Польша
Польша
Polen (Republik Polen). Poland (Republic of Poland) (PL) Республика П. (Rzeczpospolita Polska) является восточным соседом Германии. Столица: Варшава. Конституция 1952 г. провозглашала республику, конституционные поправки 1989 г. вводят в нее демократические правовые принципы. Глава государства: президент (избираемый народом на 5 лет). Исполнительная власть: возглавляемый премьер-министром совет министров, избираемый сеймом (парламентом) и несущий перед ним ответственность. Законодательная власть: двухпалатный парламент, состоящий из играющего значительную роль сейма (460 депутатов, избираемых на 4 года) и сената (100 членов, избираемых на 5 лет). Политические партии: Союз демократических левых сил, Гражданская платформа республики П. (наследница «Солидарности»), Право и справедливость, Лига польских семей, организация представителей немецкого меньшинства (освобожденная от соблюдения процентного барьера на выборах), Солидарность, Союз свободы, Национальноконсервативная партия П. Административно-политическое деление: 16 воеводств (округов). Государственный язык: польский. Конфессии: 95 % католики. Население: 38,3 млн жителей (2011), горожане – 60,9 %, медианный возраст – 38,0 лет, ожидаемая продолжительность жизни – 76,1 года. Средняя продолжительность обучения (в годах) – 10,0. Коэффициент Джини – 34,2. ВВП на душу населения: 20 136 дол., добыча угля, железной руды, производство стали, металлургия, машиностроение, кораблестроение. Государственные расходы на образование (доля ВВП, %) – 7,1; общие (государственные и частные) расходы на здравоохранение (доля ВВП, %) – 7,1.
Польша
государство, образовавшееся после мировой империалистической войны 1914-1918 гг. из частей бывшей Австро-Венгрии (Галиция и часть Тешинской Силезии), России (царство Польское, Волынь и литовско-белорусские губернии) и Германии (Познань, Поморье, Верхняя Силезия). Территория Польши составляла 388 634 кв. км. Население ее насчитывало 34,2 млн. человек. В экономическом отношении Польша была отсталым государством. Феодальные пережитки тормозили развитие производительных сил страны. П о добыче угля Польша в 1938 г. стояла ниже уровня 1913 г.; действующих шахт было в 1913 г. 90, а в 1936 г только 64. В 1913 г. Польша выплавила 1 055 тыс. тонн чугуна, в 1938 г 876 тыс. тонн. Из 55 мартеновских печей действовало только 46. К концу 1938 г. в Польше бездействовало свыше 500 предприятий. В Польше господствовало помещичье землевладение, 19 тыс. помещиков, составлявших 0,6 процента всех хозяйств, владели 43 процентами земельной площади. Польские паны довели страну до нищеты и разорения. Подготовляя войну против СССР, они усиливали вооружения, затрачивая на них свыше 40 процентов всех государственных расходов. Трудящиеся массы Польши жили в ужасающей нищете, голоде, в условиях бесправия и жестокого панского террора. Польша была многонациональным государством. Поляки составляли около 60 процентов всего населения, а национальные меньшинства - в большинстве украинцы и белоруссы-свыше 40 процентов. Национальные меньшинства испытывали на себе неимоверный гнет. Особой жестокостью отличался гнет по отношению к украинскому и белорусскому населению. Поэтому национальные меньшинства не были и не могли быть опорой польского государства. Английские и французские империалисты создали польское буферное государство с тем, чтобы использовать его как орудие для нападения на Советский Союз. Этой задаче и была подчинена вся внешняя политика господствующих классов Польши-агентов англо-французского империализма. В период 1918-1920 гг. панская Польша вела ряд захватнических войн. В 1919 г. она вела вооруженную борьбу против Литовско-Белорусской Советской республики. В 1920 г., поощряемая и поддерживаемая Англией и Францией, Польша пыталась захватить Советскую Украину и Советскую Белоруссию. Весной 1920 г. польские войска вторглись в пределы Советской страны. В результате решительного контрудара доблестной Красной Армии белополяки были изгнаны из пределов нашей родины. Но и в дальнейшем польский империализм не оставил надежд на осуществление своих захватнических замыслов. В октябре 1920 г. Польша