ПОТРЕБНОСТЬ
Потребность
нужда в чем-л., требующая удовлетворения, желание или другой мотив, направляющий поведение. П. как внутренняя сила побуждает к активности, необходимой для сохранения и развития человека и рода. Физиологические П. — форма связи живого организма с внешним миром. Психологические П. человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то другая П. в зависимости от выполнения одних и актуализации других П. По А. Маслоу, высшие потребности человека (метапотребности) имеют отношение к психологическим и связанным с «Я» функциям. В их число входят П. в истине, красоте, справедливости и самореализации. П. человека влияют на выбор мотива, определяющего направленность поведения в конкретной ситуации. Такой выбор определяется не только преобладающей в данный момент П., но и другими, сравнительно менее насущными П. Субъективно П. проявляются в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а успешность их выполнения в форме оценочных эмоций. Сами П. при этом могут не осознаваться. Актуальные П. содействуют процессам познания, повышая готовность субъекта к восприятию релевантной информации. Выявление и исследование П. (англ. — need identification/research) заинтересованных лиц из целевой аудитории способствует успеху ИМ, напр., в маркетинге.
ПОТРЕБНОСТЬ
(от древнерус. трћбъ — потребный) — это состояние субъекта, обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития. П. представляют собой необходимые материальные и духовные ценности, которые обеспечивают развитие личности и общества в целом. П. выступают побудителем активности субъекта, направленной на устранение несоответствия между необходимостью и реальностью. Феномен П., их природа, роль в деятельности, классификация находится в центре внимания различных научных дисциплин на протяжении уже достаточно долгого времени. По некоторым источникам первые исследования, посвященные феномену П., приходятся на время Древней Греции и Древнего Рима. Античные философы считали П. основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит полагал, что П. являются основной движущей силой, которая способствовала развитию человека, позволив приобрести язык, речь и привычку к труду. «Действительно, сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познании каждой вещи...» Эпикур считал, что жизнедеятельность человека связана с удовлетворением П. Он различал естественные и необходимые П. — те, которые избавляют человека от страданий; естественные, но не необходимые П. — те, которые разнообразят наслаждения; не естественные и не необходимые П. — те, которые порождаются праздными мнениями.
Суть учения Эпикура о П. состоит в обязательном удовлетворении необходимых потребностей: «Путь к счастью возможен тогда, когда человек, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет эти естественные и необходимые потребности». Гераклит признавал за П. источник развития и совершенствования интеллектуальных способностей человека. При этом, по его мнению, удовлетворение П. должно быть умеренным. Платон в своих работах уделял феномену П. пристальное внимание. Он выделял первичные П., образующие «низшую душу», и вторичные П., образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Дальнейшее развитие данный вопрос получил в эпоху Нового времени, в русле материалистического направления европейской философии. Основоположником активного изучения этого феномена стал Ф. Бэкон, который рассматривал понятие П. как связующее звено в формировании общества. При этом он полагал, что существует три типа блага, которые люди ждут для себя от гражданского общества: избавление от одиночества, помощь в делах и защита от обидчиков. Ф. Бэкон указал на то, что П. надо воспринимать как данность, поскольку ее нельзя отменить. Французские материалисты конца XVII в. полагали, что П. играют в жизни индивида огромную роль и являются главными источниками активности.
По мнению П. Гольбаха, П. — это движущий фактор наших страстей, воли, умственной активности. П. человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Н.Г. Чернышевский связывал с П. и развитие познавательных способностей человека. В качестве самостоятельной научной проблемы вопрос о П. стал рассматриваться в поле различных дисциплин в первой четверти XX века. В это время появилось множество классификаций П. Одной из самых широкоизвестных является классификация П.А. Маслоу. Ученый описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Маслоу предположил, что все П. человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. П. выстроены в пирамиду в порядке их очередности: физиологические П. (голод, жажда); экзистенциальные П. (безопасность, постоянство условий жизни); П. в принадлежности и любви; П. в уважении; познавательные П.; эстетические П.; П. в самоактуализации.
