ПРЕЗИДЕНТ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Президент
в большинстве республик выборный глава государства.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Президент
официальный глава государства; «исполнительные президенты» также являются главами правительств.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Президент
глава государства, избираемый либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

ПРЕЗИДЕНТ
лат. praesidens (praesidentis) — сидящий впереди) — единоличный пост главы государства в странах с республиканской формой правления. Избирается населением или назначается парламентом на четко определенный срок.

Источник: Новейший политологический словарь

Президент
(лат. - сидящий впереди) - в большинстве стран с республиканской формой правления избранный на определенный срок глава государства. Часто президентом называют руководителей общественных и других организаций или учреждений, корпораций, компаний и т.д.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Президент
от лат. praesidens, букв. сидящий впереди)
1) в большинстве современных государств - выборный глава государства;
2) в ряде общественных и научных учреждений, организаций (в т. ч. международных) выборный председатель исполнительного органа.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ПРЕЗИДЕНТ
president, от лат. praesidens - сидящий впереди) - 1) выборный глава государства; Пост П. в 1993 г. имели в своем государственном устройстве 130 стран из 183, входящих в ООН; 2) председатель, избранный для руководства обществом, учреждением (например, П. Академии наук); 3) высшее должностное лицо компании, корпорации.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Президент
(President, Президент) - выборный глава государства, высшее должностное лицо. В зависимости от формы правления определяются его положение и роль в обществе и государстве. В президентских республиках он избирается путем прямых или косвенных выборов парламентом, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

ПРЕЗИДЕНТ
(от лат praesidens сидящий впереди) 1) выборный руководитель, председатель в ряде общественных и научных учреждений, организациях, в т ч. и в международных (напр., президент Академии наук СССР); 2) глава государства в странах с республиканской формой правления. В так наз. парламентарных республиках (Италия, Индия, ФРГ) П. избирается либо парламентом, либо особой коллегией, основу к-рой составляют члены парламента. В президентских республиках П. избирается путем прямых (Франция) или косвенных (США) выборов.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Президент
Präsident/Präsidentin / Staatspräsident. President (лат. praesidēns – председательствующий, глава). Общ.: обозначение для председателя к.л. организации, объединения или союза, института или суда; иногда также заседания или конгресса. Спец.: П. – глава государства при республиканской форме правления. Обычное обозначение для выбираемого в республиках, как правило, народом или парламентом (в Германии – Федеральным собранием) главы государства. См.: Федеральное собрание – Глава государства – Федеральный президент

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Президент
глава государства в буржуазных республиках, фактически стоящий над так называемым народным представительством, т. е. над парламентом. В США и Франции президент пользуется правом приостанавливать опубликование законов и возвращать их вновь на обсуждение парламента. В некоторых буржуазных странах президенту предоставлено право досрочно распускать парламент. Согласно Конституции СССР в нашей стране нет единоличного президента. Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета СССР, избираемый Верховным Советом и ему подотчетный.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ПРЕЗИДЕНТ
от лат. prae — перед и sedere — сидеть) избираемый глава государства или какой-либо организации. Это слово — одно из многочисленного ряда новых словечек для обозначения политических понятий, которые были заимствованы или созданы в целях замещения исконных русских слов с тем же смыслом. Это происходит в рамках манипуляции общественным мнением и насаждением новояза, когда человек уже сам перестает понимать смысл фраз, которые говорит. В русском языке слову «президент» есть полное соответствие с точки зрения лексики — «председатель», т. е. тот, кто сидит перед всеми — именно так и в латыни, откуда заимствовано слово. Поэтому внедрение нового иностранного слова было произведено не просто так.
Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР» в соответствии с результатами проведенного 17 марта 1991 года референдума. 12 июня 1991 года всенародным голосованием был избран первый Президент РСФСР. Им стал Б. Н. Ельцин. С принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1991 года «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» и с внесением соответствующих изменений в конституцию РСФСР президент РСФСР стал именоваться президентом Российской Федерации. Эта манипуляция на правовом поле позволила Б. Н. Ельцину продержаться на должности президента больше максимально возможного отмеренного по конституции срока.
См. также: губернатор, массовая культура, референдум, система сдержек и противовесов, экстремизм.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ПРЕЗИДЕНТ
лат. praesidens - сидящий впереди) - выборный глава государства, призванный проводить политику, направленную на стабилизацию и упорядочение жизнедеятельности общества и государства, улучшение жизни народа. В зависимости от формы правления определяются его положение и роль в обществе и государстве. В президентских республиках он избирается путем прямых или косвенных выборов парламентом, но после избрания наделяется значительными полномочиями и не может быть смещен законодательным органом, кроме случаев, указанных в конституции. В президентских республиках президент является основополагающим субъектом политики.
В парламентских республиках электорат избирает законодательную власть, которая, в свою очередь, избирает, формирует правительство. Глава правительства выступает решающим субъектом политики, а роль президента сведена к представительским, консультативным и контролирующим функциям. Президент в парламентских республиках мало влияет на реальную политику.
В России идет процесс становления президентской республики. В соответствии с Конституцией РФ Президент России является главой государства. Он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях. Полномочия Президента по Конституции огромны. Практически все кардинальные вопросы государственной и общественной жизни замыкаются на Президенте. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Ему подконтрольно правительство и в определенных случаях он вправе распустить Государственную Думу. Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя Конституция не называет Президента главой исполнительной власти, перечень полномочий и характер взаимоотношений его с органами и должностными лицами государственной власти позволяет сделать вывод о самом непосредственном влиянии его на организацию деятельности исполнительной власти. Президент участвует в определении персонального состава Правительства и организации его работы.
Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности граждан.
Президент обладает неприкосновенностью. Конституцией РФ установлен особый порядок прекращения полномочий Президента России.

