ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ
переход прав и обязанностей одного государства к другому. Вопрос о П. г. возникает при смене социального строя в результате революции, появлении в результате национально-освободительной борьбы новых независимых государств, образовании нескольких государств на территории их предшественника или объединении 2 или более государств в одно, а также при переходе части территории одного государства к другому. П. г. может осуществляться, в частности, в отношении международных договоров, государственной собственности, архивов и долгов, а также в отношении членства в международных межправительственных организациях.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

Правопреемство государств
это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим или изменения территории государства в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. Считается древнейшим институтом международного права; термин был введён впервые Г. Гроцием. В науке международного права выделяют следующие теории П.г.: теория универсального П.г. (к правопреемнику переходят права и обязанности государства в полном объёме); частичного П.г. (государство-предшественник сохраняет договорные права и обязанности, не предполагающие сохранения его суверенитета над отторгнутой территорией); правопреемственности (преемник принимает права и обязанности аннулированного государства-предшественника как собственные); «непреемственности» (обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику, права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства); «чистой доски» (tabula rasa) (государство-преемник не связано международными договорами предшественника); континуитета (договоры остаются в силе). Различают П.г. в отношении международных договоров (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г.); в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г.), налогов, гражданства физических лиц и т.д. (урегулированы специальными международными договорами).

Источник: Словарь-справочник. Международное право. 2013

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ
переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к др. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров. Конвенция регулирует правопреемство договоров государств, возникающих в следующих случаях: а) образование нового независимого государства на бывших зависимых территориях; б) объединение нескольких государств в одно или разделение государства на несколько самостоятельных государств; в) передача по соглашению части территории одного государства др. государству. В Конвенции содержится ряд прогрессивных элементов: признание права новых независимых государств самостоятельно определять свои международные договорные связи, подтверждение неотъемлемого суверенитета освободившихся государств над природными ресурсами своей страны, положение о незаконности создания иностранных баз военных на чужих территориях, закрепление обязанности государств-преемников следовать общепризнанным принципам международного права.
В 1983 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Основным в ее части о государственной собственности является положение о том, что переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение его прав и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику в соответствии с положениями Конвенции (ст. 9). В качестве общего принципа Конвенция устанавливает, что переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации. П.г. как таковое не затрагивает имущества, прав и интересов, которые в момент П.г. находятся на территории государствапредшественника и которые в этот момент принадлежат, согласно внутреннему праву государства-предшественника, третьему государству. Таким образом, П.г. не порождает последствий для собственности третьего государства. Конвенция выделяет пять категорий правопреемства: передача части территории государства др. государству, создание нового независимого государства, объединение государств, отделение части или частей территории государства, разделение государства.
В Конвенции излагаются нормы и принципы, регулирующие переход архивов во всех пяти категориях правопреемства государств. Проще всего дело обстоит в случае объединения государств, когда архивы государствпредшественников переходят к государству-преемнику (ст. 29). В отношении передачи части территории, отделения части территории и разделения государства действует ряд положений, применимых во всех этих трех случаях: 1) государство-предшественник передает государству-преемнику те части своих архивов, которые необходимы для нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства («административные архивы»), и имеют отношение исключительно или гл. обр. к территории, являющейся объектом правопреемства («исторические архивы»); 2) государство-предшественник предоставляет государству-преемнику достоверные сведения, которые касаются титулов на переданную территорию или ее границ или которые необходимы для выяснения смысла передаваемых документов; 3) государство-предшественник и государство-преемник предоставляют друг другу на основе обмена или за счет заинтересованной стороны надлежащее воспроизведение архивов, связанных с интересами переданной территории.
Ряд положений Конвенции посвящен сложной и острой проблеме правопреемства в отношении долгов. В компетенции государства-преемника полностью остается решение в соответствии с его внутренним законодательством всех вопросов взаимоотношений с иностранными физическими и юридическими лицами по долговым обязательствам, которые первоначально возникли у них с государством-предшественником. Государственным долгом может быть признано только то долговое обязательство, которое возникло в соответствии с международным правом. Это означает, что т. наз. долги режима («одиозные долги»), которые принимались государством-пред шественником, и прежде всего метрополией, не в соответствии с международным правом, в частности с принципами международного права, установленными в Уставе ООН, вообще исключены из сферы действия Конвенции.
Наиболее часто встречается П.г., крайне редко – межправительственных организаций.
П.г. в международном праве имеет два аспекта: внешний и внутренний. Они тесно связаны между собой. Внешний аспект – правопреемство в отношении международных обязательств, в первую очередь договорных. Внутренний – правопреемство в отношении территории, населения, имущества, денежных средств и т.п. Внутренний аспект может приобретать международное значение (напр., в случае нахождения имущества или денежных средств государства за рубежом).
Вопрос о П.г. может возникнуть в случаях слияния двух или более государств (включая вхождение одного или нескольких небольших государств в состав более крупного), разделения государства на два и более или выход малого государства или государств из состава большого. Он может быть поставлен и при коренной ломке общественно-экономических и политических структур и образования на месте государства-предшественника государства с резко отличающимся от прежнего социальным содержанием. Вместе с тем вопрос о правопреемстве в принципе не возникает, если в рамках одного и того же государства происходит неконституционная смена правительства: сохраняются государство как субъект международного права и все его международные обязательства, поскольку они связывают не правительство, а именно государство. В такой ситуации новым правительством может быть поставлен лишь вопрос об отказе от некоторых договоров, особенно при изменении формы правления, если есть основания для такого отказа, предусмотренные правом международных договоров, а не об общем пересмотре отношения к своим международным обязательствам, характерном для правопреемства.
В доктрине нет единства мнений по вопросу о том, возникает ли новый субъект международного права при радикальных социальных изменениях в результате революции или же, поскольку сохраняется государственность данного народа, смены субъекта международного права не происходит. Это проблема непрерывности (континуитета) и тождества (идентичности) субъектов международного права при социальных катаклизмах. При кардинальной перестройке общества и сломе старой государственной машины (напр., во Франции в 1789 г.) вопрос о правопреемстве ставился далеко не всегда. Если бы субъект международного права в этих ситуациях не менялся, оставался непрерывным, не было бы оснований говорить о правопреемстве. Но если допустить, что в таких случаях происходит смена субъектов международного права, то, казалось бы, новый субъект должен быть абсолютно свободным от прав и обязанностей предшественника именно потому, что он новый. Однако такой вопрос никогда не возникал. Сторонники теории континуитета высказывают мнение о том, что право государства на отказ от договоров в упомянутых случаях возникает не в связи с правопреемством, а в связи с коренным изменением обстоятельств.

Источник: Словарь международного права. 2014

Похожие термины: