ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Политическая система
совокупность политических институтов и организаций, норм, ценностей и отношений, в которых реализуется политическая власть.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Политическая система
совокупность институтов и норм, объединенных в целостную структуру, выполняющая функции интеграции общества и государства, а также их адаптации к внешней среде.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Политическая система
совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

Система политическая
представляет собой сложную, разветвленную совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Источник: Политико-терминологический словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в обществе.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Политическая система
совокупность государственных и негосударственных социально политических институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование политических процессов, взаимоотношений между социальными группами, нациями, государствами.

Источник: Методические указания по политологии

Политическая система
система отношений, посредством которой государство реагирует на те или иные воздействия со стороны общества (в теории систем это называется «вводом» или «входом» в систему) соответствующими решениями, политическими программами и направлениями политики («выход»).

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Система политическая
совокупность государственных органов и политических партий, движений, организаций, средств массовой информации, социальных групп и отдельных индивидов, участвующих в политике, их взаимоотношения, обычно опосредованные политическими нормами, их сознание и политическая культура.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Политическая система
совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, норм и принципов организации самой власти, политической культуры, обеспечивающая единство и сохранность общества и распределяющая ценности в нем. Политическая система действует среди других подсистем общества, принимая от них требования и запросы, воплощая или отвергая их в своих управленческих решениях.

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
система организационных, духовно-идеологических, коммуникативных институтов, связей и отношений, устанавливающих и реализующих политику, политические отношения и политическую жизнь общества; сложная совокупность государственных учреждений, политических партий, общественных организаций и движений, граждан и их взаимоотношений на основе политической идеологии, права и морали;- целостная организация формирования политических интересов, а также институтов, форм и способов их реализации в масштабе общества или его части.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

Политическая система
Politisches System. Political system 1) Собирательный политологический термин для обозначения целого, состоящего из определенных частей (институтов, процессов, интересов и содержания), которое образует отдельную (политическую) структуру. Близкое к этому значению также понятие П.с. используется в разговорной речи и обозначает, к примеру, государство (например, П.с. Швейцарии) или международные объединения (П.с. ООН) и т. д. 2) Понятие, обозначающее подсистему (к.л. большей системы), которая уполномочена и в состоянии принимать кардинальные (в особенности политические) решения, обязательные для всего общества.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Политическая система
устойчивая форма отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества. Политическая система обладает четырьмя характеристиками, отличающими ее от других социальных систем:
- она является универсальной, поскольку охватывает своим воздействием все общество;
- она осуществляет полный контроль над применением физического и иного принуждения;
- имеет право выносить обязывающие решения, которое считается несомненным и легитимным:
- ее решения являются авторитарно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что люди подчинятся власти существующих политических элит и политического руководства.
(См. труды Толкотта Парсонса. Дэвида Истона. Габриэля Алмонда и ряда других исследователей).

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
в широком смысле) - устойчивая форма отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества. Эта система обладает четырьмя характеристиками, отличающими ее от других социальных систем: 1) она является универсальной, поскольку охватывает своим воздействием все общество; 2) она осуществляет попный контроль над применением физического и иного принуждения; 3) ее право выносить обязывающие решения считается легитимным; 4) ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что люди подчинятся. Термин «политическая система» обычно используется для обозначе-ния всей совокупности отношении, охватывающих управление государством и происходящие в нем разнородные политические процессы [Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник. - М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 581].

Источник: Сводный словарь по политологии

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
совокупность государственных и общественных институтов, в результате функционирования которых реализуется политическая власть, осуществляется регулирование политических процессов, управление делами общества и обеспечивается политическая стабильность, мир и развитие. Применение данного понятия в политологической аналитике обусловлено следующими моментами: 1) оно фиксирует комплексный характер жизнедеятельности общества в целом, осуществления власти и политической жизни общества в частности; 2) обращает внимание на упорядоченность, дисциплину в осуществлении политической жизни общества; 3) раскрывает сложный механизм регулирования политических процессов, формирования и функционирования политической власти; 4) подчеркивает качественную определенность системы власти, представляющей собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не сводимое к частям. Как часть общества, функционируя в социальной среде, С.п. подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий ее институтов, ценностей, норм. Как самостоятельная целостная структура С.п. включает ряд подсистем, которые, в свою очередь, являются сложными системами: институциональную; нормативную; функциональную; коммуникативную; идеологическую. С.п. реализуетряд функций, к которым чаще всего относят: политическую социализацию; политическое рекрутирование; агрегацию интересов; согласование разнообразных интересов государственных и социальных общностей; установление и реализацию правил поведения, контроль за их соблюдением с помощью исполнительнораспорядительных органов; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности общества.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
совокупность политических институтов, субъектов власти, отношений между ними, политической культуры складывающихся а процессе осуществления власти. В западной политологии под П. С. понимается совокупность общественных отношений, включающих в себя власть и руководство (Р. Даль) и посредством которых в обществе авторитарно распределяются ценности (Д. Истон); система ролей в обществе, тесно связанных с государством (Г. Алмонд); система, обеспечивающая достижение общих целей (Т. Парсонс). Большинство ученых сходится в том, что в содержание П. С. входят политические институты (государство, партии, партийные системы), лоббистские организации (см. Лоббизм), политические отношения, политический режим, легитимность, политическая культура, политическая деятельность, политический рынок (см. Власть, Политическое лидерство). Главную роль в П. С. играет государство. Основные функции П. С. сводятся к выявлению существующих в обществе интересов и их согласованию, разрешению конфликтов. Осуществлять эти функции П. С. может только будучи связанной с «внешней средой» — социальной, экономической и духовной сферами деятельности. Связь П. С. С внешним миром имеет двухсторонний характер: с одной стороны, П. С. ощущает внешнее воздействие в виде требований или поддержки, с другой, она сама оказывает воздействия на общество путем принятия и реализации определенных решений (Д. Истон). Подобная связь позволяет поддерживать в обществе политическую стабильность, в то же время препятствуя его стагнации.
Литература: Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан. М., 1985; Марченко М. Н. Очерки теории политической системы буржуазного общества. М., 1985; Цыганков А. П. Политология Роберта Даля // Социально-политические науки, 1990, № 10.