Источник: Словарь по политологии

ПРЕЗИДЕНТ
глава государства исполнительной власти или только государства в большинстве стран с республиканской формой правления. В мировой политической практике сложилось три системы избрания: 1) прямые выборы П. (Австрия, Бразилия, Ирландия, Мексика, РФ, Франции и др.); 2) косвенные выборы П. (Аргентина, США): население выбирает выборщиков, которые затем выбирают главу государства; 3) в парламент республиках П. избирается путем многостепенных выборов; в этой ситуации выделяются следующие разновидности: а) П. избирается парламентом (Турция, Израиль, Турция и др.); б) для избрания П. создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных ниц (Италия); в) в ряде федеративных государств (ФРГ, Индия) для избрания П. формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов Федерации.
Срок полномочий П. ограничен рамками закона. В США, ФРГ, России не допускается избрание на пост П. одного и того же лица в течение трех сроков подряд. В Италии, Франции, Финляндии отсутствуют какие-либо ограничения для переизбрания на пост П.
Объем полномочий П. зависит от формы правления.
В парламентской республике (ФРГ, Италия) П. является только главой государства, но не правительства. Реальная исполнительная власть принадлежит возглавляемому премьер-министром правительству, что, в частности, выражается в необходимости контрасигнаций большинства актов П. премьер-министром или соответствующим министром. П., как правило, избирается парламентом или при участии последнего.
В президентской республике П. является не только главой государства, но и главой исполнительной власти, т.е. главой администрации (в США, странах Латинской Америки) или правительства (в Замбии, Беларуси, Казахстане, Узбекистане). Пост премьер-министра, как правило, отсутствует. П. избирается внепарламентским путем, т.е. народом (прямо или косвенно).
В полупрезидентских республиках П. является только главой государства, однако обладает реальными властны-I ми полномочиями, позволяющими ему фактически руководить ответственным перед парламентом правительством (П. назначает премьер-министра, как правило, из числа лидеров наиболее крупной фракции парламента). При этой форме правления П., как правило, избирается на всеобщих выборах. П. имеет право роспуска нижней палаты парламента.
Полномочия П. распространяются на: 1) область управления; 2) области законодательной инициативы; 3) область внешней и военной политики; 4) сферу чрезвычайных полномочий. Глава государства во многих странах провозглашается главнокомандующим вооруженными силами.
Пост П. РСФСР установлен по результатам Всероссийского референдума 7 марта 1991 г. Нынешний статус П. РФ регулируется Конституцией РФ (1993). П. - глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Конституция исходит из ведущего положения П. в системе государственных органов. П. в целом независим от др. органов государственной власти, парламентские и судебные издержки и противовесы, а тем более контроль существуют в минимальной мере. Глава государства в РФ - не часть системы разделения властей, он поставлен над др. ветвями власти. В установленном Конституцией РФ порядке П. принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. П. в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
П. РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность П. РФ более двух сроков подряд. Порядок избрания П. установлен Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. Конституция РФ не предусматривает ответственности П. РФ за нарушение им Конституции, он может быть отрешен от должности лишь за измену Родине или иное тяжкое уголовное преступление.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПРЕЗИДЕНТ
от лат. prasidens — сидящий впереди) — глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления. В президентских республиках П. является одновременно главой государства и главой правительства. В мировой политической практике сложилось три системы избрания П.: 1 ) прямые выборы П. (Франция, Австрия, Ирландия, Мексика, Бразилия): П. независим от парламента; 2) косвенные выборы П. (США, Аргентина, Финляндия): население выбирает коллегию выборщиков, которая затем выбирает П.; 3) в парламентских республиках (за исключением, Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы П. прямые) П. избирается путем многостеленных выборов (чаще всего двухстепенных); в этой системе выделяются следующие разновидности: а) П. избирается парламентом (Греция, Израиль, Турция, Ливан); б) для избрания П. создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц (Италия); в) в ряде федеративных государств (ФРГ, Индия) для избрания П. формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Срок полномочий П. ограничен рамками закона: во Франции, Италии, Ирландии — 7 лет, в Аргентине, Бразилии, Мексике, Финляндии — 6 лет, в ФРГ, Венесуэле, Индии, СССР — 5 лет, в США, Колумбии — 4 года. В ряде стран существует возрастной ценз для кандидатов в П.: в США кандидат должен быть не моложе 35 лет, в ФРГ — 40, в Италии — 50, в РСФСР — не моложе 35 и не старше 65 лет. В Мексике и Эквадоре запрещается избирать П. одно и то же лицо дважды. В США, ФРГ, Австрии — не допускается избрание на пост П. одного и того же лица в течение трех сроков подряд. В Италии, Франции, Финляндии отсутствуют какие-либо ограничения для переизбрания на пост президента. Во многих странах существует институт контроля за деятельностью П. крайним средством которого является отстранение его от власти Обычно политической ответственности П. за свои действия не несет, а уголовная допускается только по строго ограниченному кругу дел: в Италии — за государственную измену и посягательство на Конституцию, в ФРГ — за умышленное нарушение законов. В США применяется процедура импичмента — досрочного отстранения от должности Конгрессом всех высших должностных лиц федерации, включая П. (Импичмент впервые появился в Англии в конце XIV века и применялся для осуждения высших должностных лиц короны). Объем полномочий П. зависит от формы правления. В парламентских республиках «слабый» П. выполняет в основном представительские, церемониальные функции, а полномочия главы государства П. выполняет по указанию правительства. В президентских республиках П. сам возглавляет правительство, и оно несет ответственность перед ним, а не перед парламентом (в США, например, назначение глав исполнительных департаментов осуществляется П. «по совету и с согласия» сената, но фактически представляет собой его личную прерогативу). В парламентских республиках П. связан с расстановкой партий в парламенте, он может назначить главой правительства лишь то лицо, которому обеспечено положительное голосование в парламенте, т. е., как правило, лидера партии большинства. В президентских республиках П. назначает министров из членов своей партии, хотя обычно он должен согласовывать такие назначения с верхней палатой парламента. Полномочия П. сводятся к пяти основным группам: 1) в области управления; 2) в законодательной сфере; 3) в области внешней и военной политики; 4) в судебной области; 5) чрезвычайные полномочия. Главе государства в ряде стран предоставлены полномочия, касающиеся деятельности парламента: право созывать парламент на очередные и внеочередные сессии, право закрывать сессии, право досрочно распускать парламенты и назначать новые парламентские выборы. П. обладает правом законодательной инициативы, издания нормативных и ненормативных актов (декретов, указов и др.). Глава государства во многих странах провозглашается верховным главнокомандующим вооруженными силами.
Литература: Конституция США История и современность. М., 1988; Мигранян А. Реформа политической системы: куда она ведет? /СССР: демографический диагноз М., 1990; Самуилов С. М. О президентской власти в США/ США: экономика, полигика, идеология, 1 990, № 9.

