Правовая культура
Правовая культура
(Right culture, Укуктук маданият) – состояние правовой жизни общества, характеризующаяся совершенством правовых актов, правовой деятельности, и правосознанием личности, а также степенью взаимной ответственности государства и личности.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
понятие, фиксирующее качественную характеристику правового состояния общества, определяемую сочетанием материальных и духовных компонентов культуры, соотнесенных с функционированием права.
Среди исследователей все еще нет единого подхода к трактовке как самой правовой культуры, так и ее структуры, компонентов, содержания, функций и т.д. В теории правовой культуры доминирует ценностный подход, при котором в содержание понятия включаются только позитивно маркированные феномены: правовая культура характеризует уровень развития общества с точки зрения полноты осуществления принципа верховенства права, степени эффективности правового регулирования, распространенности правомерного поведения. Негативные феномены — такие, к примеру, как пренебрежение к требованиям права, нарушение законодательства, несоблюдение прав граждан и пр. — в понятие правовой культуры не включаются и фиксируются понятиями «правовой нигилизм», «правовой фетишизм», «правовой инфантилизм» и т.п.
История правовой культуры предстает как прогрессирующее развитие права и государства от первоначальных примитивных форм до современных форм правовой государственности. Таким образом, идеальной моделью наивысшей степени развитости признается правовая культура, при которой определяющую роль в правовой организации общественной и государственной жизни играют права и свободы гражданина; эффективно действует разветвленная система легализованных форм, средств и процедур воздействия гражданского общества на государство и контроля за его деятельностью; практически реализуются принципы конституционализма и верховенства правового закона, согласованно и эффективно функционируют все ветви государственной власти; в массовом правосознании утверждены чувства уважения к закону и правопорядку, граждане проявляют активность в осуществлении своих прав и неукоснительно исполняют свои обязанности. Соответственно, признается, что конкретные общества находятся в одно и то же время на разных ступенях развития правовой культуры. Правовая культура в конкретном обществе оценивается с позиций развитости и согласованности основных ее элементов, к которым относятся: состояние правосознания в обществе; механизмы формирования правосознания; стройность законодательства; прочность правопорядка; механизмы поддержания законности, состояние практической работы в области права. Критерии качественной оценки данных элементов заданы ценностями, которые правовая наука признает в качестве правообразующих признаков. Это — равенство (право применяет единую социальную меру по отношению к гражданам), свобода (право трактуется как форма, норма и мера свободы), справедливость (эквивалентность и сбалансированность прав и обязанностей).
Сложность феномена правовой культуры проявляется в структурной неоднородности. Выделяются индивидуальный, социально-групповой, общесоциальный и общечеловеческий уровни правовой культуры. На уровне индивида правовая культура фиксирует знание, понимание и сознательное выполнение требований права в деятельности человека как члена социума; на самом общем уровне — систему ценностей, накопленных правовой историей человечества, и традиционные механизмы правовой регуляции.
Данные структурные уровни могут различаться не только степенью общности, но степенью развитости. Зрелость правовой культуры конкретного индивида зависит, в частности, от эффективности процессов социализации (от того, в какой мере он усваивает действующее право и руководствуется им) и может не совпадать с уровнем развития правовой культуры группы, конкретного общества или человечества в целом. Достижение высокого уровня правовой культуры связывается с правовым воспитанием — систематическим целенаправленным воздействием на сознание граждан с целью выработки у них уважения к праву, а также правовых навыков и привычек как устойчивой потребности в соблюдении требований права.
Структурное деление проводится и по основанию развитости правосознания — по уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, а также по признаку правовой образованности субъектов. В этом случае выделяют обыденный, профессиональный и доктринальный виды правовой культуры. Обыденная правовая культура свойственна основной массе членов общества, профессиональная — специалистам, имеющим юридическое образование и работающим в сфере права, доктринальная — теоретикам права, ученым, исследующим правовую практику.