Источник: Толковый политический словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Политическая система является конституциональной структурой, в рамках которой выражаются требования и принимаются решения. Политическая система не имеет физического воплощения или формальной модели существования, но представлена институтами, процессами и взаимоотношениями, задействованными в механизме формирования политической повестки, выработки политики и принятия решений.
В либерально-демократических политических системах запросы общества могут доводиться до властей при посредничестве нескольких каналов, включая политические партии, группы интересов, средства массовой информации, выборы и внепарламентскую политическую деятельность. Высказанные через них мнения становятся ключевыми пунктами повестки, подлежащей рассмотрению официальными институтами власти (законодательной, судебной, исполнительной ее ветвями и бюрократией), которые и сами могут вносить политические предложения. Институтами власти определяется, необходимо ли предпринимать действия по реализации полученных запросов, и если да, то какими средствами. Действия же могут заключаться в отмене спорного законодательства, выработке новых законов, принятии политических или бюджетных решений.
Наличие термина «система» предполагает вхождение элементов приведенной схемы принятия решений в состав комплексной структуры; устойчивость ее обеспечивается предпринимаемыми властями действиями, которые в целом согласуются с доведенным до них тем или иным путем мнением общества. Если механизм не срабатывает и запросы общества не согласуются с желаниями власти или с ее возможностями по их удовлетворению, структура теряет устойчивость, и дело может кончиться революцией.
Отличить одни политические системы от других можно несколькими способами. Подобный процесс дифференциации именуется классификацией. Различают три основных типа политической системы: либерально-демократический, коммунистический и тоталитарный. Объем гражданских прав, которыми пользуются люди в либерально — демократических политических системах, обеспечивает большие возможности общественного участия в политической жизни, чем в рамках двух других систем.
См. также статьи «Внепарламентская политическая деятельность», «Гражданские права», «Идеология», «Коммунизм», «Либеральная демократия», «Марксизм — ленинизм», «Политическое участие», «Тоталитаризм», «Формирование политической повестки».

Источник: 101 ключевая идея политика

Система политическая
целостная, упорядоченная на основе принятых в данном обществе политических ценностей, норм и культурных традиций совокупность политических институтов и отношений (государственных и негосударственных), посредством которых формируется и осуществляется политическая власть, нацеленная на реализацию как частно-групповых, так и общих целей и интересов, на интеграцию общества, его адаптацию к окружающей среде. В структуре политической системы выделяют институциональную (государство, политические партии, общественные организации), нормативную (нормы и ценности, регулирующие деятельность субъектов политики), функциональную (совокупность ролей и функций субъектов политических отношений) и коммуникативную (совокупность различных форм взаимодействия субъектов политики) подсистемы. При построении теоретической модели политической системы используются четыре базовые категории: «политическая система», «окружающая среда», «реакция системы» и «обратная связь». В соответствии с этой моделью, процесс функционирования политической системы состоит из следующих фаз: 1) «входа» («ввода») – влияния на политическую систему окружающей среды в форме требований и поддержки; 2) «конверсии» («преобразования») – реакции системы на требования окружающей среды, их преобразования в определенные решения; 3) «выхода» («вывода») – осуществления принятых решений в виде конкретных действий системы; 4) «обратной связи» - влияния действий системы на окружающую среду с целью формирования на «входе» определенных требований и обеспечения поддержки. Для поддержания стабильности в обществе решения и действия системы на «выходе» должны соответствовать требованиям и поддержке, существующим на «входе». На поддержание равновесия системы направлены механизмы обратной связи (ценности и установки политической культуры, идеология, политическая социализация, рекрутирование элиты и др.). К основным функциям политической системы относят функцию политической социализации (приобретение политических знаний, приобщение к политическим ценностям); функцию политического регулирования (реакция на импульсы, идущие извне или изнутри системы); мобилизационную функцию (мобилизация ресурсов для выполнения задач системы); дистрибутивную (распределительную) функцию (распределение политической системой благ, услуг и статусов); регулятивную (управленческую) функцию (управление, координация поведения индивидов и групп); функцию политического рекрутирования (подготовка и отбор политических лидеров, элит).

Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015

Политическая система
упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций общества. Упорядоченность связей и отношений, складывающихся между политическими институтами и организациями, достигается благодаря формированию в обществе политических норм, определяющих функциональное назначение политических институтов, устанавливающих поле их ответственности, взаимные права и обязанности. В современных обществах нормы, обеспечивающие целостность П. с, воплощены прежде всего в нормах конституционного права, которые представляют собой общеобязательные правила, установленные конституцией и конституционными законами. Эти нормы определяют функциональные связи и зависимости между политическими институтами, а также поле ответственности каждого из них. Современная наука рассматривает П. с. как открытую систему, т. е. как систему, постоянно взаимодействующую со своей окружающей средой. Характер этого взаимодействия имеет чрезвычайно важное значение для П. с, под его воздействием могут проходить как разрушительные для системы процессы, так и, наоборот, укрепляться ранее сложившиеся функциональные зависимости. В каждом обществе складывается своя П. с. Ее специфика определяется как набором политических институтов (например, в одной стране есть институт президентства, а в другой — институт монархии), так и системно-нормативным уровнем, т. е. складывающимися между институтами отношениями и связями. Во втором случае различия могут быть в полномочиях, функциях институтов (например, в одной стране монарх наделен абсолютной властью, а в другой — его власть существенно ограничена), в характере их взаимосвязи (в одном случае президент должен обязательно считаться с мнением парламента, а в другом — он может только принимать это мнение к сведению). На процесс формирования П. с. влияет множество факторов: традиции политической жизни; доминирующие в массовом сознании ценностные ориентации, убеждения, стереотипы; идеологические взгляды правящей группы; социально-экономические интересы основных классов; острота политической борьбы; социальная напряженность; характер экономического развития страны и др.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
1) механизм организации и осуществления политической власти, представляющий собой целостную, упорядоченную совокупность государственных и общественных организаций, объединений, политико-правовых норм, принципов; 2) теоретический конструкт, являющийся средством системного анализа политики, при котором любое политическое образование, напр., партия, рассматривается как специфическая политическая система.
Теория С.п. активно разрабатывается, американскими политологами с середины 50-х гг., ее основы заложены Д.Истоном, рассматривающим С.п. как саморазвивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие из внешней среды импульсы-команды.
В современной политической науке детально разработан вопрос о функциях С.п. Так, Г. Лмонд подчеркивает многофункциональность С.п., анализируя функции "ввода" и "вывода" информации. К первым он относит функции политической социализации, мобилизации масс, артикуляции (выражения) и агрегирования (обобщения и интеграции) их интересов; ко вторым - разработку законодательных норм, их практическое применение и контроль за их исполнением. Д.Истон и Дж.Пауэлл полагают, что С.п. обладает следующими основными функциями: регуляционной, экстракционной (мобилизационной), дистрибутивной(распределительной) и реактивной.
В современной политической теории подчеркивается, что на С.п. воздействуют требования, т.е. информация, выражающая интересы и ожидания граждан; поддержка, т.е. конкретные действия, заявления или молчаливое одобрение деятельности С.п.; активное или пассивное противодействие социальных сил; "внутренние" импульсы, вырабатываемые самой системой.
С.п. как механизм формирования и функционирования власти включает политические институты (государство, политические партии и движения и т.д.); политические отношения, возникающие между субъектами и объектами власти; политические нормы и принципы, регулирующие эти отношения; политическое сознание и культуру (индивидуальную, коллективную и общественную).
С.п. можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от типологии общества - традиционные, тоталитарные, модернизированные демократии (Р.Арон, У.Ростоу); в зависимости от характера взаимодействия со средой - открытые и закрытые; в зависимости от типа политической культуры - англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная (Г.Алмонд); в зависимости от содержания и форм правления - либеральные, радикально-авторитарные или коммунистические, традиционные, популистские, авторитарно-консервативные (Ж.Блондель).

