ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Политический процесс
совокупная деятельность социальных агентов, обеспечивающая поддержание и обновление политического порядка.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Политический процесс
совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Политический процесс
совокупность видов деятельности субъектов политики, взаимоотношений между ними, складывающихся под влиянием внутренних и внешних факторов.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Политический процесс
совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Источник: Политология: термины

Процесс политический
совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических идей, интересов и концепций.

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

Процесс политический
последовательность политических событий, форма развития политической системы, взаимодействие социально-политических структур общества, реальных субъектов политики.

Источник: Политико-терминологический словарь

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС(1)
political process; 2) political trial) - 1) ход развития политических событий, последовательная смена состояний в развитии политической жизни; 2) разбирательство судебного дела с политическим содержанием, мотивами.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Способ функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
целостная совокупность институционализированных и неинституционализированных отношений, действий и поведения субъектов политики по осуществлению своих интересов, обеспечивающих функционирование, развитие или прекращение политических явлений; — целостность политического функционирования или изменения общественных отношений.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

Процесс политический
от лат. processus продвижение)
1) совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических идей, интересов и концепций;
2) последовательная смена политических явлений, состояний в развитии политических организаций и институтов, политической системы в целом;
3) порядок рассмотрения дел с политическими мотивами в суде, судопроизводство; судебное дело.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Политический процесс
совокупность последовательных действий политических субъектов по реализации своих интересов через политическую власть. Политический процесс выражает и раскрывает формализованную последовательность политических действий субъектов от стадии формирования политических запросов и цели до принятия решений и их реализации. Политический процесс характеризует степень участия граждан, их объединений в принятии и реализации политических решений. Нередко в политической науке понятие политический процесс употребляетсядляопределенияосновныхтенденций внутригосударственных и мировых политических изменений.