Источник: Толковый политический словарь

Президент
В течение всего времени нахождения В Путина у власти уровень его поддержки в обществе, как известно, оставался сравнительно высоким. На протяжении последнего года доля россиян, одобряющих деятельность президента, стабильно превышала долю неодобряющих в 2–3 раза. Некоторое его снижение в период льготного кризиса к осени было преодолено, и сегодня этот показатель вернулся к привычной отметке, превышающей 70%. Стабильно высокий уровень поддержки президента обусловлен разными причинами. Прежде всего симпатиями к В. Путину в чисто человеческом плане. Но дело не только в этом.
Сам институт президентства, судя по результатам исследований, пришелся по душе многим россиянам. Даже в 1990-е годы, когда уровень поддержки Б. Ельцина не превышал 3-4%, необходимость существования в России института президента нашими согражданами не подвергалось сомнению. И сегодня большинство опрошенных (67%) категорически против перехода к парламентской республике, где фактическим главой государства становится премьер-министр. Даже если им мог бы стать В.Путин. Это еще раз подтверждает, что всенародные выборы главы государства были и остаются консенсусной ценностью, которой россияне дорожат.
Высокий уровень поддержки президента, несомненно, связан со стабилизацией экономической и политической ситуации в стране.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image77.png" width="457" height="289" alt="" style="border-width:0px;"
 Благоприятная экономическая конъюнктура, связанная с ростом цен на нефть, позволила обеспечить хотя и небольшой, но все же заметный для отдельных категорий граждан рост доходов. Особо следует отметить, что последние 5-6 лет шел достаточно интенсивный процесс формирования если не среднего класса в классическом смысле, то «срединного большинства», которое, не будучи социально однородным образованием, тем не менее в целом позитивно оценивает и деятельность президента, и общий вектор общественных преобразований. Эти группы и слои составляют костяк того, что принято называть «путинским» большинством, которое считает, что президент не только справляется со своими обязанностями, но и является чуть ли не единственным гарантом их прав и интересов.
Когда речь заходит о конкретных экономических, социальных и политических задачах, то здесь уже имеет место существенная дифференциация оценок. Как видно из нижеприведенных данных, после всплеска позитива, пришедшегося на конец первого срока президентства В. Путина, когда различные аспекты его деятельности оценивались в основном в сравнении с его предшественником, соотношение успехов и неудач в 2005 г. заметно уступает ситуации в 2003 г. практически по всем показателям. Из десяти предложенных направлений деятельности президента улучшения фиксируются лишь в четырех: международные позиции России, ситуация в Чечне, общий уровень жизни населения и возможность зарабатывать. Более того, и по этим позициям заметно снизилась доля тех, кто отмечает успехи, и, наоборот, выросло число тех, кто говорит об ухудшении. Самой же провальной, по мнению россиян, продолжает оставаться ситуация в социальной сфере, где положительные изменения видят лишь 12% опрошенных, не видят никаких изменений 32%, и фиксируют ухудшение 50%.
По всей видимости, начинает сказываться то, что сопровождает выход любой страны из кризиса — когда динамика общественных ожиданий обгоняет динамику экономических и социальных перемен, когда планка притязаний, в том числе и к президенту, резко повышается. С этой точки зрения, «возвращение государства» в социальную сферу пришлось как нельзя кстати. Имеются в виду амбициозные национальные проекты, которые будут реализованы в области образования, медицины, ЖКХ в ближайшее время и которые патронирует непосредственно глава государства.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image78.png" width="435" height="641" alt="" style="border-width:0px;"
 
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image79.png" width="433" height="287" alt="" style="border-width:0px;"
 В целом можно констатировать заметное отличие восприятия обществом В. Путина в период первого срока его президентства и второго. Если в 2000-2004 гг. президент был «кризисным управляющим», в задачу которого входило остановить войну в Чечне, преодолеть постдефолтную экономическую ситуацию и обеспечить решение самых «кричащих» социальных проблем, то сегодня В. Путин — президент страны, которая находится на выходе из кризиса, и где главная задача — не только борьба с бедностью, но и обеспечение более высокого качества жизни большинства населения. От того, как эти задачи будут решены, зависит исход президентских выборов 2008 г.
В. В. Петухов

Источник: Словарь политических терминов.

