ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Найдено 1 определение
ПРАВО НА ЖИЗНЬ
(right to life) Это понятие – скорее лозунг, чем точно сформулированный термин. Гоббс (Hobbes) утверждал, что самосохранение – главная обязанность каждого человеческого существа и, следовательно, его естественное право – делать все, что способствует такому самосохранению. Однако в общественном договоре Гоббса разумные индивиды передают все права на свою личность или тело тому, кого они назначают своим сувереном; тем самым предполагается, что они санкционируют все его действия. В абсолютизме Гоббса есть только одно исключение: поскольку целью подписания такого общественного договора является самосохранение, суверен не может приказать своему подданному убить себя. Локк (Locke) характеризовал гражданское общество как объединение с целью "взаимного сохранения жизней, свобод и собственности". Это утверждение послужило прообразом содержащегося в американской Декларации независимости заявления: "Мы придерживаемся той очевидной истины, что люди созданы равными, что они наделены своим Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью". Однако обоснованное на столь высоком уровне право на жизнь тем не менее не является абсолютным правом. Как в английских, так и в американских законах существовало положение о смертной казни, в Англии – до 1967 г., а во многих штатах США оно существует до сих пор. Попытки признать смертную казнь антиконституционной провалились. Обе страны имеют в своем законодательстве положение о воинской повинности. Гоббс признавал, что его политическая теория предоставляет право на жизнь, которое не может быть гарантировано обсуждением библейской истории об Урии Хетте: царю Давиду приглянулась жена Урии, и он послал Урию на войну, надеясь (справедливо), что тот будет убит. Гоббс утверждал, что Давид не нарушил прав Урии, поэтому трудно определить, какие же права имел Урия. Право на жизнь используется как лозунг в современном споре об абортах (см. также: pro-life – выступающий против абортов) и эйтаназии (умерщвлении безнадежно больных по гуманным соображениям). "Право на жизнь" – это концентрированное выражение взглядов тех, кто активно выступает против абортов, особенно в США, поскольку они утверждают, что зародыш имеет безусловное право на жизнь. Сторонники эйтанезии утверждают, что если человек имеет право на жизнь, то он также имеет право решить положить ей конец. Можно было бы предположить возможность объединения между оппозицией абортам и поддержкой эйтанезии. Однако на самом деле наблюдается тенденция к объединению другого рода – отчасти потому, что воинствующие противники абортов часто являются адептами христианского фундаментализма (Christian fundamentalism), считающими, что убийство нерожденного зародыша и того, кто хотел бы умереть, одинаково запретны.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
212.82 кб

Кислород: право на жизнь

Вознесенский Николаи
Кислород как здоровье: пока он есть, его но замечаешь. И лишь испытав нехватку кислорода, человек осознает эту первейшую потребность организма дышать.
Читать PDF
98.33 кб

Жизнь как право на страх?

Лаврикова Ирина Николаевна
В течение длительного времени одной из характерных привилегий власти было право на жизнь и на смерть.
Читать PDF
265.73 кб

Право на жизнь и обязанность жить

Материалы «круглого стола» отражают широкий спектр мнений по проблеме смертной казни и права человека на жизнь. Проблема обсуждается в философском, социологическом, юридическом и культурологическом ракурсах.
Читать PDF
94.12 кб

Инвалидность и право на независимую жизнь

Наберушкина Эльмира Кямаловна
Для эффективного анализа и решения проблем инвалидности автор делает обзор таких основных моментов, как: доступность информации и окружающего пространства для инвалидов, степени соблюдения их прав и свобод в сфере медицинского и с
Читать PDF
239.97 кб

«Право на жизнь» в пространстве биополитики

Яркеев Алексей Владимирович
В статье рассматривается существование права на жизнь в современном биополитическом обществе. Биовласть самоконституируется посредством разделения права и жизни.
Читать PDF
168.17 кб

Бесконечная жизнь (православный взгляд на проблему жизни и смерти)

Шустров Андрей Григорьевич
В статье отражён православный взгляд на проблему жизни и смерти.
Читать PDF
220.82 кб

Тема «Евангелие и жизнь» в отечественной православной мысли начала XXв

Морозова И.Н.
В статье рассматривается, на материале публикаций в периодических изданиях, сочинений отечественных православных богословов начала XXв., обращенность православных мыслителей к теме «Евангелие и жизнь».
Читать PDF
10.56 мб

Церковная жизнь и Православная культура в самарском крае в XVI - хх вв

Якунин Вадим Николаевич
Изучается история Самарской епархии Русской православной церкви в XVI ХХ вв.
Читать PDF
181.81 кб

Эвтаназия. Определение медико-правовых аспектов «Права на достойную жизнь»

Исаев Юрий Сергеевич, Воропаев Артем Валерьевич, Диллис А. Д., Караваева Екатерина Ивановна
В статье рассмотрены вопросы определения понятия «права на смерть», в том числе взгляды на данное понятие в различных медицинских и философских течениях.
Читать PDF
0.00 байт

«ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ БОРЬБЕ ЗА ПРАВО»: НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МУРОМЦЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ», 2009–2018 гг.

Аронов Д. В.
Читать PDF
0.00 байт

2008. 03. 017. Банашак Б. Право на жизнь в Польше. Banaszak B. das Recht auf Leben in Polen // Monat

Андреева Г. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние староверия на религиозную жизнь православных приходов в центрально-черноземных губерниях Рос

Апанасенок Александр Вячеславович
Статья посвящена анализу причин и особенностей влияния старообрядчества на религиозную жизнь православных приходов в центрально-черноземном регионе России во второй половине XIX начале XX в.
Читать PDF
65.28 кб

Повседневная жизнь современного православного монастыря (по материалам исследования повседневной кул

Ермолович В. С.

Похожие термины:

  • Право человека на жизнь

    право на жизнь не защищено до тех пор, пока каждый, посягающий на жизнь другой, будет считать, что его право на жизнь сохраняется. «Человек, лишающий другого жизни, лишает жизни себя» (Иммануил Кант).