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
POLITICAL SYSTEM) - устойчивая форма человеческих отношений, через посредство которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества. Политическая система отличается от других систем общества четырьмя характеристиками: она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; и ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что им подчинятся. Поскольку таковы же и характеристики государств, термин "политическая система " обычно употребляется для обозначения совокупности отношений, охватывающей управление государством и политические процессы в нем. Некоторые авторы дают термину более широкое определение, подводя под него почти любое общественное отношение, в котором имеет место оказание влияния или принятие авторитетно-властных решений. В качестве политической системы в этом случае рассматривается та внутригрупповая структура, которая осуществляет принятие решений в субсоциетальных группах (т.е. в группах ниже уровня общества как целого. - Прим. ред.), таких как семья, церковь, профсоюз или коммерческая организация. Нередко считают, что на международном уровне авторитетно-властное полномочие (authority) и другие отношения влияния между государствами составляют международную политическую систему с различными географическими (например, Западная Европа), организационными (например, ООН) или национальными (например, Китай) подсистемами. См. также Власть (как авторитетно-властное полномочие); Принуждение; Влияние; Политика; Власть (как властное могущество вообще).
Реальное значение. Термин "политическая система" по нескольким самоочевидным причинам все более вытеснял собой, в качестве концептуального фокуса политологии, термин "государство" и дополнял термин "управление". Он свободен от правоведческих сопутствующих значений, ассоциируемых с "государством", и несколько легче поддается определению в категориях наблюдаемого поведения. Концептуальная широта термина делает его полезным средством анализа при исследовании неформальных структур, тогда как "управление" часто тесно отождествляется с формальными институтами. Вследствие его широты и гибкости термин можно без затруднений применять к примитивным обществам, где политическая деятельность может вершиться более через семейные, племенные или другие неспецифические группы, чем через специализированные управленческие институты. Представление о системе наводит на мысль о плодотворных теоретических подходах, ибо им акцентируются взаимосвязанность различных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с иными подсистемами общества. Облегчаются им и интеллектуальные заимствования из общей теории систем и из других дисциплин, где используются концепции систем.

Источник: 26 основных понятий политического анализа

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
греч. systema — целое, состоящее из частей, роlitike — политика) — совокупность взаимосвязанных государственных и негосударственных социально-политических институтов, ценностей и норм, а также принципов организации и осуществления политической власти. В структуре политической системы выделяют институциональную (государство, политические партии, общественные организации), нормативную (нормы и ценности, регулирующие деятельность субъектов политики), функциональную (совокупность ролей и функций субъектов политических отношений) и коммуникативную (совокупность различных форм взаимодействия субъектов политики) подсистемы. Термин «политическая система», отражающий состояние политической жизни общества, совокупность политических явлений и процессов в определенной целостности, был введен в политологию в 50-60-х годах XX в. Авторами классической модели политической системы являются американские ученые Д. Истон, Г. Алмонд и К. Дойч. При построении теоретической модели политической системы используются четыре базовые категории: «политическая система», «окружающая среда», «реакция системы» и «обратная связь». В соответствии с этой моделью, процесс функционирования политической системы состоит из следующих фаз: 1) «входа» («ввода») — влияния на политическую систему окружающей среды в форме требований и поддержки; 2) «конверсии» («преобразования») — реакции системы на требования окружающей среды, их преобразования в определенные решения; 3) «выхода» («вывода») — осуществления принятых решений в виде конкретных действий системы; 4) «обратной связи» — влияния действий системы на окружающую среду с целью формирования на «входе» определенных требований и обеспечения поддержки. Согласно данной модели, в систему извне поступают требования (мнения индивидов по поводу распределения ценностей в обществе — обеспечения безопасности, социальной защите, образованию, медицинским услугам и пр.), которые ослабляют политическую систему, и поддержка (материальные и нематериальные ресурсы — налоги, выполнение обязанностей, законопослушное поведение, участие в выборах и референдумах и др.), усиливающая систему. Ввод информации представляет собой выявление и анализ существующих интересов (функция артикуляции интересов ), их обобщение и интеграцию (функция агрегирования интересов), которые выполняют группыь интересов, общественные организации и политические партии, формулирующие и обобщающие требования населения. Большое значение имеет и функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение политической информации между элементами политической системы, системой и окружающей средой. Политическая система перерабатывает поступившие в нее требования и поддержку в решения по распределению ценностей (законы, распоряжения, другие нормы) и соответствующие действия по регулированию общественных процессов. Функция конверсии (преобразования информации), таким образом, заключается в установлении норм, правил (законодательная деятельность), а выьвода — из применения этих норм, выполнения конкретных действий (исполнительная деятельность), а также осуществления контроля за соблюдением установленных норм и применения санкций в случае их нарушения (правоохранительная, контрольно-надзорная деятельность). Для поддержания стабильности в обществе решения и действия системы на «выходе» должны соответствовать требованиям и поддержке, существующим на «входе». На поддержание равновесия системы направлены механизмы обратной связи (ценности и установки политической культуры, идеология, политическая социализация, рекрутирование элиты и др.). К основным функциям политической системы относят функцию политической социализации (приобретение политических знаний, приобщение к политическим ценностям); функцию политического реагирования (реакция на импульсы, идущие извне или изнутри системы); мобилизационную (экстракционную) функцию (мобилизация ресурсов для выполнения задач системы); дистрибутивную (распределительную) функцию (распределение политической системой благ, услуг и статусов); регулятивную (управленческую) функцию (управление, координация поведения индивидов и групп); функцию политического рекрутирования (подготовка и отбор политических лидеров, элит). По типу легитимного господства (М. Вебер) выделяют традиционные, харизматические и рационально-легальные политические системы; по типу общественно-экономической формации (К. Маркс) — рабовладельческие, феодальным, капиталистические и коммунистические; по характеру связей с окружающей средой (К. Поппер) — закрыьтыье и открытые; по характеру политических ценностей, лежащих в основе правления (Ж. Блондель), — либеральныье, традиционные, радикально-авторитарные (коммунистические), авторитарно-консервативные и популистские; по типу политической культуры (Г. Алмонд) — англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и тоталитарная. Одной из наиболее распространенных в современной политической науке является классификация политических систем по политическому режиму, т. е. на основе характера и способов осуществления власти — на демократические и недемократические (автократические) системы. Последние, в свою очередь, подразделяются на тоталитарныье и авторитарныье.