ПРЕЗИДЕНТ
(president) Либо действительный глава исполнительной власти, либо почетная должность, при которой существует пост фактического руководителя исполнительной власти. В общественных организациях президент – чаще всего почетный пост. В политических конституциях президент в одних случаях – глава исполнительной власти ("глава правительства"), в других – почетный пост с отдельными прерогативами по назначению на должности и выходу из критических ситуаций ("глава государства"), а иногда – и то, и другое. Президенты, являющиеся главами правительств, чаще встречаются в недемократических странах и реже – в демократических. Можно привести ряд примеров стран Латинской Америки, но наиболее известными примерами служат США и Франция. Статья II Конституции США начинается словами: "Исполнительная власть возлагается на Президента Соединенных Штатов Америки". В соответствии с этим его особые полномочия сводятся к роли главнокомандующего армией и флотом США, вооруженными силами штатов "в случае их призыва на действительную службу для Соединенных Штатов", а также к "запросу изложенных в письменной форме мнений от глав департаментов исполнительной власти", назначению на высшие должности и заключению договоров при условии "консультации с Сенатом и с его согласия". Действительные полномочия президента США выходят далеко за рамки указанного в данном перечне. В мире, где существует ядерное оружие, главнокомандующий сверхдержавы имеет колоссальную власть. Ограничения в области заключения договоров обходятся путем именования их "исполнительными соглашениями". Конгресс пытается править в условиях "верховной власти президента", но в том, что касается внешней политики, эти попытки нельзя назвать успешными. Во внутренней политике президент имеет гораздо меньше полномочий. Он может по своему усмотрению управлять департаментами исполнительной власти, но и в этом случае Сенат должен утверждать руководителей этих департаментов, что в последние годы является значительным препятствием. Формирование внутренней политики лучше всего рассматривать как игру, в которой президент, обе палаты Конгресса (каждая в отдельности) и федеральные суды обладают целой системой взаимосвязанных прав использования вето. Для проведения в жизнь той или иной политики требуется согласие определенного числа игроков, обладающих правом вето (это число варьируется в зависимости от области политики). Конституция французской Пятой Республики (Fifth Republic) была написана Шарлем де Голлем (de Gaulle) и его соратниками с целью наделить де Голля гораздо более широкими полномочиями, чем были у президентов свергнутой им Четвертой Республики (Fourth Republic). В 1962 г. де Голль укрепил собственную власть, сделав это неконституционным путем, но безнаказанно. Президент Франции обладает правом арбитража для "обеспечения нормальной работы органов государственной власти, а также целостности государства". Это право, дающее очень большие полномочия, чрезвычайно широко применяется, когда президент и правительство принадлежат к одной партии, как это было на протяжении большей части существования Пятой Республики. Обязанности главы государства подразумевают участие в большом количестве протокольных мероприятий – присутствие на обедах, похоронах, вручение наград. В некоторых случаях глава государства может выступать в качестве объединяющего национального символа, однако это зависит скорее от личности президента, чем от способа его избрания и официальных полномочий самой должности, как можно видеть на двух противоположных примерах – Мэри Робинсон (Ирландия) и Курта Вальдхайма (Австрия). Связанные с этой должностью конституционные функции в обоих случаях похожи, но объединяющая всех Робинсон могла бы многого добиться в качестве главы государства, чего нельзя сказать о вызывавшем разногласия Вальдхайме. Глава государства обычно имеет резервные полномочия на случай отставки главы правительства или самого правительства, а также на случай чрезвычайных обстоятельств. Примером необычного использования таких полномочий служит роспуск генерал-губернатором правительства Гофа Уитлэма в Австралии в 1975 г. Генерал-губернатор Австралии действует от имени королевы как глава государства. И хотя полномочия главы государства в Австралии в 1975 г. остались без изменений, данный инцидент привел к длительному спаду промонархических настроений в Австралии. Это свидетельствует о том, что даже номинальные главы государств ограничены в своей деятельности. Президенты могут избираться путем прямых или многоступенчатых выборов либо назначаться. Чем более прямым путем происходит их избрание, тем больше власти они имеют в своем распоряжении, как это характерно для Франции и США.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ПРЕЗИДЕНТ
от лат. prae (перед) и sedere (сидеть) — «председатель») — выборная должность главы государства, территориально-административного образования или руководителя общественной или коммерческой организации.
