Политика социальная на Юге России

Найдено 1 определение
Политика социальная на Юге России
С.п. - система целей и задач органов государственной власти по управлению соц. развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Соц. различия в уровне жизни населения росс, регионов колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания (сглаживания) уровней жизни м-ду разл. регионами и типами поселений (особенно между городом и селом), а также улучшение качества соц. среды, составляют суть рег. С.п. К числу объектов С.п. относятся различные соц.-терр. общности людей, их внутренняя структура, связи с производством и окружающей средой и т. д. Цели С.п. совр. российского государства можно разделить на стратегические и тактические. Стратегической целью выступает создание необходимых условий для воспроизводства человеческого потенциала общества. Как известно, период реформ сопровождался значительными издержками для соц. сферы: падением уровня и качества жизни населения, высоким уровнем дифференциации его доходов, высокой безработицей и пр. Все это давало основания для серьезный критики в адрес государства, не принимавшего эффективных мер для стабилизации соц. ситуации, достижения соц. равновесия. К тактическим целям С.п. можно отнести усилия государства, направленные на реализацию соц. программ, рассчитанных на снятие избыточной соц. напряженности. Объекты и процессы, имеющие отношение к С.п., требуют системной оценки соц. состояния региона. Как известно, Ю.Р. относится к тем регионам, где соц. издержки реформ оказались особенно ощутимы. Высокий уровень безработицы, низкие доходы населения, мощные миграционные потоки, хлынувшие на Ю.Р. в период 1990 - 2000 гг. - все это способствовало значительному обострению соц. ситуации, становилось фактором обострения межнац. отношений, принимавших в отдельных регионах конфликтный характер. Учитывая сложность соц. ситуации на Ю.Р., Правительство РФ принимало меры, призванные понизить уровень соц. неблагополучия в регионе. Так, в связи с высоким уровнем безработицы Постановлением Правительства РФ «0 трудовой занятости населения на Сев. Кав.», был утвержден план мероприятий, реализация которых должна была улучшить ситуацию на рынке труда. План ориентировал учреждения федер. гос. службы занятости на проведение активной политики в сфере трудовой занятости населения: переобучение граждан на профессии, востребованные на рынке труда, организацию общественных работ, оказание помощи тем, кто стремился заняться малым предпринимательством. В целях координации деятельности территориальных структур служб занятости был сформирован единый банк вакансий «Северный Кавказ», в к-рый включена информация об имеющихся вакансиях с предоставлением жилья по месту работы. Благодаря этим мерам, а также начавшемуся в 2000 г. экономическому росту численность безработных на Ю.Р. несколько уменьшилась. Если в 1998 г. численность официально зарегистрированных безработных на Сев. Кав. превысила 150 тысяч человек, то к середине 2001 г. она составила 115,6 тысяч. Бюджеты большинства субъектов Федерации Ю.Р. имеют дотационный характер. Поэтому финансовая помощь фед. центра явл. необходимым условием для выполнения соц. обязательств государства перед населением. До 2000 г. субвенции, поступавшие из фед. центра, не имели целевого назначения в части расходов на соц. нужды населения. Поэтому деньги, поступавшие в регионы, нередко тратились на др. цели. Это стало одной из причин роста задолженности по так называемым «детским пособиям». С 2000 г. деньги на эти цели стали выделяться целевым назначением, что позволило упорядочить выплату этих пособий. Действующее соц. законодательство возлагает на местные бюджеты знач. часть расходов на реализацию соц. льгот многочисленным группам населения, имеющим на них право. Однако невысокий уровень собственных доходов не позволяет большинству субъектов РФ проводить активную С.п. Это приводит к тому, что мера реализации тех или иных соц. льгот и гарантий варьируется в зависимости от состояния экономики субъектов РФ. Так, эконом, рост, наблюдаемый в Рост. обл. в 2000-2001 гг. позволил значительно активизировать соц. политику местной администрации. Иная ситуация складывается в тех субъектах, к-рые не смогли преодолеть последствия глубокого эконом, спада. Они нуждаются в большей поддержке Фед. центра, реализуемой в форме субвенций и специальных рег. программ. Очевидно, что решение соц. проблем региона напрямую зависит от динамики его эконом, развития. Знач. эффект в оздоровлении соц. сферы, создания условия соц. адаптации населения в ЮФ0 может дать успешная реализация федер. целевой программы соц.-эконом, развития «Ю.Р.», рассчитанной до 2006 г. Это первая программа такого масштаба, утвержденная Правительством РФ. По оценке экспертов, выполнение этой программы даст дополнительно 1 млн. рабочих мест, что позволит сократить безработицу почти в два раза, увеличит консолидированный бюджет региона с 80 млрд, рублей в 2000 г. до 300 млрд, рублей в 2006 г., приведет к троекратному росту заработной платы и доходов населения.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.