Источник: Новейший политологический словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Понятие «политическая система», широко употребляемое сегодня, получило обоснование лишь к середине ХХ века. Это связано с тем, что в середине XIX в. начала активно формироваться сама теория систем: «общая теория систем» Л. фон Берталанфи в биологии и в кибернетике (Н. Винер), в социологии (Ч. Кули), в теории управления (Ф. Тейлор, А. Фойоль), в экономике (В. Леонтьев).
Система — это множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. К универсальным признакам системы можно отнести: взаимосвязанность группы элементов, образование ими самостоятельной целостности, внутреннее взаимосоответствие, способность сохраняться и вступать в отношения со средой и другими системами.
Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс. Прежде для анализа политической деятельности использовались такие термины, как «государство», «закон», «правительство», но все они носили узкий правовой и институциональный смыслы. Введение понятия «политическая система» позволило более последовательно и детально рассмотреть социально-политическую основу общества, принципы организации политической власти, социальнополитические институты и т.д.
Политическая система общества распределяет ресурсы и ценности в обществе и убеждает граждан принять это распределение как обязательное. П.С. является универсальной, обладает легитимированной принудительностью в обществе. Ее решения обязательны для всех граждан.
В научной литературе представлены многообразные концепции и определения политической системы. Так, Т. Парсонс отмечает, что это подсистема общества, назначение которой в определении коллективных целей, обеспечении интеграции, мобилизации ресурсов, принятии решений, реализации общих целей.
Американский политолог Д. Истон подчеркивает, что политическая система — это совокупность взаимодействий по поводу волевого распределения ценностей. Она преобразует поступающие требования и поддержку («вход») в соответствующие решения и действия («выход»). Представляя собой цепь без начала и конца, она находится в постоянном саморазвитии и саморегулировании, что предохраняет ее от саморазрушения. Политическая система — это открытая система, изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.
Представители функционального подхода (Г. Алмонд) определяют политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой. При анализе сущности системы акцент делается на выявлении и исследовании ее функций.
Анализ политической системы невозможен без рассмотрения ее структуры, т.е. внутренней организации, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами.
В последние годы преобладающим является подход, определяющий структуру политической системы как совокупность институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.
Институциональная подсистема — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, субъектов, форм взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть. Она включает в себя: государство, политические партии, общественные организации, лоббистские объединения и т.д.
Нормативная подсистема — политические и правовые нормы, политические традиции, политическая этика — регулирует деятельность и взаимодействие организаций, входящих в политическую систему, все общественные отношения.
Функциональная подсистема включает способы и методы осуществления политической власти (политический режим), направления политической деятельности.
Важную роль в функционировании политической системы играет коммуникативная подсистема, элементами которой, например, являются политическое сознание и политическая культура. Политическое сознание определяет восприятие и осознание индивидом мира политики, политических интересов, его отношение к политической действительности. Политическая культура характеризуется уровнем участия граждан в политической жизни, в выборах представительных органов власти, в обсуждении законопроектов и т.д.
Существует мнение, что политическая система включает и такие элементы, как историческое наследие общества и стиль принятия политических решений, политические традиции и идеологию.
Политическую систему общества следует представлять не как сумму составляющих ее элементов, а как их взаимодействие, как систему со сложной структурой, находящуюся в постоянном движении, функционировании и развитии. Элементы политической системы также имеют свою структуру. Взаимодействие элементов приобретает характер многообразных отношений между индивидами, партиями, организациями и т.д. Политические отношения придают качественную определенность политической системе, т.к. в них концентрируются и сталкиваются потребности и коренные интересы, воля различных социальных групп. От специфики субъектов политических отношений зависят конкретно-исторические условия, способ существования и функционирования политической системы.
Любая политическая система призвана решить ряд задач. Среди них: определение целей и перспектив развития общества, сохранение системы и адаптация ее к новым условиям политической реальности, мобилизация ресурсов для достижения поставленных целей и т.д. Для этого система должна быть многофункциональна.
Функции политической системы разделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
политическая социализация, т.е. привлечение к политической деятельности граждан;
артикуляция интересов, т.е. формирование требований к политикам, принимающим решения;
агрегация интересов, т.е. приведение интересов к единообразию, распределение их по степени важности, классификация или «политизация», т.е. придание им вида политической программы или политического заявления;
политическая коммуникация — распространение информации между элементами политической системы и социальной средой;
выработка правил или нормотворчество, т.е. разработка законов, конкретных правил, необходимых для реализации целей;
применение правил или приведение законов в действие; контроль над соблюдением законов;
защита существующей экономической и социальной системы от дестабилизации и т.д.
Внешними функциями политической системы являются: защита суверенитета;
отстаивание государственных интересов;
развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами и др.
