ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Развитие политическое
характеристика политической системы, включающая в себя процесс политической интеграции; эволюцию политических механизмов, связывающих интересы и требования населения с политической властью; изменение ориентации политической администрации и лидеров.

Источник: Политико-терминологический словарь

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
греч. роlitike — политика) — одна из форм политического процесса, отражающая процесс изменения политической системы, позволяющий ей адаптироваться к новым условиям социально-политической жизни. Термин был введен в научный оборот в середине XX в. для отражения динамики политической жизни. Становление теории политического развития связывается с концепцией социальных изменений Т. Парсонса в рамках структурного функционализма.

Источник: Новейший политологический словарь

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
POLITICAL DEVELOPMENT) - рост и изменения внутри политических систем или же процесс смены одной системы другою, обычно в направлении большей способности средствами управления справляться с предъявляющимися к ней требованиями. Политическое развитие иногда приравнивали к росту демократических институтов и практики. В большей мере все же принято было до сих пор связывать его с возрастающей сложностью, специализацией и дифференциацией политических институтов данного общества независимо от того, носят ли последние демократический или авторитарный характер. В качестве синонима политического развития употребляют иногда понятие политической модернизации. Развитие, как общее понятие, охватывает экономические и социальные, а также и политические изменения. Для обозначения обществ, находящихся на различных стадиях политического, экономического и социального развития, обычно используют термины: традиционное, переходное и современное. В досовременном обществе политическое развитие типичным образом сопряжено с процессом социализации, направленным на формирование нарастающей массовой поддержки для складывающейся национальной политической системы, а также на создание институтов, содействующих расширению политического участия. По мере того как процесс развития продвигается вперед, правительство обретает новый имидж и берет на себя новые обязанности в виде функций руководства и обслуживания, в прошлом данному обществу неведомых. Правительство начинает также содействовать продвижению в научно-технической области, приступает к внедрению государственной системы всеобщего образования и к реализации других программ экономической и социальной модернизации. Для обеспечения эффективного проведения в жизнь правительственной политики рекрутируется и обучается современным методам управления корпус администраторов. Теории политического развития помогают объяснять данный процесс и предлагают средства достижения целей, связанных с развитием. См. также Политические изменения; Политическая социализация.
Реальное значение. Изучение политического развития стимулировалось усилившимся вниманием к незападным и вновь возникшим государствам со стороны тех, кто занимается сравнительными политическими исследованиями. Дальнейшее повышение интереса к теме было вызвано возросшим вниманием политиков и ученых к политическим предпосылкам (requirements) экономического развития. Ученые попытались выделить стадии развития, установить типы политических систем, соответствующие (appropriate) различным стадиям экономического развития, выявить закономерности и движущие факторы процесса развития и оценить жизнеспособность демократических институтов при различных уровнях развития. Если одни исследователи сосредоточиваются на изучении политических систем в их целостности, то другие - на конкретных переменных, таких как бюрократия, военные, политическая культура и политические партии. Кроме того, некоторые авторы пытаются условия развития и модернизации поставить в связь с природой международной системы, в частности с военным бременем.

