глубоких явлений, наблюдающихся в обществе. В конечном итоге от того, какой социальный слой стоит в центре событий, какая группа или класс общества объективно доминирует в них, зависит общий вид и направленность происходящих изменений. В-третьих, важное значение имеет учет особенностей внешнего воздействия на ход событий в политическом процессе. Если речь идет о процессе политического развития в масштабе общества, то здесь уместно говорить об особенностях международной обстановки. Однако во всех случаях, не следует нарушать живые связи исследуемого процесса с политической средой.
Основные характеристики политического процесса можно отнести к внешним и внутренним. К первым будут относиться временные характеристики (т. е. время возникновения и развития политических систем, партий, организаций, движений; степень постоянства или периодичности их функционирования; затяжной или быстротечный характер существования), а также пространственные (центральные или периферийные; общегосударственные, общенациональные или местные; в отдельных сферах жизнедеятельности общества или в отдельных политических организациях). Внутренние характеристики будут касаться качества связи участников политического процесса (сотрудничество или противоборство); направленности развития политического процесса (прогрессивное, регрессивное); роли объективных условий и субъективного фактора; стихийности или сознательности происходящих событий.
Источник: Словарь по политологии
Различают следующие стадии П. п. конституирование, образование политической системы; воспроизведение компонентов и признаков данной системы; принятие и исполнение политико-управленческих решений; контроль за функционированием и направлением развития политической системы Будучи взаимообусловленными, каждая из этих стадий сохраняет, однако, присущие лишь ей особенности, выполняет свое собственное предназначение и осуществляется способами, к-рые именно для нее являются специфическими.
Конституирование политической системы акт одноразовый и вместе с тем непрерывно длящийся Во-первых, он совершается в момент создания (в ходе классовой борьбы) качественно новой государственности политической системы как таковой. Во-вторых, он все время возобновляется через постоянное и действенное выражение согласия социальных субъектов с установившейся политической системой, к-рое может проявляться многообразно
На стадии воспроизведения политической системы повторяются и закрепляются, видоизменяются и обновляются исторический тип политической системы, се классовая природа, связи с др. подсистемами общества. Воссоздаются политические отношения и институты, политические нормы и ценности, символы, язык, воспроизводятся сами участники П.п. как выразители определенных политических позиций, носители соответствующих взглядов, исполнители тех или иных политических ролей. Для понимания сущности данной стадии П.п. важно учитывать, что политическая система строится не из самой себя ее порождает, конституирует и воспроизводит классовое общество Воспроизведение политической системы есть фрагмент всего целостного процесса общественного воспроизводства
Принятие и исполнение политико-управленческих решений образуют внутреннюю сторону механизма воспроизведения политической системы. Они вызываются необходимостью реализовать существующие в классовом обществе политические задачи. Выбор центров принятия этих решений, а также указываемые в них цели и средства, пути и этапы соотнесения требований конкретной политической задачи с условиями ее выполнения диктуются интересами и волей экономически и политически господствующего (руководящего) класса, выступающего представителем социального целого.
Контроль за функционированием и развитием политической системы достигается путем предупреждения и устранения отклонений поведения частей политической системы и участников П. п. от задаваемых им ориентиров и стандартов деятельности. Осуществляется этот контроль двумя группами институтов Одна из них учреждения, к-рые находятся внутри самой политической системы и состоят из лиц, профессионально занимающихся контролированием. Другая группа установления самого различного рода, с помощью к-рых к контролю за политической системой подключаются граждане, не являющиеся служащими входящих в нее учреждений. Такой контроль квалифицируется как «контроль снизу».
П. п., имеющий место в социалистическом обществе, отличают: сознательная поддержка трудящимися политической системы социализма, демократические процедуры ее воспроизведения, отсутствие социального разрыва между принятием политико-управленческих решений и их исполнением, участие граждан в их принятии и реализации, народный контроль за работой органов управления и должностных лиц.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Новейший политологический словарь