А. Маслоу полагал¸ что П., расположенные внизу пирамиды, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным П., расположенными вверху. Однако он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Теория А. Маслоу подвергалась активной критике по многим параметрам, однако основным ее недостатком считалось то, что исследователь не учел индивидуальные П. Эдвард Лоулер, напротив, ввел иерархическую структуру индивидуальных П. — предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Исследователь К. Альдерфера классифицирует П. на три группы: П. существования, связи и роста. П. существования соответствуют первым двум группам П. Маслоу, П. связи — третьей и четвертой группам; П. роста — остальным. Данная схема, как и схема А. Маслоу, имеет иерархическую структуру. Д. МакКлелланд выделяет П. достижения, соучастия и власти. Эти П. не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека. Еще одна достаточно дробная классификация П. была предложена Г. Мюрреем. Исследователь выделял П. покорности, достижения, близости, агрессии, независимости, противодействия, защиты, статуса, контроля, самосохранения, порядка, игры, отвержения, суждения и другие. Большую известность получила двухфакторная теория П.Ф. Герцберга, которая широко используется в современных теориях менеджмента. Согласно
этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы: гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических П., а также П. в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с П. самовыражения и развития. Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В.И. Тарасенко рассматривал две группы П.: существования и развития; В.Г. Подмарков — три группы: обеспечения, призвания и престижа. В настоящее время вопрос о природе человеческих П. и их роли в деятельности человека привлекает значительное внимание исследователей. Это связано с тем, что развитие современного общества характеризуется нарастанием темпов технического прогресса, создающего все новые и новые способы удовлетворения потребностей, что, в свою очередь, существенно изменяет многие параметры жизнедеятельности человека.
Ю.И. Воробьёва
Суть учения Эпикура о П. состоит в обязательном удовлетворении необходимых потребностей: «Путь к счастью возможен тогда, когда человек, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет эти естественные и необходимые потребности». Гераклит признавал за П. источник развития и совершенствования интеллектуальных способностей человека. При этом, по его мнению, удовлетворение П. должно быть умеренным. Платон в своих работах уделял феномену П. пристальное внимание. Он выделял первичные П., образующие «низшую душу», и вторичные П., образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Дальнейшее развитие данный вопрос получил в эпоху Нового времени, в русле материалистического направления европейской философии. Основоположником активного изучения этого феномена стал Ф. Бэкон, который рассматривал понятие П. как связующее звено в формировании общества. При этом он полагал, что существует три типа блага, которые люди ждут для себя от гражданского общества: избавление от одиночества, помощь в делах и защита от обидчиков. Ф. Бэкон указал на то, что П. надо воспринимать как данность, поскольку ее нельзя отменить. Французские материалисты конца XVII в. полагали, что П. играют в жизни индивида огромную роль и являются главными источниками активности.
По мнению П. Гольбаха, П. — это движущий фактор наших страстей, воли, умственной активности. П. человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Н.Г. Чернышевский связывал с П. и развитие познавательных способностей человека. В качестве самостоятельной научной проблемы вопрос о П. стал рассматриваться в поле различных дисциплин в первой четверти XX века. В это время появилось множество классификаций П. Одной из самых широкоизвестных является классификация П.А. Маслоу. Ученый описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Маслоу предположил, что все П. человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. П. выстроены в пирамиду в порядке их очередности: физиологические П. (голод, жажда); экзистенциальные П. (безопасность, постоянство условий жизни); П. в принадлежности и любви; П. в уважении; познавательные П.; эстетические П.; П. в самоактуализации.
А. Маслоу полагал¸ что П., расположенные внизу пирамиды, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным П., расположенными вверху. Однако он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Теория А. Маслоу подвергалась активной критике по многим параметрам, однако основным ее недостатком считалось то, что исследователь не учел индивидуальные П. Эдвард Лоулер, напротив, ввел иерархическую структуру индивидуальных П. — предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Исследователь К. Альдерфера классифицирует П. на три группы: П. существования, связи и роста. П. существования соответствуют первым двум группам П. Маслоу, П. связи — третьей и четвертой группам; П. роста — остальным. Данная схема, как и схема А. Маслоу, имеет иерархическую структуру. Д. МакКлелланд выделяет П. достижения, соучастия и власти. Эти П. не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека. Еще одна достаточно дробная классификация П. была предложена Г. Мюрреем. Исследователь выделял П. покорности, достижения, близости, агрессии, независимости, противодействия, защиты, статуса, контроля, самосохранения, порядка, игры, отвержения, суждения и другие. Большую известность получила двухфакторная теория П.Ф. Герцберга, которая широко используется в современных теориях менеджмента. Согласно
этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы: гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических П., а также П. в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с П. самовыражения и развития. Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В.И. Тарасенко рассматривал две группы П.: существования и развития; В.Г. Подмарков — три группы: обеспечения, призвания и престижа. В настоящее время вопрос о природе человеческих П. и их роли в деятельности человека привлекает значительное внимание исследователей. Это связано с тем, что развитие современного общества характеризуется нарастанием темпов технического прогресса, создающего все новые и новые способы удовлетворения потребностей, что, в свою очередь, существенно изменяет многие параметры жизнедеятельности человека.
Ю.И. Воробьёва
Источник: Политический словарь нашего времени.