Стабильность политической системы. Все политические системы подвержены изменениям. Их можно рассматривать как динамичные неравновесные системы, в которых постоянно происходит нарушение и восстановление равновесия. В любой политической системе всегда действуют тенденции, порождающие кризисы, дестабилизирующие политическую жизнь, и тенденции, способствующие сохранению равновесия. Устойчивость системы зависит от соотношения этих процессов. Задачей любой политической системы является поиск факторов и состояний, обеспечивающих ее стабильность.
Понятие «стабильность» применительно к политической системе означает: в обществе не происходит революций и гражданских войн; отсутствуют условия для применения насилия; не наблюдается протеста против существующего строя; не происходит постоянного пересмотра Конституции и т.д. Для стабильного государства характерны: преемственность и неизменность формы правления; всеобщее осознание статуса самостоятельного независимого государства; постепенная, в соответствии с нормами права, циркуляция элит; доверие к политической власти и к политическим лидерам; консенсус между различными социальными и политическими силами и т.д.
Практика также показывает, что стабильность политической системы возможна лишь при условии, что она основана не только на воле элиты, но и на согласии граждан, составляющих большинство в государстве. В стабильной политической системе воля элиты совпадает с волей граждан и реализуется без каких-либо значительных трудностей, без использования методов насилия, физического принуждения. Управление и подчинение являются взаимодополняющими аспектами стабильной политической системы.
Политическую нестабильность, в первую очередь, следует отнести за счет слабости государства или его неспособности выполнять свою роль. Нестабильность усугубляется также низкой политической культурой граждан и глубоким расслоением в обществе — экономическим, этническим, идеологическим и др.
Состояние дестабилизации может обусловить кризис политической системы, проявляющийся в столкновении элиты с растущим сопротивлением со стороны масс, в обострении конфликтных ситуаций в развязывании гражданской войны в государстве и т.д.
Одной из основных задач политической системы является урегулирование конфликтов. Выделяют три стратегии реагирования. Это:
Стратегия отрицания или подмены, т.е. стратегия увиливания от реальных конфликтов, когда их не замечают, отрицают, дают им «тлеть», перемещают их в другую, менее опасную для политической системы плоскость. Это в конечном счете приводит к их усугублению, к кризису.
Стратегия переговоров — целесообразна когда, между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Она позволяет избежать применения насилия, предполагает достижение консенсуса между конфликтующими сторонами и в обществе в целом.
Стратегия конфронтации — демонстрирует нарушение консенсуса, связана с применением силы, принуждением. Чем шире конфликт, тем меньше шансов на мирное урегулирование, тем меньше возможностей сохранить стабильность политической системы.
Границы политической системы определяются пределами действия обязательных решений данной системы. Обычно они совпадают с географическими границами государства, и все люди, находящиеся внутри данных границ, рассматриваются как члены одной политической системы. Границы могут расширяться или сужаться в зависимости от легитимности и стабильности политической системы.
Типология политических систем. Попытки типологизировать политические системы имеют давнюю историю и отнюдь не отличаются единообразием. Это связано с наличием многообразия подходов к выбору оснований классификации.
Одна из наиболее популярных классификаций принадлежит американскому политологу Г. Алмонду. Анализируя типы политической культуры общества, он выделяет четыре вида политической системы общества.
Англо-американский тип характеризуется гомогенностью культуры, т.е. основные цели и идеалы разделяют большинство граждан общества. Это стабильные системы с развитой законодательной основой, разделением властей, многопартийностью и т.д. Их основными ценностями являются права и свободы личности, безопасность, массовое благосостояние. Среди государств данного типа политической системы можно назвать Австралию, Англию, Канаду, США и др.
Континентально-европейский тип отличается сосуществованием старых и новых культур, взаимодействием в политике традиционного и современного. Для них характерна эклектичность политической культуры. Партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм. Представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур. К странам континентальноевропейского типа систем относятся Франция, Италия, Германия.
Доиндустриальный и частично индустриальный тип характеризует наличие смешанной политической культуры, соединяющей в себе западные ценности и религиозные, этнические традиции. Его отличительными чертами являются насилие, диктаторство власти, сильная армия и бюрократический аппарат, вмешивающиеся в деятельность законодательных органов власти. К данному типу можно отнести политические системы многих государств Африки, Азии и Латинской Америки.
Тоталитарные системы характеризуются искусственной гомогенностью, что обусловлено отсутствием политического плюрализма, оппозиции, разделения властей. Как правило, это однопартийные системы, использующие жесткие методы подавления и принуждения. В таких государствах царит чрезмерная централизация. Примерами являются системы фашистской Италии, нацистской Германии.
Более полную классификацию политических систем различных государств можно дать, лишь использовав комплексный критерий, включающий форму государственного устройства, форму правления и политический режим. Так, по форме государственного устройства можно выделить унитарное государство, федерацию и конфедерацию; по форме правления — республику, монархию; по политическому режиму можно выделить демократические, авторитарные и тоталитарные государства.
Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Например, смена власти и становление государства какоголибо нового типа означает изменение типа политической системы.
Политическая система каждой страны своеобразна, как и ее общество. Ее также можно классифицировать как открытую и закрытую; традиционную и модернизированную; стабильную и неустойчивую; централизованную и децентрализованную. Она должна быть легитимной и поддерживающей порядок в обществе. Развитая политическая система, заботясь о своем выживании, будет способствовать распространению позиций, ценностей, идеалов, обеспечивающих ее сохранность и дальнейшее совершенствование через структуры политической социализации (семью, органы образования, политические партии и др.).
И.В. Верезгова