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

ПРОЦЕСС политический
функциональная характеристика политической системы, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последовательную смену состояний, происходящих под влиянием внешних и внутренних факторов. П.п. трактуется либо только как взаимодействие политических институтов (Д. Истон, род. 1917), либо как форма взаимоотношений институциональных и неинституциональных аспектов политики (Г. Алмонд, 1911–2002). В содержательном смысле П.п. охватывает все реальные действия и рядовых граждан, и представителей элит, которые могут поддерживать правящий режим или находиться в оппозиции к нему. Западная традиция в политической науке к содержанию П.п. относит в основном законные формы политического участия, исключая нежелательные способы выражения политических интересов — заговоры, террористические акты. В зависимости от объекта применения политической воли П.п. подразделяют на внутрии внешнеполитические; с точки зрения характера политического участия П.п. бывают ангажированными, т. е. с интенсивным и самостоятельным включением (выключением) граждан в отношения с политической властью, и неангажированными, т. е. инициированными с помощью принудительных, мобилизационных форм политического воздействия на население.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти. В современной политической науке П.п. иногда отождествляется с понятием политики в целом (Р.Доуз), результатами функционирования политической системы (Т.Парсонс), динамикой соперничества групп за статусы и ресурсы власти (РДарендорф).
Различаются: базовые, основные П.п., характеризующие разнообразные способы включения масс в политику (политическое участие), способы преобразования индивидуальных и групповых интересов в политические решения (государственное и местное управление); периферийные П.п., характеризующие динамику формирования и развития отдельных политических институтов (партий, ассоциаций, групп интересов и т.д.). Причем последние не оказывают существенного влияния на поведение власти. П.п. может протекать в явной и латентной (скрытой) форме, обладает собственным внутренним ритмом. Основными видами П.п. по мам их протекания являются, функционирование, кризис, и т.д.
Структура П.п. выглядит еле образом: субъект процесса (носителя власти), действующее начало; объект процесса (результат, который достигается как цель процесса); средства и методы, с помощью которых реализуется цель процесса. В качестве средств могут выступать материальные и технические ресурсы, информация, знание и т.д.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Политический процесс
обычно понимается в трех значениях - как:
- форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени - как «современный общественный процесс»;
- политический процесс, как один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического, идеологического и других процессов;
- обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба - формирование какой-либо политической партии, проведение выборов и т. п.
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным: разработка какой-либо научной концепции, начиная с исходной идеи и кончая развитой теорией, например, демократизация политических отношений формирование общественного мнения о кандидатах в представительные органы власти, создание новых структур управления.
Политический процесс расположен в соответствующем его содержанию политическом пространстве. Структура политическою процесса включает субъект процесса: реальную власть или ее носителя, которому власть делегировала это право; задачи ее укрепления, объект, который должен быть создан как цель политического процесса, средства, методы, ресурсы исполнителей процесса, который связывают субъект и объект. Ресурсами политического процесса могут служить ею идеальные и материальные основы: наука, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, их идеология, состояние общественного окружения и другие факторы. Организация политического процесса начинается с замысла, идеи процесса, разработка его концепции, которую затем субъект процесса - власть, реализует на практике.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практически-политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический процесс непрерывен и сложен. Он может развиваться в разных направлениях, накладывать одну деятельность на другую, стадию на стадию, быть единством многообразия и многообразием единства.
Политический процесс имеет следующие стадии: выявление и согласование интересов, формирование цели и программы деятельности; обсуждение и принятие политической программы; осуществление программы в деятельности социально-политических общностей, личности; контроль за ее реализацией; оценка результата, определение видов ответственности за ее реализацию, успех или провал.
Политический процесс имеет также ряд собственных характеристик. Во-первых, основное значение в определении политического процесса имеет анализ субъектов политической деятельности, выяснение того, кто именно выступает инициатором этого процесса, в чьих интересах он осуществляется, кто в состоянии обеспечить его последовательное развитие. Во-вторых, реально происходящий политический процесс всегда испытывает влияние различных политических усилий. "Правые" и "левые", консерваторы и радикалы, реакционеры и либералы - все они, каждый по-своему, влияют на конкретный ход политических событий. От верной оценки расстановки действующих сил в политическом процессе зависит очень многое в понимании происходящих перемен. Анализ расстановки политических сил в процессе не следует, однако, замыкать лишь на характеристике собственно политических партий или движений. Они сами во многом являются лишь отражением более глубоких явлений, наблюдающихся в обществе. В конечном итоге от того, какой социальный слой стоит в центре событий, какая группа или класс общества объективно доминирует в них, зависит общий вид и направленность происходящих изменений. В-третьих, важное значение имеет учет особенностей внешнего воздействия на ход событий в политическом процессе. Если речь идет о процессе политического развития в масштабе общества, то здесь уместно говорить об особенностях международной обстановки. Однако во всех случаях, не следует нарушать живые связи исследуемого процесса с политической средой.
Основные характеристики политического процесса можно отнести к внешним и внутренним. К первым будут относиться временные характеристики (т. е. время возникновения и развития политических систем, партий, организаций, движений; степень постоянства или периодичности их функционирования; затяжной или быстротечный характер существования), а также пространственные (центральные или периферийные; общегосударственные, общенациональные или местные; в отдельных сферах жизнедеятельности общества или в отдельных политических организациях). Внутренние характеристики будут касаться качества связи участников политического процесса (сотрудничество или противоборство); направленности развития политического процесса (прогрессивное, регрессивное); роли объективных условий и субъективного фактора; стихийности или сознательности происходящих событий.