Источник: 26 основных понятий политического анализа

Политическое развитие
многомерный процесс, в ходе которого в результате взаимодействия различных политических сил происходят изменения в политическом поведении, политической культуре, в самой политической системе общества. Политическое развитие не следует отождествлять с политическим прогрессом и, тем более, прогрессом вообще. Политическое развитие - более нейтральное понятие, предназначенное для описания политических процессов, а не результата: движения социальных форм, а не достигнутых обществом этапов, в то время как политический прогресс (или регресс) фиксирует внимание на определенных политических движениях, предстающих в виде тех или иных статичных образований. В связи с этим можно считать, что политический прогресс невозможен без политического развития, которое, в свою очередь, выступает как одно из условий его достижения. В зависимости от выделения основных субъектов политического развития в теоретической политологии различают, по меньшей мере, три подхода к изучению политического развития.
Первый подход основан на анализе развития, прежде всего, имеющихся в обществе политических институтов. Приверженные подходу исследователи, например Сэмюэл Хантингтон - видный американский политолог (род. 1927), специализирующийся в сферах сравнительных исследований и политического развития, эксперт по внешнеполитической стратегии и национальной безопасности США, автор работ: «Совместная оборона: стратегические программы в национальной политике» (1961); «Политическая власть: США - СССР» (1964, соавт. Зб. Бжезинский); «Американская политика: неизбежность дисгармонии» (1981); «Дилеммы мировой политики» (1982); «Столкновение цивилизации и преобразование мирового порядка» (1996) и др. С.Хантингтон отмечал, что политические институты приоритетны в решении задач политического развития.
Второй, бихевиористский подход, заключается в том, что его сторонники: Габриэль Алмонд. Сидней Верба и др., осознавая ограниченность институционализма, обращаются к осмыслению имеющихся в обществе политических позиций и типов политического поведения. Это отражено во многих трудах упомянутых исследователей: Габриэль Алмонд (1911-2002) - выдающийся американский политолог, лауреат премии им. Дж.Мэдисона (1981): «Американский народ и внешняя политика» (1950): «Сравнительная политология: эволюционный подход» (1966, соавт. Дж.Пауэлл); «Плутократия и политика в Нью-Йорк сити» (1998) и др.; Сидней Верба — американский политолог, работы которого считаются классикой современной политической науки - род, в 1932 г. - основные труды: «Малые группы и политическое поведение: изучение лидерства» (1961): «Участие в Америке: политическая демократия м социальное равенство» (1987 - соавт. Н.Най) и др.
Третье, структуралистское, направление политического анализа (Д.Истон, Э.Шилз, С.Липсет и др.) сосредоточивают внимание на выявлении внеиституциональных ролевых, социальных, групповых оснований политического поведения.
Каждый из подходов по-своему перспективен, хотя и не может в отдельности претендовать на целостное осмысление процессов политического развития. В последнее время среди политологов все определеннее утверждается мысль о принципиальном многообразии направлений, изучающих политическое развитие.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
(political development) В широком смысле – развитие институтов, установок и ценностей, формирующих систему политической власти в обществе. Существуют различные способы определения политического развития, в которых отражается смена проблем, занимающих внимание общества и аналитиков. Один способ придает особое значение возникновению национального суверенитета и целостности государства как действующего лица, способного вызывать уважение и соблюдать обязательства на международной арене. Другие способы определения обращают внимание на национальные черты: конституционный порядок и политическую стабильность, приобретенные в процессе формирования установившейся структуры правления, надежные механизмы обеспечения преемственности руководства, а также распространение по всей территории правительственных институтов. Данный подход отчасти порождается живым интересом, вызванным национальным и государственным строительством в молодых государствах Азии и Африки в 1960-е гг. Однако этот подход также имеет определенное отношение к проводившимся ранее исследованиям рациональной власти, основанной на законе, наделенной полномочиями принуждения и способной обеспечить подчинение. С этим процессом связано становление бюрократии (bureaucracy), которая обнаруживает такие внутренние характеристики, как разделение труда и специализация обязанностей, иерархия и субординация, комплектование штата служащих, исходя из личных заслуг. Таким образом, политическое развитие усиливает способность государства мобилизовывать и распределять ресурсы, а также направлять политические усилия для достижения определенного результата. Такое развитие служит целям решения проблем приспособления к изменениям среды, в которой осуществляется управление политической системой, а также проведения национальной политики. Понятие "хорошее управление", популярное в диалогах между Севером и Югом, также сосредоточивает внимание на действенной, эффективной и некоррумпированной государственной администрации. Марксисты (marxism), возможно, предпочтут определять политическое развитие в развитых промышленных обществах с точки зрения роста классового сознания и политической организации пролетариата, ведущего в итоге к свержению капитализма и приближению коммунизма. Более широко распространенный на Западе (хотя и этноцентричный) взгляд на политическое развитие рассматривает его как продвижение к либеральной демократии. Это подразумевает подотчетность правительства и возможности массового участия (некоторые считают его скорее аспектом модернизации, чем результатом развития) благодаря свободе создания ассоциаций и выражения мнений. По поводу связи между экономическим прогрессом и политическим развитием часто ведутся дискуссии. В прошлом существовала тенденция видеть в первом источник или стимулятор второго из-за действия таких сопутствующих переменных, как распространение грамотности и современных средств коммуникации и появление множества групп интересов. Концентрация политических ресурсов, основанная на традиционной власти выдающихся личностях и военной мощи, в обществе уравновешивается более широким рассредоточением финансовых средств и экономической силы. Появление поперечного расслоения (cleavage), отчасти порождаемого большей экономической специализацией и дифференциацией, смягчает социальные конфликты. После крушения однопартийных государств и социализма в Центральной и Восточной Европе установление "хорошего правления" стали расценивать как условие устойчивого экономического развития развивающихся стран. "Хорошее правление" означает отчетность перед обществом, управление на основе закона и уважение к правам человека (human right). "Хорошее правление" необязательно является необходимым (и, конечно же, не является достаточным) условием экономического прогресса. Тем не менее утверждается, что в отличие от других при данной форме правления существует меньшая вероятность тратить доходы от экономического развития страны на цели, не отвечающие интересам общества. Далее, "хорошее правление" гарантирует людям свободу, в т.