захватила Виленщину с городом Вильно (см. Виленский вопрос). Начавшаяся 1 сентября 1939 г. война Польши с Германией привела в течение десяти дней к военному разгрому польского государства. Полностью обанкротившееся правительство Польши бежало за ее пределы. Кроме помещичье-буржуазной верхушки в панской Польше не нашлось ни одной общественной силы, которая желала бы сохранить существование лоскутного, искусственно созданного государства, основанного на бесправии и угнетении всех населявших его народов, не исключая и польского народа. Развал польского государства открыл путь для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Советский народ протянул руку братской помощи единокровным народам Западной Украины и Западной Белоруссии, брошенным незадачливыми польскими правителями на волю случая. Выполняя решение Советского Правительства, Красная Армия 17 сентября 1939 г. перешла границу и освободила Западную Украину и Западную Белоруссию. Теперь в Восточной Европе восстановлен мир и порядок. Определена граница между обоюдными государственными интересами СССР и Германии на территории бывшего польского государства. Западная Украина и Западная Белоруссия, воссоединенные с Украинской и Белорусской советскими социалистическими республиками, входят в состав СССР.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Польша
После распада социалистической системы отношения России и Польши развивались крайне неравномерно. Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, большинство стран Центральной и Восточной Европы оказались на периферии внешней политики Москвы. У России не было четкой и продуманной стратегии взаимодействия с ними, а многие вопросы она предпочитала решать «через голову» бывших партнеров по социалистическому лагерю, т.е. напрямую со странами Западной Европы и США. Во-вторых, в условиях экономического кризиса российский бизнес также не имел амбициозных планов в отношении стран Восточной Европы, а потому был не в состоянии лоббировать экономическое сотрудничество с ними. Наконец, эти страны не были особенно заинтересованы в восстановлении прежнего уровня отношений с Россией, поскольку их четко выраженным приоритетом стало вступление в НАТО и Европейский союз, которое нередко окрашивалось в рамках внутренней политической риторики в антироссийские тона. Это связано не в последнюю очередь и с исторической памятью народов — в частности, для Польши одной из «больных» тем продолжают оставаться события в Катыни. Затем наступил краткий период благополучия. Регулярные визиты на высшем уровне, обсуждение возможности строительства газопровода через территорию Польши, заявления об исключительном характере российско-польских связей, которые резко улучшились, по версии Запада, после вступления Варшавы в НАТО, расширение бизнес-диалога и даже некоторое урегулирование спорных исторических вопросов — все это способствовало налаживанию добрососедских отношений. Одновременно накапливался и потенциал противоречий, которые не замедлили вылиться в очередное противостояние в 2004–2005 гг.
Россия продолжает оставаться для Польши одной из значимых стран, за событиями в которой пристально следит и элита, и общественное мнение. После вступления Польши в Евросоюз страна начала активно укреплять свои позиции в этой структуре, избрав в качестве одного из элементов тактику «посредничества» между ЕС и странами европейской части бывшего СССР. Польша стремится к тому, чтобы выступать транслятором идей ЕС и проводником ценностей демократии — однако подобный несколько менторский тон не может не вызывать справедливого раздражения Москвы. «Оранжевая революция» в Украине и активное участие Польши в переговорном процессе между властью и оппозицией лишь укрепили это недовольство. Дополнительными стимулами стало поощрение Варшавой действий чеченских сепаратистских организаций (на территории Польши оказалось довольно много беженцев из Чечни), откровенные хулиганские выходки в адрес российских дипломатических представительств, а в последнее время и стремление Польши воспрепятствовать российско-германским планам по строительству Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря.