Источник: Словарь по политологии

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством к-рой происходит формирование изменение, преобразование и функционирование политической системы общества. Социально-классовое содержание П. п. в целом определяется состоянием экономического базиса (см Базис и надстройка), типом государства, реально складывающимся соотношением классовых сил С точки зрения структуры П.п. состоит из ряда последовательно совершающихся (но всегда остающихся внутренне связанными друг с другом) и циклически повторяющихся стадий
Различают следующие стадии П. п. конституирование, образование политической системы; воспроизведение компонентов и признаков данной системы; принятие и исполнение политико-управленческих решений; контроль за функционированием и направлением развития политической системы Будучи взаимообусловленными, каждая из этих стадий сохраняет, однако, присущие лишь ей особенности, выполняет свое собственное предназначение и осуществляется способами, к-рые именно для нее являются специфическими.
Конституирование политической системы акт одноразовый и вместе с тем непрерывно длящийся Во-первых, он совершается в момент создания (в ходе классовой борьбы) качественно новой государственности политической системы как таковой. Во-вторых, он все время возобновляется через постоянное и действенное выражение согласия социальных субъектов с установившейся политической системой, к-рое может проявляться многообразно
На стадии воспроизведения политической системы повторяются и закрепляются, видоизменяются и обновляются исторический тип политической системы, се классовая природа, связи с др. подсистемами общества. Воссоздаются политические отношения и институты, политические нормы и ценности, символы, язык, воспроизводятся сами участники П.п. как выразители определенных политических позиций, носители соответствующих взглядов, исполнители тех или иных политических ролей. Для понимания сущности данной стадии П.п. важно учитывать, что политическая система строится не из самой себя ее порождает, конституирует и воспроизводит классовое общество Воспроизведение политической системы есть фрагмент всего целостного процесса общественного воспроизводства
Принятие и исполнение политико-управленческих решений образуют внутреннюю сторону механизма воспроизведения политической системы. Они вызываются необходимостью реализовать существующие в классовом обществе политические задачи. Выбор центров принятия этих решений, а также указываемые в них цели и средства, пути и этапы соотнесения требований конкретной политической задачи с условиями ее выполнения диктуются интересами и волей экономически и политически господствующего (руководящего) класса, выступающего представителем социального целого.
Контроль за функционированием и развитием политической системы достигается путем предупреждения и устранения отклонений поведения частей политической системы и участников П. п. от задаваемых им ориентиров и стандартов деятельности. Осуществляется этот контроль двумя группами институтов Одна из них учреждения, к-рые находятся внутри самой политической системы и состоят из лиц, профессионально занимающихся контролированием. Другая группа установления самого различного рода, с помощью к-рых к контролю за политической системой подключаются граждане, не являющиеся служащими входящих в нее учреждений. Такой контроль квалифицируется как «контроль снизу».
П. п., имеющий место в социалистическом обществе, отличают: сознательная поддержка трудящимися политической системы социализма, демократические процедуры ее воспроизведения, отсутствие социального разрыва между принятием политико-управленческих решений и их исполнением, участие граждан в их принятии и реализации, народный контроль за работой органов управления и должностных лиц.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
лат. prосessus — продвижение) — совокупность видов деятельности субъектов политических отношений, отражающих стадии изменения политической системы и направленных на достижение политических целей. Исходя из среды протекания политического процесса, выделяют внутриполитические (взаимоотношения между элементами политической системы, связанные с реализацией политической власти) и внешнеполитические (отношения между государствами, связанные с достижением политических компромиссов) процессы; по природе политического процесса — эволюционные (постепенные изменения определенных видов взаимодействия субъектов политики, элементов политической системы) и революционные (резкое изменение характера отношений, приводящее к политическим конфликтам и кризисам) процессы; по ориентированности субъектов политики — конфронтационные (обусловленные борьбой между участниками политического процесса) и консенсуальные (характеризуемые сотрудничеством между участниками политического процесса) процессы; по степени устойчивости взаимосвязей политических структур — стабильные (устойчивые модели поведения и механизмы принятия политических решений) и нестабильные (возникающие, как правило, в условиях кризиса как проявление изменения политической обстановки) политические процессы; по времени протекания политического процесса — длительные и кратковременные; по уровню распространения политического процесса — глобальные (происходящие в мировом сообществе, а также на уровне отдельного государства),региональные и локальные (происходящие на уровне определенного региона); по характеру протекания политического процесса — открытые (характеризующиеся открытым характером, внешними проявлениями) и латентные (т. е. скрытые — происходящие без видимых внешних проявлений) процессы. В зависимости от качественных и количественных характеристик изменений выделяют две основные формы протекания политических процессов: режим функционирования и режим развития. Режим функционирования политического процесса характеризуется простым воспроизводством сложившейся модели отношений, использованием устоявшихся в данной политической системе механизмов реализации политической власти. Приоритет традиций над инновациями предохраняет политическую систему от качественных изменений, придавая всей системе политических отношений достаточную стабильность и устойчивость. Режим функционирования имеет ярко выраженный циклический характер, проявляющийся в последовательной смене определенных фаз осуществления основных политических действий, реализации политической системой четко установленных функций. Циклы политического процесса, как правило, определяются проводимыми с определенной периодичностью выборами в органы государственной власти. Выступая «поддержкой» политической системы, выборы легитимизируют действия политической власти. В тоталитарных государствах, где полностью отсутствует политическая конкуренция, такой режим достигает своего крайнего проявления — так называемого политического застоя, проявляющегося в практически полной «консервации» политической жизни, что, в свою очередь, существенно тормозит экономическое, социальное и культурное развитие общества. Классическим примером политического застоя является советская политическая система 70-х годов XX в. В это время политическая жизнь в СССР отличалась наибольшим консерватизмом, расширением бюрократического и партийного аппарата, практически полным отсутствием реформ, усилением репрессий по отношению к инакомыслящим, непропорциональным по сравнению с другими отраслями развитием военно-промышленного комплекса, истощавшего экономику страны, что привело в начале 80-х годов к резкому спаду темпов экономического роста, ввергнув страну в системный кризис. Политический процесс, характеризующийся высокой интенсивностью тех или иных политических изменений, в политической науке принято называть политическим развитием. Термин «развитие» был введен в научный оборот в 50-х гг. XX в. американским социологом Т. Парсонсом для отражения динамики политической жизни. Политическое развитие представляет собой такое изменение (или приобретение) качеств и характеристик политической системы, которое позволяет ей адаптироваться к новым условиям социально-политической жизни. Режим развития политического процесса сопровождается существенным изменением структуры и характера политических отношений, механизмов функционирования элементов политической системы, а также характера ее взаимодействия с внешней средой.