Источник: Политический словарь нашего времени.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
продукт эволюционного и революционного развития страны, имеющий место там и тогда, где и когда в обществе есть государство, а следовательно, политическая жизнь и политические отношения. Политическая система - это структурно изменяющаяся и развивающаяся система государственно-правовых и общественно-политических институтов, учреждений и организаций, через посредство которых стоящие у власти общественно-политические силы осуществляют свое господство, вершат власть в обществе (сохраняют свой уже установленный общественный строй или утверждают новый строй и новую форму правления, если речь идет о приходе к власти новых общественно-политических сил).
Если попытаться дифференцировать это сложное образование, то придется признать, что ключевыми элементами политической системы наряду с государством являются политические партии, а также политические институты, учреждения (скажем, институт монархии или институт президентской власти), организации и структуры (профсоюзы, женские и молодежные организации, церковь), через посредство которых реализуется политическая власть и которые определяют способы и методы реализации политической власти в данном обществе.
Следует подчеркнуть, что, хотя политическая система в любой стране создается обществом и функционирует во имя его развития, сами индивиды, граждане, социальные слои, группы, классы, являясь СУБЪЕКТАМИ или ОБЪЕКТАМИ политической системы, не являются ее структурными элементами.
Выполняя всюду одну и ту же роль - осуществление господства, властных функций стоящей у кормила власти общественно-политической силы - сами политические системы не остаются одними и теми же на разных этапах истории и в разных географических и социально-экономических условиях. В связи с наличием реального многообразия политических систем как в историческом, так и в географическом плане в разных течениях общественно-политической мысли и в разных политологических школах налицо разные логические основы классификации политических систем.
Марксизм, например, исходил из формационного подхода в классификации политических систем, согласно которому каждая общественно-экономическая формация имеет свой господствующий класс, свой тип государства, а значит и свою политическую систему (рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы). Если такой подход и давал самую общую зарисовку или схему смены политических систем и позволял наметить связь между экономикой и политикой, он все же не позволял уловить многие более конкретные отличия, связанные с тем, что в рамках одного и того же типа политической системы случались весьма разные политические режимы.
Политический режим -- это, прежде всего, совокупность методов и способов осуществления власти, а потому он характеризует не только государственное устройство, но и всю политическую систему в целом. Для демократических политических систем особенно характерны: разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной и др.), конституционность и законность (правовое государство), наличие выборных органов государственной власти в центре и на местах; здесь, как правило, наряду с существующей правительственной (правящей) партией имеют место и оппозиционные партии. Здесь провозглашается и реализуется равенство прав и свобод всех граждан, причем не только равенство перед законом, но также и равное право всех граждан на участие в управлении делами государства и общества.
Однако демократический режим и политическая система (ДЕМОКРАТИЯ) - не единственно возможный из существовавших и существующих. Весьма часто политические системы бывают авторитарными (АВТОРИТАРИЗМ), автократическими и тоталитарными (ТОТАЛИТАРИЗМ), каждая из которых имеет свои отличительные особенности и черты, причем возникновение каждой из них обусловлено определенными обстоятельствами и имеет своих жрецов и поклонников.
Поскольку демократия представляет собой наиболее эффективный способ решения проблем той или иной общности, как и общества в целом, то и демократические политические системы и демократические режимы при прочих равных условиях оказываются наиболее устойчивыми, стабильными и результативными. Главная причина этого преимущества демократических политических систем заключается в механизмах связи между политическими партиями и государством, между объектами и субъектами политической системы. Ведь наличие многопартийности, борьбы правящих и оппозиционных партий, характерное для демократической политической системы в отличие от всех других политических систем, позволяет плюрализм интересов и борьбу партий, групп, сил направлять не на разрушение существующих порядков, а на разрешение возникших противоречий, на поиск наилучшего выхода из создавшейся ситуации.
Было бы неверно абсолютизировать преимущества демократической политической системы, не видеть ее определенных недостатков: многословие при обсуждении необходимых законов и решений, сильно затрудняющее быстрое их принятие; как правило, неэффективный контроль за исполнением принятых решений; подверженность различным влияниям, а зачастую и неспособность противостоять чуждым демократии силам (приход Гитлера к власти с использованием демократизма Веймарской республики). Однако как бы существенны не были эти недостатки демократической политической системы, ничего лучшего человечество пока не изобрело.
Как показывает опыт стран Центральной и ЮгоВосточной Европы, где в рамках так называемого реального социализма был налицо целый веер авторитарно-тоталитарных послесталинских политических режимов (достаточно сравнить Венгрию Яноша Кадара с Албанией Энвера Ходжа, чтобы убедиться, сколь ощутимой была эта разница), переход этих стран к посттоталитарному обществу был далеко не одинаковым, и эта неодинаковость во многом была связана с различиями существовавших здесь политических систем. В чем суть дела?
В тех странах, где были налицо многопартийные системы (даже если это были декоративные многопартийные системы) в лице некоммунистических партий, была в сущности легальная политическая база для перегруппировки общественно-политических сил, а тем самым и для мирной трансформации общества. Там же, где подобной легальной основы не было, перегруппировка общественно-политических сил протекала более болезненно, что не в последнюю очередь стало причиной немирного развития здесь (скажем, в Румынии) революционных перемен. Разное качество исходных политических систем в этих странах обнаруживает себя и в характере демократической политической системы после тоталитарного общества.
Политическая система.
Понятие "политическая система" является настолько общепринятым в политике и политологии, что вроде бы не нуждается ни в каких пояснениях. Только с этим можно связать тот факт, что монографии по национальным политическим системам и их сравнительному анализу не содержат определений политической системы. Можно различать два подхода к этому понятию - общий и системный.В первом случае понятие политической системы включает в себя то, что принимают во внимание отдельные авторы, исходя из конкретного случая. В зависимости от времени и места оно будет иметь различное содержание, так как значительные компоненты политической системы варьируются соответственно типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура) и общественной системы (капитализм, социализм). Системно-теоретический подход позволяет дать более точное определение, так как его представители исходят из определенных функций политических систем и, прежде всего, разрабатывают аналитическую схему изучения всего многообразия политических систем.
Первый подход, характеризующийся расплывчатым пониманием политической системы, противопоставляет политическую систему другим феноменам и абстрактным категориям, например, государству, конституции и правительственной системе.
По сравнению с политической системой государство является гораздо более абстрактной, не так легко дефинируемой категорией, имеющей иные, конституирующие его черты (территория, население, монополия на применение силы и т.п.). Государство более долговечно. Понятие политической системы более узкое, ограниченное, в частности, формами господства, типами режима (демократия, диктатура), типами политической системы (президентская, парламентская), отношениями власти (партии, правительство) и формами общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпоративизм).
Конституция от политической системы отличается тем, что институциональные учреждения и положения, лежащие в основе конституции, хотя и имеют значение для политического процесса, но не структурируют его полностью и не охватывают его реально. Понятие конституции относится к юридическинормативному уровню, понятие политической системы - к эмпирико-фактическому.
Правительственная система от политической системы отличается тем, что в расчет берутся не только политические институты, но и реалии и изменения общественной среды, исследуется взаимодействие между институтами и обществом. Представление о том, что в политической системе существует взаимозависимость между системой институтов и общественно-политическими процессами, приводит к необходимости уточнения понятия политической системы, осуществленного в системной теории.
До конца 60-х гг. в западногерманской политологии преобладало понятие правительственной системы (gouvernement). Решительная замена в начале 70-х гг. этой категории на категорию политической системы явилось реакцией ученых и практиков на развитие современных индустриальных обществ западного типа с их многообразными взаимосвязями и возможностями действия, процессами принятия решения и их непредсказуемыми последствиями, а также на изменение среды под влиянием общества. Политики осознали, что проблемы окружающей среды не могут быть решены без участия политической системы.
Структурно-функциональная системная теория исходила из постоянных, довольно простых функций политической системы по сохранению самое себя. Она преувеличивала не только возможности власти отдельного политика, но и предполагаемого политического центра. Кроме того, она устанавливала слишком широкие связи между понятиями "вход" и "выход" политической системы. Экстенсивное понимание политики отводило политической системе слишком широкие полномочия, не соответствующие политической реальности.
"Вход" означает влияние (входные величины) окружающей среды на систему или ее отдельные части. С этим понятием сочетается понятие "выход", которое характеризует воздействие системы на ее среду. "Выход" одной системы может, таким образом, стать "входом" или окружающей средой другой системы.
Эту пару понятий использовали и разрабатывали подробнее с целью анализа политической системы прежде всего Г.Алмонд (1960) и Д.Истон (1967). Алмонд называет четыре "входные" функции политической системы: 1) политическая социализация и рекрутирование; 2) артикуляция интересов; 3) агрегирование интересов; 4) политическая коммуникация, а также три "выходные" функции: 1) нормотворческая; 2) использование правил, норм, 3) контроль за соблюдением правил, норм. Истон разделяет "вход" на требования, предъявляемые к политической системе (demands), и на услуги по оказанию помощи (supports). Они образуют окружающую среду политической системы и обозначают переменные величины для ее сохранения или выживания (persistence). Этот подход Истон хотел использовать для рассмотрения следующих проблем: Как политическая система может достичь своих целей? Какие изменения подводят ее переменные к критической границе? Какие реакции обнаруживает система? Каковы критерии ее стабильности и управляемости? С помощью каких процессов она обеспечивает себе поддержку и какие требования могут быть переработаны в "исходящие" конечные продукты? Так как схема ориентирована в конечном счете на выживание системы, то процессы политической власти, влияния, слома системы, изменений не анализируются. Поэтому политические системы не изображаются в конкретно-историческом плане и не сравниваются между собой. Истон не разработал свой подход во всех деталях, и в немецкой политологии при анализе внутри- и межсистемных процессов он применяется скорее для иллюстрации, чем для систематизирования. Некоторые политологи подвергали критике идеи Истона за их неисторичность, за приверженность абстрактным моделям; кроме того, с их точки зрения, теория Истона сильно преувеличивает независимость политической системы от ее окружения, особенно от экономической системы.
Современная концепция политической системы, содержащаяся в структурнофункциональной системной теории, опирается, в противоположность своим предшественницам, на представления высокой степени абстракции, избегающие нормативных и неисторических целей. Новое в функционалистской системной теории и ее подходе к политической системе состоит в том, что она исследует функцию создания структуры.
При комплексном анализе политической системы это означает, прежде всего, разделение политики на политику и управление. Причем управление ограничивается принятием важных для общества решений, которым политика обеспечивает легитимность. В процессе усложнения общественной системы произошло дальнейшее разделение политики на политику как таковую, общественность и управление, что увеличивает возможности политической системы по принятию решений. Связь между политикой и общественностью осуществляется через общественное мнение, между общественностью и управлением - через право. В концепции Лумана подчеркивается, что "государство не стоит вне общества, а являются одной из его функциональных систем". Недостатки этой концепции таковы. Во-первых, преувеличивается автономия каждой политической подсистемы. Во-вторых, допускается плюрализм в постановке и осуществлении целей, лишь частично одерживаемый с помощью эмпирического анализа. В-третьих, создается основа для утраты индивидуумом идентичности. Наконец, концепция Лумана неспособна четко обозначить уменьшающуюся дифференциацию внутри политической системы.
Политическая система. Упрощающая реальность. Модель представляет собой упрощенную картину реальности, которую социологи разрабатывают для того, чтобы они могли на ее примере пользоваться данными, теоретизировать и заниматься предположениями...