Польша по-прежнему является для России всего лишь «одной из» стран Европы, хотя интерес к ней у российской элиты и экспертного сообщества в последние годы растет. Любопытен процесс формирования мнений, который за несколько лет фактически зеркально изменился. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. поляки ревностно следили за любыми новостями о Польше, исходившими из России — пресса активно цитировала даже самых маргинальных политических деятелей России и газеты откровенно националистического толка. Многие, по российским меркам, малозначимые региональные события преподносились как осмысленная государственная линия Москвы. Вскоре ситуация изменилась — эту же тактику взяла на вооружение Россия, СМИ которой стали активно цитировать любые мало-мальски антироссийские «чихи» на польской стороне.
В общественном мнении произошел разрыв между восприятием Польши как страны и польского народа. 49% респондентов считают, что между поляками и русскими больше того, что их объединяет, а между Польшей и Россией — того, что разъединяет (42%).
Сегодня 44% россиян оценивают российско-польские отношения со знаком «плюс», а 41% — со знаком «минус». Наиболее распространенной характеристикой является «нормальные, спокойные» (29%), 26% опрошенных считают их «прохладными».
Наибольшая доля негативных оценок отмечается среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Если сравнить эту ситуацию с восприятием других стран, то это сравнение будет не в пользу Польши. Даже отношения с Китаем и США отличаются, по мнению респондентов, большим позитивом, чем связи с Варшавой. Почти четверть россиян отмечают, что за последние 10 лет их мнение о Польше изменилось в худшую сторону, и только 5% говорят об обратном.
В то же время у 41% опрошенных отношение к Польше никак не трансформировалось, а 22% вообще не интересуются этой страной. Это лишнее подтверждение того, что Польша рассматривается в качестве «одной из» и отнюдь не максимально влиятельных стран Европы. Современная Польша для большинства россиян — обычная европейская страна (35%) и союзник по антигитлеровской коалиции (30%). 13% (среди молодежи — 21%) опрошенных считают Польшу уютной страной, в которой хотелось бы побывать. Это государство, ассоциируется в массовом сознании с Анной Герман (47%), Эдитой Пьехой (45%), сериалом «Четыре танкиста и собака» (38%) и краковской колбасой (25%). Немаловажную роль в подобном «мифологическом» наполнении играет тема Второй мировой войны (25%; Освенцим — 21%). Польские наука и культура (кроме Ф. Шопена и Н. Коперника, которых вспомнили по 19% опрошенных) являются скорее уделом элиты, нежели российских масс. Что касается исторических событий, то респонденты в основном акцентируют внимание на позитиве — совместной борьбе с фашистской Германией (42%), взаимодействии в рамках Варшавского договора (21%). Польские нашествия и борьбу за освобождение от власти российской империи вспоминают 5-9% опрошенных.
В гораздо меньшей степени на восприятие российско-польских отношений оказывает влияние экономический фактор, хотя и здесь прагматизм общественного мнения проявляется достаточно четко. Наблюдается похожий раскол: 43% видят в Польше скорее партнера и союзника, а 38% — соперника и даже врага.
В рамках этих категорий соотношение ответов «стратегический и экономический партнер» и «экономический и политический соперник» равное (по 25%). Наиболее пессимистично настроены жители мегаполисов (33% считают Варшаву соперником, и 28% — врагом России). В оценках того, кто выигрывает от экономического сотрудничества России и Польши, наиболее распространена точка зрения о больших выгодах для Польши (27%). Немало и тех, кто полагает, что подобное сотрудничество приносит пользу обеим странам (23%). Велика доля респондентов, которые затрудняются с оценкой российско-польского экономического взаимодействия (22%), а также тех, кто считает его малозначимым и потому не нуждающимся в какой-либо характеристике (23%).
По мнению россиян, основным камнем преткновения в двусторонних отношениях является проамериканская внешняя политика руководства Польши (28%). Большинство считают, что разворот Польши на Запад неизбежно подталкивает ее к «отрыву от России», конфронтации с Москвой. 31% опрошенных полагают, что активная поддержка Варшавой любых инициатив США вызвана стремлением ослабить влияние России (22% видят в этом европейские лидерские амбиции Польши безотносительно РФ). Что касается других препятствий, то 23% респондентов вспоминают об истории (15% — о памяти поляков о российском господстве, и 8% — о польских нашествиях). Еще 13% относят к негативным обстоятельствам наше совместное прошлое в составе социалистического лагеря. Хотя исторические моменты важны для россиян, они отнюдь не носят принципиального характера. Более того, респонденты полагают, что наши сограждане гораздо менее злопамятны, чем поляки.