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Его правовой статус определен главой 4 Конституции. Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В 1991 г. Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 г. срок полномочий президента был сокращен до 4-х лет. После принятия поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 г., со следующих выборов срок полномочий будет составлять 6 лет.
Президентом России может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд.
Президент РФ наделен самыми широкими полномочиями и, как глава государства, определяет основные направления внешней и внутренней политики.
Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ (премьерминистра), имеет право председательствовать на заседаниях Кабинета министров и принимает решение об отставке правительства. Глава государства по представлению главы правительства назначает и освобождает от должности заместителей премьерминистра и федеральных министров. По его представлению Госдума утверждает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности; назначает судей других федеральных судов.
Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину России. К исключительным полномочиям главы государства относится также назначение высшего командования Вооруженных Сил страны.
Он формирует свою Администрацию, назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, а также дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент назначает выборы Государственной Думы и вправе распустить ее. Он вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и российскому законодательству.
С 2004 г. президент представляет органам законодательной власти субъектов федерации кандидатуру на пост губернатора, он может отправить губернатора в отставку и распустить Законодательное Собрание, трижды отвергнувшее кандидатуру, предложенную им на пост руководителя исполнительной власти региона.
Глава государства осуществляет руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, а также ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
При необходимости он вправе ввести на всей территории России или в отдельных ее регионах чрезвычайное положение, поставив в известность обе палаты Федерального собрания.
Военное положение в РФ ни разу не вводилось. Чрезвычайное положение вводилось в 1991 г. в Чечено-Ингушетии (не утверждено Верховным Советом), в 1992–95 гг. — в Северной Осетии и Ингушетии (продлялось каждые 2 месяца, отменено после того, как Совет Федерации его не продлил).
В исключительной компетенции высшего должностного лица государства — решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.
Только он имеет право награждать государственными наградами РФ, присваивать почетные, высшие воинские и высшие специальные звания, а также осуществлять помилование. Как высшее должностное лицо президент обладает неприкосновенностью.
Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом. Он досрочно может прекратить исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Последняя процедура (импичмент) осуществляется Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях главы государства признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В случае неспособности президента исполнять свои обязанности их временно исполняет председатель правительства (премьер-министр). Но он не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Нынешний институт президентства основан на Конституции 1993 г. и отражает изменения в структуре государственной власти, произошедшие в России после распада СССР.
После 1917 г. в стране установилась республиканская форма правления в виде Республики Советов. Номинально коллективным главой государства считался Президиум ВЦИК (а позднее Верховного Совета СССР). Указы и законы подписывались его председателем. На самом деле реальная власть в стране принадлежала партийной верхушке.
Первым лицом в любой союзной республике был первый секретарь ЦК ее компартии. Исключение составляла РСФСР, в которой не было республиканской парторганизации: российские обкомы и крайкомы подчинялись напрямую Центральному Комитету КПСС.
При Горбачеве в 1989 г. в союзных республиках был учрежден пост высшего должностного лица — председателя Верховного Совета.
В России председатель ВС избирался Съездом народных депутатов (в остальных 14 республиках — Верховным Советом).
15 марта 1989 г. Союзный съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М. Горбачева. 16 мая 1990 г. открылся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал в третьем туре Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельцина.
Вскоре народные депутаты из блока «Демократическая Россия» сочли, что этот статус не предоставляет Ельцину достаточно полномочий для осуществления радикальных реформ и выступили за введение — путем референдума — поста всенародно избираемого президента РСФСР. Это решение было принято на референдуме 17 марта 1991 г.
Кандидатов могли выдвигать партии, движения, профсоюзы, а также трудовые коллективы и собрания граждан по месту жительства. Для регистрации необходимо было собрать 100 тыс. подписей. Кандидаты от общественных объединений могли вместо сбора подписей заручиться поддержкой 1/5 состава Съезда народных депутатов России (214 депутатов) — именно так поступил председатель ЛДПСС В. Жириновский.