ч. экономической и предпринимательской деятельности. Свобода обеспечивает пространство для нововведений и оставляет в неприкосновенности личные стимулы для создания богатства. Сохраняющаяся проблема политического развития некоторых разделенных обществ, особенно в Третьем мире (Third world), заключается в том, как сочетать политическую стабильность с политическим плюрализмом, который включает в себя "хорошее правление". Для некоторых других государств существует проблема переходного характера: как гарантировать введение демократии в условиях радикальной экономической перестройки (см.: структурная адаптация). Такая перестройка может вызвать массовое недовольство и породить политический экстремизм. Иными словами, политическое развитие – это не только вопрос институциональных изменений, оно включает и общественные настроения, и политическую культуру (political culture). Ни в одном из определений политическое развитие не рассматривается как необратимый процесс. Такое развитие имеет место далеко не во всех странах, некоторые из них переживают периоды политического упадка и развала, а отдельные даже приходят к окончательному политическому краху, подобно бывшему СССР.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
совокупность процессов, составляющих основу перехода от традиционного к современному обществу. Проблемы Р.п. разрабатываются в рамках общесоциологического направления, получившего название "социология развития". Ее методологическая основа заложена концепциями Ф.Тенниса, М.Вебера и Т.Парсонса. "Социология развития" выделяет два основных типа обществ: традиционное и современное. В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость, неподвижность. В современном обществе местнические представления заменяются универсальными ценностями; основным элементом общества и политики становится индивидуум, а не группа; сообщества, в которых люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и цели, в отличие от традиционного, в котором они предписываются или утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических структур и т.д.
Проблема Р.п. тесно связана с анализом политического процесса в его глобальном понимании. Понятие "Р.п." было введено в научный оборот во второй половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения. Р.п. отличается от экономического, социального и др. общественных процессов многими параметрами. Во-первых, Р.п. не является необратимым. Во-вторых, Р.п. характеризуется своими самостоятельными критериями (показателями). В-третьих, процесс Р.п., при наличии общих критериев, не может быть единообразным в различных общественно-политических системах.
Р.п. - это способность политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением. Принципиально важен вопрос о критериях Р.п. Американский политолог Л.Пай в работе "Понятие политического развития" выделил три таких критерия: структурная дифференциация, "способности" системы и тенденция К равноправию.
Структурная дифференциация институтов политической системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Структурная дифференциация и высокая специализация функций политических институтов обусловлены необходимостью быстрого реагирования системы на новые требования. Как показали исследования, в частности Г.Алмонда, отличие между традиционными и развитыми системами заключается не в их сущности, а в степени дифференциации функций и специализации структур. Простые и сложные политические системы схожи по своим функциям, но различаются по структурным характеристикам, поскольку последние становятся все более дифференцированными и взаимозависимыми.
Вторым критерием Р.п. выступает способность системы к инновациям, к мобилизации и выживанию. Способность к инновации - это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации. Способность к мобилизации - это способность мобилизовать ресурсы (людские и материальные) для решения стоящих перед обществом задач. Мобилизация ресурсов предполагает: преобразование неясных ожиданий масс в конкретные программы и политику; разработку и распространение проекта коллективных действий; наличие политических идей, способных увлечь массы и настроить их на определенные действия; накопление необходимых ресурсов (людских, экономических, информационных и др.); авторитет политических лидеров.
Способность к выживанию: развитая политическая система способна обеспечить свое выживание, благоприятствуя распространению лояльных для себя форм поведения при помощи специализированных структур политической социализации (школ, университетов, политических партий, армии, церкви и др.), привлекая к политической жизни как тех, кто стремится к этому, так и тех, кто в противном случае мог бы подвергнуть опасности стабильность системы и образовать революционную контркультуру.
Третий критерий Р.п. обусловлен тенденцией к равноправию. Она в очередь характеризуется: 1) участие народа в политической деятельности, происходит переход от культуры подчинения, ориентированной лишь на выполнение административных обязанностей, к культуре участия, ориентированной на активную роль в политической системе независимо от позитивного или негативного отношения к ее федеральным институтам. Такой переход может осуществляться как демократическим путем (за счет расширения лиц, обладающих правом голоса), так и в форме авторитарной мобилизации 2) универсальным характером законов, которые становятся общими, ценными, применимыми ко всем всяких различий и привилегий; 3) " рекрутированием" на государственные посты не наследственным путем и не в рамках класса, сословия, касты и т.д., а в соответствии с достоинствами претендентов, т.е. на основе их образования, компетентности, способностей.
Так, тенденция к равноправию может привести к снижению "способностей" политической системы. Необходимость обеспечения экономического развития национальной интеграции ведет к ограничению политическом представительства и выражения групповых интересов.
Представленная характеристика Р.И делает акцент на функциональной Дифференциации политических институтов страна становится политически боли) развитой, если ее политическая систем изменяется в направлении более выраженной артикуляции интересов социальных групп (посредством добровольных объединений), лучшей агрегации интересов(с помощью политических партий), эффективной политической социализации (через расширение средств массовой информации, позволяющих гражданам успешно усваивать политические нормы и ценности).
В политической науке существует и иная трактовка Р.п., акцентирующая внимание на результативности политических институтов и приобретении политической системой новых исполнительских возможностей. Все политические системы включают четыре группы исполнительских возможностей: 1) интегративную возможность, т.е. формирование национального единства и рациональной бюрократии путем создания соответствующих политических институтов; 2) интернациональную возможность, т.е. способность налаживать разного рода международные контакты; 3) возможность участия, т.е. создание гражданской политической культуры и демократической политической структуры; 4) распределительную возможность, т.е. широкое распространение стандартов благосостояния и согласование между политической, экономической и социальной структурами. Р.п. в таком понимании - это приобретение политической системой новых позитивных качеств и, соответственно, новых возможностей (или совершенствования прежних), позволяющих ей эффективно адаптироваться .в новых проблемных ситуациях.