Правовая культура тесно связана с политической культурой, с моральной и религиозной системами социальной регуляции. Своеобразие правовым навыкам, чувствам и привычкам придают социокультурные традиции и национально-психологические особенности того или иного народа.
О.Ю. Бойцова
Среди исследователей все еще нет единого подхода к трактовке как самой правовой культуры, так и ее структуры, компонентов, содержания, функций и т.д. В теории правовой культуры доминирует ценностный подход, при котором в содержание понятия включаются только позитивно маркированные феномены: правовая культура характеризует уровень развития общества с точки зрения полноты осуществления принципа верховенства права, степени эффективности правового регулирования, распространенности правомерного поведения. Негативные феномены — такие, к примеру, как пренебрежение к требованиям права, нарушение законодательства, несоблюдение прав граждан и пр. — в понятие правовой культуры не включаются и фиксируются понятиями «правовой нигилизм», «правовой фетишизм», «правовой инфантилизм» и т.п.
История правовой культуры предстает как прогрессирующее развитие права и государства от первоначальных примитивных форм до современных форм правовой государственности. Таким образом, идеальной моделью наивысшей степени развитости признается правовая культура, при которой определяющую роль в правовой организации общественной и государственной жизни играют права и свободы гражданина; эффективно действует разветвленная система легализованных форм, средств и процедур воздействия гражданского общества на государство и контроля за его деятельностью; практически реализуются принципы конституционализма и верховенства правового закона, согласованно и эффективно функционируют все ветви государственной власти; в массовом правосознании утверждены чувства уважения к закону и правопорядку, граждане проявляют активность в осуществлении своих прав и неукоснительно исполняют свои обязанности. Соответственно, признается, что конкретные общества находятся в одно и то же время на разных ступенях развития правовой культуры. Правовая культура в конкретном обществе оценивается с позиций развитости и согласованности основных ее элементов, к которым относятся: состояние правосознания в обществе; механизмы формирования правосознания; стройность законодательства; прочность правопорядка; механизмы поддержания законности, состояние практической работы в области права. Критерии качественной оценки данных элементов заданы ценностями, которые правовая наука признает в качестве правообразующих признаков. Это — равенство (право применяет единую социальную меру по отношению к гражданам), свобода (право трактуется как форма, норма и мера свободы), справедливость (эквивалентность и сбалансированность прав и обязанностей).
Сложность феномена правовой культуры проявляется в структурной неоднородности. Выделяются индивидуальный, социально-групповой, общесоциальный и общечеловеческий уровни правовой культуры. На уровне индивида правовая культура фиксирует знание, понимание и сознательное выполнение требований права в деятельности человека как члена социума; на самом общем уровне — систему ценностей, накопленных правовой историей человечества, и традиционные механизмы правовой регуляции.
Данные структурные уровни могут различаться не только степенью общности, но степенью развитости. Зрелость правовой культуры конкретного индивида зависит, в частности, от эффективности процессов социализации (от того, в какой мере он усваивает действующее право и руководствуется им) и может не совпадать с уровнем развития правовой культуры группы, конкретного общества или человечества в целом. Достижение высокого уровня правовой культуры связывается с правовым воспитанием — систематическим целенаправленным воздействием на сознание граждан с целью выработки у них уважения к праву, а также правовых навыков и привычек как устойчивой потребности в соблюдении требований права.
Структурное деление проводится и по основанию развитости правосознания — по уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, а также по признаку правовой образованности субъектов. В этом случае выделяют обыденный, профессиональный и доктринальный виды правовой культуры. Обыденная правовая культура свойственна основной массе членов общества, профессиональная — специалистам, имеющим юридическое образование и работающим в сфере права, доктринальная — теоретикам права, ученым, исследующим правовую практику.
Правовая культура тесно связана с политической культурой, с моральной и религиозной системами социальной регуляции. Своеобразие правовым навыкам, чувствам и привычкам придают социокультурные традиции и национально-психологические особенности того или иного народа.
О.Ю. Бойцова
Источник: Политический словарь нашего времени.