Порядок избрания предполагал наличие «в связке» и кандидата в вице-президенты. В состоявшихся 12 июня 1991 г. выборах Президента РСФСР участвовали В. Бакатин, Б. Ельцин, В. Жириновский, А. Макашов, Н. Рыжков, А. Тулеев. Победу одержал Б. Ельцин, набравший 57,3% голосов избирателей. 10 июля он вступил в должность. Вице-президентом стал А. Руцкой.
Дополнительные полномочия, не предусмотренные действующей конституцией РСФСР 1978 г. (право издавать указы в сфере экономики, противоречащие действующему законодательству, самостоятельно, без согласования с парламентом, формировать правительство и назначать глав администраций во всех регионах, кроме республик и др.) Ельцин получил от Съезда народных депутатов 1 ноября 1991 г.
В дальнейшем ВС и Съезд народных депутатов, напротив, стали ограничивать полномочия президента путем принятия соотв. поправок к Конституции и т. п. Это привело к конфликту по поводу разделения полномочий между президентом и Съездом народных депутатов, принявшему форму вооруженного противостояния во время октябрьских событий 1993 г.
9 октября 1993 г. Ельцин прекратил полномочия Советов всех уровней, в т. ч. Верховного Совета, демонтировав остатки существовавшего до этого времени государственного устройства. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации на основе ее президентского варианта, предполагавшая в т. ч. изменение порядка выдвижения кандидатов в президенты.
Начиная с избирательной кампании 1996 г. правом выдвижения кандидатов обладали избирательные объединения (с 2004 г. — только политические партии) и группы граждан, собравшие достаточное количество подписей (в 1996 — 1 млн, в 2000 — 500 тыс., т. к. выборы были досрочными; в 2004 и 2008 — 2 млн).
На президентских выборах 1996 г. было зарегистрировано 11 кандидатов. Выборы прошли в 2 тура. В первом (16 июня) Б. Ельцин, действующий Президент РФ, набрал 35,28%, Г. Зюганов (КРПФ) — 32,03%, А. Лебедь (инициативная группа — ИГ) — 14,52%, Г. Явлинский («Яблоко») — 7,34%, В. Жириновский (ЛДПР)— 5,70%, С. Федоров (Партия самоуправления трудящихся) — 0,92%, М. Горбачев («Горбачев-Фонд») — 0,51%, М. Шаккум (ИГ) — 0,37%, Ю. Власов (ИГ) — 0,20%, В. Брынцалов (ИГ) — 0,16%. А. Тулеев 13 июня снял свою кандидатуру в пользу Зюганова.
Во втором туре (3 июля) президентом был избран Ельцин, получивший 53,82% голосов. Его соперник Г. Зюганов набрал 40,31%.
Следующие выборы были досрочными, так как Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке.
В соответствии с Конституцией они были проведены в трехмесячный срок после прекращения полномочий президента.
Кандидатами было зарегистрировано 11 чел., включая исполняющего обязанности Президента РФ, премьер-министра В. Путина. Он был избран главой государства, получив 52,94% голосов избирателей. Его главный соперник Г. Зюганов (КПРФ) получил 29,21%. Голоса остальных избирателей распределились так: Г. Явлинский («Яблоко») получил 5,80%, А. Тулеев — 2,95%, В. Жириновский (ЛДПР) — 2,70%, К. Титов — 1,47%, Э. Памфилова («За гражданское достоинство») — 1,01%, С. Говорухин («Отечество — Вся Россия») — 0,44%, Ю. Скуратов — 0,43%, А. Подберезкин («Духовное наследие») — 0,13%, У. Джабраилов — 0,10%. Для участия в президентских выборах 2004 г. было зарегистрировано 6 кандидатов. Они состоялись 14 марта 2004 г. В. Путин набрал 71,31% голосов избирателей, Н. Харитонов (КПРФ, «Аграрный союз») — 13,69%, С. Глазьев — 4,10%, И. Хакамада (СПС) — 3,84%, О. Малышкин (ЛДПР) — 2,02%, С. Миронов (Российская партия Жизни) — 0,75%.
В избирательной кампании 2008 г. право выдвигать кандидатов на пост президента было предоставлено только парламентским партиям, а также инициативным группам граждан, собравшим 2 млн подписей в пользу кандидата. Партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», а также не представленные в Госдуме Аграрная партия и партия «Гражданская сила» выдвинули кандидатом в президенты Д. Медведева, первого вице-премьера российского правительства. Эту кандидатуру поддержал и Президент РФ В. Путин. КПРФ кандидатом выдвинула Г. Зюганова, ЛДПР — В. Жириновского. Еще одним претендентом стал А. Богданов, лидер Демократической партии России, зарегистрированный после того, как собрал 2 млн подписей в свою поддержку.
Выборы, состоявшиеся 2 марта 2008 г., убедительно выиграл Медведев (70,28%). Зюганов набрал 17,72%, Жириновский — 9,34%, Богданов — 1,29%. Явка составила 69,78% — в выборах участвовали почти 75 млн россиян.
5 ноября 2008 г. в своем послании Федеральному собранию президент РФ Д. Медведев предложил увеличить срок полномочий президента до 6 лет, а депутатов Госдумы — до 5 лет, что дало бы дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти. 11 ноября Д. Медведев внес в Госдуму законопроекты об изменении сроков полномочий президента и парламента. Депутаты Госдумы РФ одобрили эти поправки в первом (14 ноября) и втором (19 ноября) чтении.
16 ноября 2008 г., выступая перед журналистами в Вашингтоне после антикризисного совещания «Большой двадцатки» (расширенный формат «Большой восьмерки»), Д. Медведев уточнил, что предложенная им конституционная реформа не коснется его нынешнего срока, который останется четырехлетним.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
657.14 кб