Источник: Политология: Словарь-справочник

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
526.23 кб

Динамика развития политической культуры

Долинина Ирина Геннальевна
В статье рассмотрен образовательный контекст политической культуры, проанализировано состояние индивидуального уровня, выявлена и описана динамика развития в общеобразовательных учреждениях, вузах и общественных организациях.(
Читать PDF
246.78 кб

Развитие политической науки в Казахстане

Карин Ерлан
Читать PDF
157.54 кб

Современное политическое развитие России

Рябов Андрей
"Свободная мысль", М., 2004 г., № 3, с. 3-12.
Читать PDF
0.00 байт

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОСОЮЗА

Глухарев Леонид Иванович
Читать PDF
476.80 кб

Модели развития сми в политическом процессе

Шутман Д. В.
Читать PDF
0.00 байт

Моделирование политического развития Бурятии

Дагбаев Эрдэм Данзанович
Рассматриваются факторы регионального развития, модели и практики их осуществления, классификации и оценки, направленность и интенсивность их действия.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие сетевого подхода в политической науке

Гасанова Маргарита Магаловна
В статье отмечается широкое применение сетевого анализа в общественных науках, в частности, описываются предпосылки использования сетевого анализа в политической науке.
Читать PDF
518.74 кб

Развитие политической науки в современной России

Ильин Михаил , Малинова Ольга , Мелешкина Елена
Читать PDF
321.70 кб

Развитие политической науки в ростовском регионе

Коновалов Валерий Николаевич, Лубский Анатолий Владимирович
Читать PDF
1.10 мб

Вектор политического развития современной России

Субботин В.В., Замолоцких И.О.
Читать PDF
259.31 кб

Роль социальных движений в политическом развитии

Поляков Александр Валериевич
В статье анализируется роль в политическом развитии социальных движений как элемента социального капитала.
Читать PDF
303.08 кб

Политические партии: развитие под низким потолком

Валерия Костюгова
В 2016 году тон в развитии политических организаций задавали: избирательная кампания в парламент, общее смягчение внутренней политики государства, нарастание социально-экономических проблем в стране и, как результат-усилившаяся ко
Читать PDF
285.54 кб

Свобода как условие политического развития России

Баранов Н. А.
В статье предпринята попытка теоретического осмысления феномена свободы как важнейшего элемента политического развития России, необходимого условия формирования раскрепощенной личности, способной использовать свободу для развития
Читать PDF
0.00 байт

Ливан: меняющиеся парадигмы политического развития

Сапронова М. А.
Савичева Е.М. Ливан: место в истории, роль в политике, ситуация в стране. Историко-хронологическое исследование. М.: Российский университет дружбы народов, 2009. 374 с.
Читать PDF
0.00 байт

Тенденции политического развития Камбоджи в 2012 г

Бектимирова Надежда Николаевна
В 2012 гг. в Камбодже сохранялась модель доминантно-партийного правления в рамках формально плюралистической политической системы. Все три ветви власти возглавлялись представителями Народной партии Камбоджи.

Похожие термины: