официальная политика западных государств (Official International Assistance), осуществляемая по каналам международных организаций и на двусторонней основе, для содействия экономическому и социальному развитию стран третьего мира по западным социально-экономической и политической моделям. Концепция развития появилась на этапе краха колониальных империй и обретения независимости государствами Азии и Африки. Запад в целом под, держал нацеленность освободившихся государств на развитие, рассчитывая своей помощью предотвратить в третьем мире распространение коммунистической идеологии. Кроме того, задачей западной политики П.р. стала корректировка эволюции стран третьего мира по западным образцам, что должно было гарантировать политическую бесконфликтность в отношениях Запада с развивающимися странами, а также обеспечить политическое и экономическое доминирование развитых стран в развивающемся мире.
П.р. оказывается странам третьего мира в разных формах, но концептуально программы развития, финансируемые западными странами, основаны на приоритетах, сформулированных теорией развития. Сегодня такие приоритеты включают обеспечение главенства закона, стимулирование демократического развития общества, создание мелкого частного сектора, обеспечение базовых потребностей населения.
Следует отметить, что в свое время Советский Союз также оказывал существенную П.р., но руководствовался другими приоритетами: многие программы его помощи были нацелены на создание в развивающихся странах тяжелой промышленности, что, по мысли советских идеологов, должно было привести к формированию там рабочего класса и революционным социальным изменениям.
Западная теория развития зародилась в рамках не экономической, а политической науки и оттолкнулась на начальном этапе от концепций социальной трансформации, варианта теории модернизации. В основе теории развития лежала парадигма социальной эволюции классической социологии, движения общества в своем развитии от простых к сложным высшим формам. Теория развития исходит из признания западных обществ высшей формой развития. Направление движения к западным образцам формулировалось разными авторами по-разному: как движение от статуса к контракту (Г. Мэйн), как переход от традиционных властных форм к рациональной бюрократии (М. Вебер), как прогресс от механической к органической солидарности (Э. Дюркхейм).
Все современные программы экономической помощи в той или иной степени нацелены на решение политических задач: реализации планов распространения демократии, улучшения системы управления, развития гражданского общества, борьбы с коррупцией и проч.
В этом плане характерной является деятельность созданной в 2004 г. американской Millennium Challenge Corporation (МСС), стратегия которой была сформулирована как «соединение более весомого вклада развитых стран с большей ответственностью развивающихся стран». МСС предоставляет экономическую помощь развивающимся странам в виде грантов при условии, что те продемонстрируют своей политикой собственное стремление к экономическому росту, а именно: открытость зарубежным инвестициям, главенство закона, неприкосновенность частной собственности, а также усовершенствуют систему государственного управления, победят или существенно снизят коррупцию, направят зарубежную помощь на нужды населения, а не элит. В официальных документах МСС прямо говорится, что корпорация является стратегически важным рычагом распространения «мягкой» силы США и должна рассматриваться как важнейший инструмент американской внешней политики. Ее программа построена таким образом, что местные элиты оказываются перед выбором: либо не получить помощи, либо корректировать свою внутреннюю политику. В 2012–2013 гг. бюджет МСС составлял около 1 млрд долл.
Говоря о П.р., нельзя не упомянуть теорию и практику целенаправленной трансформации зарубежных обществ и политических систем, проводимой Европейским Союзом экономическими методами (политика европеизации (Europeization, Political Conditionality), основанная на старом положении идеалистической школы изучения международных отношений о том, что характер политического режима определяет внешнеполитическое и внешнеэкономическое поведение государств). Вдохновленные крахом коммунистических режимов, европейцы пришли к выводу, что политические режимы можно менять и распространение собственной общественно-политической модели на другие государства наилучшим образом обеспечит политические и экономические интересы Европы в мире. Инструментом воздействия на зарубежные общества были выбраны экономическое сотрудничество и экономическая помощь. Расширение экономического сотрудничества и предоставление экономической помощи зарубежным странам обусловливаются требованиями по демократизации обществ этих стран. Результатом такой политики, по замыслу ее авторов, станет расширение международного режима, построенного на европейских правилах, нормах и процедурах (см. Зарубежная помощь). (М.В. Братерский)
Помощь развитию
Помощь развитию
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.