Президент Российской Федерации в зеркале общественного мнения

Идиатуллина Клара Салиховна, Хайруллина Лилия Ильдусовна
В статье, основанной на данных ведущих российских социологических служб Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и фонда «Общественное мнение», рассматривается п
Читать PDF
225.32 кб

Партии, правительство, президент (обзор политической конъюнктуры)

Седов Леонид
The reorganised government has lived through its first hundred days and certain conclusions may be drawn as to its purposes and prospects.
Читать PDF
567.00 кб

Пак Кын Хе — новый президент Республики Корея

Мишин Валерий Юрьевич
В статье представлена личность нового президента Республики Корея, анализируются итоги выборов, тенденции развития внешней и внутренней политики вновь избранной администрации.
Читать PDF
133.67 кб

Президент Чечни пригласил в Республику саудовские капиталы

Бовт Георгий
«Известия», М., 21 января 2004 г.
Читать PDF
313.08 кб

Президент Д. А. Медведев: видны ли признаки нового курса?

Читать PDF
262.86 кб

Президент Башкирии: эффектное хлопанье дверью

Макаркин Алексей
Читать PDF
79.72 кб

2000. 02. 027. Стид Д. Д. Президент как политик: В. Вильсон и Конституция. Stid D. D. The President

Соломатина В. М.
Читать PDF
86.48 кб

Республика Корея: президент новый, проблемы - старые

Мишин Валерий Юрьевич, Халиман Наталья Николаевна
The authors of this article made the analyses of the results of presidential election in the South Korea. Also they try to reflect some problems that president's administration will face in the future.
Читать PDF
215.77 кб

Президент Российской Федерации в информационном поле российских сми (по результатам контент-анализа)

Хайруллина Л. И.
В статье, основанной на данных проведенного автором контент-анализа, исследована проблема становления и развития лидерства Президента Российской Федерации через количественные параметры в российских печатных средствах массовой инф
Читать PDF
756.79 кб

96. 01. 014. Шродел Дж. Р. Конгресс, президент и формирование политического курса: исторический анал

Соломатина В. М.
Читать PDF
288.86 кб

Новый президент и «Старый» Северный Кавказ

Малашенко Алексей
Читать PDF
256.14 кб

Сможет ли президент Бакиев стабилизировать ситуацию в Киргизии?

