(нем. priorital. от лат. prior-первый, превосходящий, начальствующий). Приоритет - нечто заслуживающее первостепенное внимание, приложение сил. имеющее первенствующее значение в чем-либо: в политике, в социальной жизни и в социальных процессах, в культуре, в национальных внутригосударственных отношениях, в межгосударственных политических связях. Наиболее часто речь идет о научных и технологических приоритетах, соответствующие предпочтения при этом фиксируются на основе политических принципов и политико-правовых норм, утвержденных и действующих или готовящихся к утверждению государственных законов. Приоритет закона - общественной ценности, политической
идеи, мировоззрения - предполагает подчиненность ему подзаконных убеждений. В дипломатической практике это выражается в форме привилегий международным организациям в ходе осуществления их деятельности в странах пребывания. В политологическом смысле этот термин применяется с 20-х гг. XX века для обозначения главного направления при определении и осуществлении политических решений. Широкую известность термин «политические приоритеты» приобрел с признанием идеи приоритетности общечеловеческих ценностей над классовыми, которая стала ведущей с середины 80-х гг. XX в. В их число входит сохранение самой жизни как высшей ценности, развитие цивилизации и её устоев, охрана природной среды, борьба с голодом и болезнями; приоритетность этих целей охватывается понятием «гуманизация политики» и обосновывается в рамках нового политического и экосоциального мышления. Общечеловеческие ценности, правомерность и необходимость которых ранее прозревалась отдельными мыслителями (Вольтер. И.Кант. Л.П.Толстой, И.Ганди, Б.Расссл, А.Эйнштейн. Мартин Лютер Кинг, А.Сахаров и др.), сегодня представляются приоритетными, более того - императивными (императив от лат. imperatives - повелительный), т. е. обязательными для государственно-политических образований любого характера. Это тем более значимо и актуально потому, что, как показывает исторический опыт второй половины XX века, коррозия таких ценностей даже в локальных масштабах (например, во время диктатуры Пиночета в Чили, диктатуры Гитлера. Муссолини или Франко) может быть гибельной для цивилизации в целом. Единство мира предстает в XX в. и начале XXI столетия как зримая, детерминированная реальность, так как и региональный конфликт, в частности на Ближнем Востоке, может порождать глобальные последствия. Значит, приоритетной целью мирового сообщества является максимальное сдерживание агрессии, устранение очагов напряженности путем взаимных уступок, политического урегулирования, политических переговоров и политических консенсусов. На этом фоне особую опасность приобретают ложные приоритетные цели и «ценности» воинствующего национализма и религиозного фундаментализма талибанского и иного толка. Как известно, буржуазное общество выдвинуло и породило в качестве приоритетного теорию и политическую практику индивидуализма в противовес коллективизму социалистического общества, но уже в XIX веке ярко проявился коллективизм борцов за свободу в гражданской войне аболиционистов в США между Севером и Югом (1861-1865), который привел к юридической отмене рабства негров при фактическом сохранении, в то же время, их бесправного фактического положения. В XX столетии движение молодых американцев в 60-70 гг. и их борьба за создание коммун стало новым свидетельством неугасимости идей коллективизма, очевидно по той простой причине, что по своей сути человек - не только существо разумное (Homo Sapiens); он порождение не только природы, но и общества - т.е. он - биосоциальное существо; более того: каково общество, таковы и его граждане и наоборот. Эта очевидная значимость коллективистского сообщества будет возрастать и в дальнейшем, отмечает футуролог Несбит. Проблема нового соотношения индивидуализма и коллективизма - ключевая в характеристике социально-политического и морально-этического измерения всей политической жизни общества.
Политические приоритеты
Политические приоритеты
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013