Таким образом, в российском общественном мнении о внешней политике Польша занимает некую промежуточную позицию. Она не является для респондентов государством-лидером или страной, на которую РФ следовало бы ориентироваться при проведении собственного курса. В оценках российско-польских отношений и статуса Варшавы (союзник или соперник) наблюдается явный раскол, с некоторым смещением в стороны негативного восприятия среди российской элиты (прежде всего, жителей мегаполисов). В то же время есть колоссальный потенциал для налаживания плодотворного сотрудничества. Россияне переносят груз отрицательных эмоций не на поляков, а на их политиков и полагают, что наши страны вполне могут спокойно существовать, «не мешая друг другу жить». Для этого, по мнению опрошенных, Польше необходимо перестать использовать антироссийскую риторику в своих «европейских пасьянсах» и перевернуть страницу с бременем исторических претензий, оставив их в прошлом. Российское население, со своей стороны, готово откликнуться на эти положительные сдвиги.
Д. В. Поликанов
Россия продолжает оставаться для Польши одной из значимых стран, за событиями в которой пристально следит и элита, и общественное мнение. После вступления Польши в Евросоюз страна начала активно укреплять свои позиции в этой структуре, избрав в качестве одного из элементов тактику «посредничества» между ЕС и странами европейской части бывшего СССР. Польша стремится к тому, чтобы выступать транслятором идей ЕС и проводником ценностей демократии — однако подобный несколько менторский тон не может не вызывать справедливого раздражения Москвы. «Оранжевая революция» в Украине и активное участие Польши в переговорном процессе между властью и оппозицией лишь укрепили это недовольство. Дополнительными стимулами стало поощрение Варшавой действий чеченских сепаратистских организаций (на территории Польши оказалось довольно много беженцев из Чечни), откровенные хулиганские выходки в адрес российских дипломатических представительств, а в последнее время и стремление Польши воспрепятствовать российско-германским планам по строительству Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря.
Польша по-прежнему является для России всего лишь «одной из» стран Европы, хотя интерес к ней у российской элиты и экспертного сообщества в последние годы растет. Любопытен процесс формирования мнений, который за несколько лет фактически зеркально изменился. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. поляки ревностно следили за любыми новостями о Польше, исходившими из России — пресса активно цитировала даже самых маргинальных политических деятелей России и газеты откровенно националистического толка. Многие, по российским меркам, малозначимые региональные события преподносились как осмысленная государственная линия Москвы. Вскоре ситуация изменилась — эту же тактику взяла на вооружение Россия, СМИ которой стали активно цитировать любые мало-мальски антироссийские «чихи» на польской стороне.
В общественном мнении произошел разрыв между восприятием Польши как страны и польского народа. 49% респондентов считают, что между поляками и русскими больше того, что их объединяет, а между Польшей и Россией — того, что разъединяет (42%).
Сегодня 44% россиян оценивают российско-польские отношения со знаком «плюс», а 41% — со знаком «минус». Наиболее распространенной характеристикой является «нормальные, спокойные» (29%), 26% опрошенных считают их «прохладными».
Наибольшая доля негативных оценок отмечается среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Если сравнить эту ситуацию с восприятием других стран, то это сравнение будет не в пользу Польши. Даже отношения с Китаем и США отличаются, по мнению респондентов, большим позитивом, чем связи с Варшавой. Почти четверть россиян отмечают, что за последние 10 лет их мнение о Польше изменилось в худшую сторону, и только 5% говорят об обратном.
