ПРАВОСЛАВИЕ – САМОДЕРЖАВИЕ – НАРОДНОСТЬ ИЛИ РУССКАЯ (УВАРОВСКАЯ) ТРИАДА

Найдено 1 определение
ПРАВОСЛАВИЕ – САМОДЕРЖАВИЕ – НАРОДНОСТЬ ИЛИ РУССКАЯ (УВАРОВСКАЯ) ТРИАДА
идеологическая формула Русской цивилизации. Впервые была сформулирована министром народного просвещения в царствование императора Николая I графом С. С. Уваровым в 1832 г., а теоретически разработана в трудах ранних славянофилов И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, К. С. Аксакова, а также близких к ним М. П. Погодина и С. П. Швырёва. Однако близкие по смыслу идеи можно найти уже в трудах государственного секретаря времен императора Александра I, адмирала А. С. Шишкова. А в ходе Отечественной войны 1812 г. родился боевой лозунг, близкий по содержанию триаде «За Веру, Царя и Отечество».
Триаду «Православие – Самодержавие – Народность» ещё в XIX в. начали шельмовать враги русской самобытной цивилизации. Двоюродный брат революционера Н. Г. Чернышевского либеральный литературовед А. Н. Пыпин в 1871 г. обозвал ее «теорией официальной народности». С тех пор этот термин как якобы научный вошел во все словари и кочует из книги в книгу. А пыпинская трактовка Русской триады как «идеологического обоснования крепостничества» десятилетиями внедрялась в национальное сознание. Между тем триада «Православие – Самодержавие – Народность» не просто не имеет никакого отношения к крепостному праву, она имеет отношение к предназначению России в мире, к судьбе России. Неслучайно русский советский философ А. В. Гулыга назвал ее «формулой русской культуры». Триада является антитезой формуле Французской революции (которая была, по сути, всеевропейской) «Свобода, равенство, братство», ответом консервативной России на вызов европейской (мировой) революции. Утверждение истинной веры – Православия – бросало вызов навязыванию идеи свободы – как свободы прежде всего вероисповеданий, то есть уравнивания веры истинной с ложными верованиями. Утверждение социальной иерархии и структурированности общества – Самодержавия – бросало вызов попыткам уравнять по природе неравное, разрушить социальную иерархию и структуру, внедрить пагубное всесмешение, чтобы легче было манипулировать людьми. Защита Богом данного национального своеобразия, культурной самобытности – Народности – бросало вызов стремлению под масонским лозунгом «братства» обезличить, перемешать народы. Именно это имел в виду наш великий поэт, дипломат и мыслитель Ф. И. Тютчев, когда писал, что «в Европе есть только две силы – Революция и Россия». Таким образом, триада «Православие – Самодержавие – Народность» является не только идеологической формулой Русской цивилизации, а также и идеологией контрреволюции. Впоследствии плеяда русских мыслителей – М. Н. Катков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, И. С. Аксаков, К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров, И. А. Ильин, митрополит Иоанн (Снычев), В. В. Кожинов, А. С. Панарин и др. – так или иначе обращались к Русской триаде. В начале XX в., во время предреволюционного обострения общественно‑политической ситуации, в черносотенном движении, которое в идеологическом плане позиционировало себя как наследников славянофильства и в целом русской консервативной традиции, триада была несколько изменена и звучала как «Православие – Самодержавие – Русская народность». Впрочем, тут нет никакого противоречия, если трактовать понятие «русский» не как узкоэтническое, а как цивилизационное. Сегодня приходится сталкиваться с мнением, что триада «Православие – Самодержавие – Народность» устарела, стала безнадежной архаикой. Это ошибочное мнение, ибо Русская триада выражает дух, форму и субстрат Русской цивилизации. А они останутся неизменными до скончания века.

Источник: Советский политический язык 1984 г.