Ревазов А.
«Зеркало» Баку, 30 марта 2007 г.
Читать PDF
134.05 кб

Президент Туркмении создал Министерство справедливости

Кожушко Марина
"Независимая газета", М., 3 сентября 2003 г.
Читать PDF
645.62 кб

Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса

Михалёва Ирина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Политика, устремленная в будущее. Президент Российской Федерации Владимир Путин обозначил новые прио

Похожие термины:

  • ПРЕЗИДЕНТ РАБОТАЕТ С ДОКУМЕНТАМИ

    Обоснование отсутствия президента Б. Ельцина в Кремле во время болезни, дававшееся его пресс-секретарем и цитировавшееся в СМИ. Символ неустойчивости высшей власти в России. Восьмой месяц невыход
  • ИЗБРАННЫЙ, НО ЕЩЕ НЕ ВСТУПИВШИЙ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТ

    (president-elect) Так называют в США кандидата, победившего на президентских выборах, в период с момента их проведения в ноябре до вступления в должность 20 января следующего года.
  • ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    President of the Russian Federation) - Глава Российского государства. В российской Конституции имеется специальная глава 4 "Президент Российской Федерации", которая обстоятельно характеризует (ст., ст. 80-93 роль и ме
  • ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ

    в некоторых государствах (США, страны Латинской Америки, и др.) заместитель главы государства, избирается, как правило, одновременно с президентом; заместитель президента в различных национальных
  • Федеральный президент

    (ФрГ) Bundespräsident. (Federal) President В Германии – глава государства. Избирается большинством Федерального собрания сроком на пять лет, возможно однократное переизбрание на второй срок (ст. 54 ОЗ ФРГ). Замести
  • ПРЕЗИДЕНТ ЗАКОННО ИЗБРАННЫЙ

    избир. Зарегистрированный кандидат на должность президента, получивший на выборах абсолютное большинство голосов. После 4 марта они выступают уже против Путина как законно избранного президента,
  • Послание Президента

    (Massange of President, Президенттин кайрылуусу)– обращение Президента страны к народу, депутатам парламента или членам правительства, разъясняющее определѐнные вопросы внутренней и внешней политики.
  • ГОНКА ПРЕЗИДЕНТСКАЯ

    метаф. спорт. Соревнования в ходе избирательной кампании среди кандидатов в президенты. Победителем президентской гонки стал Владимир Путин, набравший 63,60%. За него проголосовали 45 млн. 602 тыс. 75 че
  • Президентская система

    Präsidealregierung. Presidential system Система управления, при которой президент занимает сильную позицию и играет ключевую роль в системе государственных органов (например, во Франции, Греции). См.: Президентская
  • ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ 2008

    Первое Послание Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию РФ, представленное 5 ноября 2008 года в Москве. Методологическая и концептуальная особенность представленно
  • ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009

    Второе Послание Президента России Д.А. Медведева представлено 12 ноября 2009 года в Москве. Его главный смысл — в обосновании фундаментальных оснований, методологии, концептуальности, технологий и м
  • ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА

    (Executive Office of the President) Состоит из высших правительственных органов США. В него, в частности, входят Административно-бюджетное управление, Совет национальной безопасности, управление Белого дома. Цел
  • ПРЕЗИДЕНТСКИЙ МАРАФОН

    метаф. спорт.; полит. Изнуряющая конкурентная борьба за пост президента страны, ограниченная временем предвыборной избирательной кампании. Президентский марафон будет, судя по всему, куда более ж
  • ПРЕЗИДЕНТСКИЙ СРОК

    избир. Время пребывания президента государства у власти после избрания на пост. В разных государствах разные президентские сроки. Российская конституция закрепляет вполне демократичный принцип
  • ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ЗАБЕГ

    метаф. спорт. То же, что ПРЕЗИДЕНТСКИЙ МАРАФОН. Фаворитом президентского забега, судя по предвыборным опросам, является премьер-министр страны Алмазбек Атамбаев (РГ. 2011.28.10).
  • КОСВЕННОЕ ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА

    (pocket veto) Задержка президентом подписания законопроекта до закрытия сессии конгресса, "карманное вето". В Соединенных Штатах законопроект, одобренный Палатой представителей и Конгрессом, должен бы
  • ОБОЙМА ПРЕЗИДЕНТА

    Само слово «обойма» в значении «круг доверенных лиц, членов команды» возникло достаточно давно. Первое упоминание этого термина применительно к высшему должностному лицу встречается в СМИ встре
  • ВЛАСТЬ ПРЕЗИДЕНТА

    Presidents/Presidential rule) -установленный Конституцией и другими законами широкий круг полномочий высшего должностного лица в государстве. Имеет специфику в различных странах.
  • Администрация Президента

    (Аdministration of President, Президенттик администрация) – аппарат, обеспечивающий конституционные полномочия главы государства. В некоторых странах является государственным органом, если Конституция стр
  • Полномочный Представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе

    должностное лицо, представляющее Президента РФ, обеспечивающее реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Институт полномочного