В то же время у 41% опрошенных отношение к Польше никак не трансформировалось, а 22% вообще не интересуются этой страной. Это лишнее подтверждение того, что Польша рассматривается в качестве «одной из» и отнюдь не максимально влиятельных стран Европы. Современная Польша для большинства россиян — обычная европейская страна (35%) и союзник по антигитлеровской коалиции (30%). 13% (среди молодежи — 21%) опрошенных считают Польшу уютной страной, в которой хотелось бы побывать. Это государство, ассоциируется в массовом сознании с Анной Герман (47%), Эдитой Пьехой (45%), сериалом «Четыре танкиста и собака» (38%) и краковской колбасой (25%). Немаловажную роль в подобном «мифологическом» наполнении играет тема Второй мировой войны (25%; Освенцим — 21%). Польские наука и культура (кроме Ф. Шопена и Н. Коперника, которых вспомнили по 19% опрошенных) являются скорее уделом элиты, нежели российских масс. Что касается исторических событий, то респонденты в основном акцентируют внимание на позитиве — совместной борьбе с фашистской Германией (42%), взаимодействии в рамках Варшавского договора (21%). Польские нашествия и борьбу за освобождение от власти российской империи вспоминают 5-9% опрошенных.
В гораздо меньшей степени на восприятие российско-польских отношений оказывает влияние экономический фактор, хотя и здесь прагматизм общественного мнения проявляется достаточно четко. Наблюдается похожий раскол: 43% видят в Польше скорее партнера и союзника, а 38% — соперника и даже врага.
В рамках этих категорий соотношение ответов «стратегический и экономический партнер» и «экономический и политический соперник» равное (по 25%). Наиболее пессимистично настроены жители мегаполисов (33% считают Варшаву соперником, и 28% — врагом России). В оценках того, кто выигрывает от экономического сотрудничества России и Польши, наиболее распространена точка зрения о больших выгодах для Польши (27%). Немало и тех, кто полагает, что подобное сотрудничество приносит пользу обеим странам (23%). Велика доля респондентов, которые затрудняются с оценкой российско-польского экономического взаимодействия (22%), а также тех, кто считает его малозначимым и потому не нуждающимся в какой-либо характеристике (23%).
По мнению россиян, основным камнем преткновения в двусторонних отношениях является проамериканская внешняя политика руководства Польши (28%). Большинство считают, что разворот Польши на Запад неизбежно подталкивает ее к «отрыву от России», конфронтации с Москвой. 31% опрошенных полагают, что активная поддержка Варшавой любых инициатив США вызвана стремлением ослабить влияние России (22% видят в этом европейские лидерские амбиции Польши безотносительно РФ). Что касается других препятствий, то 23% респондентов вспоминают об истории (15% — о памяти поляков о российском господстве, и 8% — о польских нашествиях). Еще 13% относят к негативным обстоятельствам наше совместное прошлое в составе социалистического лагеря. Хотя исторические моменты важны для россиян, они отнюдь не носят принципиального характера. Более того, респонденты полагают, что наши сограждане гораздо менее злопамятны, чем поляки.
Таким образом, в российском общественном мнении о внешней политике Польша занимает некую промежуточную позицию. Она не является для респондентов государством-лидером или страной, на которую РФ следовало бы ориентироваться при проведении собственного курса. В оценках российско-польских отношений и статуса Варшавы (союзник или соперник) наблюдается явный раскол, с некоторым смещением в стороны негативного восприятия среди российской элиты (прежде всего, жителей мегаполисов). В то же время есть колоссальный потенциал для налаживания плодотворного сотрудничества. Россияне переносят груз отрицательных эмоций не на поляков, а на их политиков и полагают, что наши страны вполне могут спокойно существовать, «не мешая друг другу жить». Для этого, по мнению опрошенных, Польше необходимо перестать использовать антироссийскую риторику в своих «европейских пасьянсах» и перевернуть страницу с бременем исторических претензий, оставив их в прошлом. Российское население, со своей стороны, готово откликнуться на эти положительные сдвиги.
Д. В. Поликанов
Источник: Словарь политических терминов.