Источник: Новейший политологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
722.55 кб

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ

Гомаль М.А.
За последние годы в России стали активно развиваться такие дисциплины, как политология, социология, а также различные политические учения.
Читать PDF
460.57 кб

Российский политический процесс

Согрин Владимир
Читать PDF
208.44 кб

Незападный политический процесс

Пай Л.
Перевод статьи Pye L.W. "The non-western political process".
Читать PDF
94.87 кб

Синергетика и политические процессы

Адулова Елена Сергеевна
В статье рассматриваются различные подходы к определению синергетики, выявлению ее сущностных признаков, специфики проявления самоорганизующихся систем в политической жизни общества.
Читать PDF
183.02 кб

Политический процесс в арабском мире

Панин В.Н.
Читать PDF
2.39 мб

Политические процессы в современном мире

Базулева Т. Л., Ланцов С. А.
Читать PDF
106.35 кб

Религия и современный политический процесс

Станкевич Галина Викторовна
В статье анализируется роль и место религиозного фактора в современном политическом процессе. Предпринимается попытка объяснить феномен политизации религии в ситуации «проекта модерна».
Читать PDF
83.58 кб

Группы как субъекты политического процесса

Балынская Н.Р.
Субъекты политического процесса делятся на две группы: традиционно-представительные и периодические. Традиционные субъекты это политические институты.
Читать PDF
92.74 кб

Партии в отсутствие политического процесса

Юрий Чаусов
Для белорусских политических партий 2009 год прошёл под знаком внутри-организационных перестановок и активного коалиционного строительства.
Читать PDF
476.80 кб

Модели развития сми в политическом процессе

Шутман Д. В.
Читать PDF
130.49 кб

«Управляемый хаос» как политический процесс

Демидов Александр Иванович
В условиях динамичных политических процессов в современном мире термин «управляемый хаос» включает в себя осмысление всего спектра политических движений и сил, их политических практик.
Читать PDF
199.74 кб

Молодежь в социально-политических процессах

Радченко Алина Федоровна
Читать PDF
191.34 кб

Гражданская общность и политический процесс

Скурихин С. И.
В статье рассматриваются политико-исторические коллизии формирования структур гражданского общества, анализируется роль государственных институтов и социальных образований в прогрессивном развитии российского общества.
Читать PDF
280.41 кб

«Черкесский вопрос» в политических процессах

Цветков Олег
Читать PDF
235.67 кб

Политическая реклама в электоральном процессе

Никитина Татьяна Игоревна
Из мирового опыта известна сила и роль политической рекламы.

Похожие термины:

  • Нравственный политический процесс

    процесс улучшения моральных нравов и политической деятельности государства и индивида. В XX веке возникли пессимистические теории, противопоставляющие идее исторического процесса идею многообр
  • ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно-поли