По своей природе модель призвана упрощать реальность. Модель, приближающаяся по своей сложности к реальному миру, мало поможет в понимании реального мира, но, упрощая реальность, модель всегда рискует излишне ее упростить. Реальную проблему представляет определение возможностей человеческого ума. Мы не можем охватить всю имеющуюся информацию сразу; мы должны выбрать, какие вопросы представляют для нас интерес, а остальное отбросить. Но, занимаясь этим, мы рискуем обескровить политологическое исследование и проглядеть многие ключевые вопросы. Точно так же, когда мы встречаемся с политической моделью или разрабатываем собственную, не торопитесь выяснять, насколько далеко эта модель отстоит от реальности. Если она действительно слишком далека от реальности, отбросьте или измените такую модель. Если между моделью и реальностью возникают противоречия всегда руководствуйтесь реальностью. Политические системы. Давайте рассмотрим важный пример: модель "политической системы", которая, с одной стороны, содействовала нашему пониманию политики путем упрощения реальности, а с другой - в некоторых случаях отдаляла, отрывала нас от реальности. Идея рассматривать сложные существа как системы пришла к нам из биологии. Живые существа чрезвычайно сложны и целостны. Сердце, легкие, кровь, пищеварительный тракт, мозг осуществляют свои функции так, чтобы поддержать жизнь. Уберите один орган, и животное погибнет. Повредите один орган, и остальные компоненты системы изменят свои функции для того, чтобы восполнить работу недостающего органа и сохранить животному жизнь. Суть системного подхода заключается в следующем: вы не можете изменить ни один из ее компонентов. Изменение одного компонента ведет за собой изменение других.
Многие доказывают, что в модели "политической системы" политика страны должна рассматриваться и функционировать как биологическая система. В соответствии с моделью Истона запросы и потребности, так называемые "вводы в систему", граждан улавливаются правительственными служащими, отвечающими за принятие решений, и преобразуются ими в авторитетные решения и действия от имени властей, - так называемые "выводы из системы". Эти "выводы" оказывают определенное влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь, изменение которой может нравиться или не нравиться гражданам. Граждане вновь высказывают свои требования - и здесь мы наблюдаем звено "обратной связи" системы, которая может изменить ранее принятое решение. Так называемый процесс изменения решений проходит втемную и представляет собой "черный ящик".
В некоторых случаях метод моделирования "политической системы" очень близко соответствует реальности. Преступность постоянно тревожила общественность Соединенных Штатов Кандидат на пост президента Рональд Рейган поклялся объявить войну преступности, назначив на должности федеральных судей и членов Верховного суда лиц, которые были бы заинтересованы в защите интересов граждан, а не в защите интересов преступников. Став президентом, Рональд Рейган провел такие назначения, и за несколько лет Верховный суд сумел урезать права лиц, осужденных за преступления. Большинство американцев одобрило эти изменения, и обратная связь была положительной. Другим примером является негативная обратная связь по военным проектам во время войны во Вьетнаме. Администрация Никсона развеяла гнев молодежи, завершив в 1971 г. военный проект и переведя армию на добровольную основу.
Еще один пример связан с попытками президента Франции Франсуа Миттерана придать экономике социалистический характер, что повлекло за собой инфляцию и безработицу. Французский народ, в особенности деловые круги, начал громко протестовать, и Миттеран изменил свою политику, вновь повернув ее от социализма к капитализму. Эти изменения в политическом курсе были впоследствии усилены, когда в 1986 г. политические оппоненты Миттерана из консервативной партии победили на законодательных выборах. Принцип обратной связи сработал и вo Франции.
Трудности политических систем. В некоторых случаях модели политических систем бывают неудачными. Соответствовала ли гитлеровская Германия или сталинская Россия моделям этих систем? Есть ли какое дело диктаторскому режиму до запросов и потребностей своих граждан? Если быть точным, то всегда существует ввод в систему, направленный на граждан, и обратная связь. Гитлеровские генералы пытались уничтожить такой "ввод", что впрочем, тоже можно рассматривать как вид обратной связи. Рабочие в коммунистических системах, плохо выполняя свои обязанности, также оказывают влияние на политику своего правительства. Они требуют больше потребительских товаров, но, не желая напрягаться, они перекладывают ответственность за их отсутствие на правящий режим. Рано или поздно режим будет вынужден держать ответ. В Советском Союзе ответ сейчас (1988 г.) держит режим Горбачева. Советские рабочие шутят: "Они притворяются, что они нам платят, а мы притворяемся, что мы работаем". Как можно моделью политической системы объяснить войну во Вьетнаме? Неужели граждане Соединенных Штатов потребовали, чтобы администрация направила туда сражаться полмиллиона солдат? Нет, совсем напротив: Линдон Джонсон одержал безоговорочную победу на выборах 1964 г. со своей антивоенной платформой. Мы можем использовать модель системы для того, чтобы проиллюстрировать, как протест американской общественности против войны способствовал падению популярности Джонсона и принятию им решения не выдвигать свою кандидатуру на выборах 1968 г. Вошел в действие и сработал принцип обратной связи, однако решение направить войска во Вьетнам было принято значительно позднее. Следуя этому же принципу, как может модель системы объяснить уотергейтский скандал? Разве американские граждане требовали, чтобы члены администрации Никсона отдавали приказ о прослушивании штаб-квартиры Демократической партии? Вовсе нет, но как только в 1973 г. об этом начали просачиваться первые подробности, вступил в действие принцип обратной связи, что в конечном итоге вынудило Палату представителей вынести решение об импичменте.
Честно говоря, в связи с моделями политических систем возникает много проблем, которые связаны с "черным ящиком", внутри которого принимаются решения об изменении предыдущих решений или действий. В правительстве решается много проблем и вопросов, которые вовсе не были инициированы гражданами и вообще имеют мало общего с их интересами и желаниями. Решение Джонсока послать войска во Вьетнам отвечало требованиям лишь нескольких генералов и близких советников. Такое решение не принесло Джонсону удовлетворения, так как являлось по сути нарушением его предвыборных обещаний. Однако к началу 1965 г. он не мог больше игнорировать требования своих советников, которые оказывали на его мышление значительно большее воздействие, чем интересы и желания общественности.

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
244.99 кб

Подход к анализу политических систем

Истон Дэвид
Одна из основных задач политолога заключается в изучении, понимании и объяснении современных политических процессов и явлений. Для решения этой задачи ученый должен понимать, как исследовать политику.
Читать PDF
1.15 мб

Понятие политической системы общества

Сайтбеков Айдар Муталикович
Статья посвящена к анализу понятия «политическая система общества». При этом данное понятие и связанный с ним категориальный аппарат рассматривается с точки зрения политических наук.
Читать PDF
1.02 мб

Роль парламента в политической системе

Аглиуллин Э.И.
В статье рассказывается о значении парламента в политической системе страны. Автор отмечает, что парламент возникает еще в Средневековой Европе. Также говорится о роли данного органа власти в своременной России.
Читать PDF
220.27 кб

Россия: политическая система и ее циклы

Фурман Дмитрий
"Свободная мысль XXI", М., 2003 г., № 1, с. 9-28.
Читать PDF
371.69 кб

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЙЕМЕНА

Радман Маджед Радман Мохаммед
Посвящается особенностям процесса формирования политической системы в одной из наиболее противоречивых стран Арабского Востока Йемене.
Читать PDF
269.30 кб

Модернизация политической системы России

Абрамов Руслан Николаевич
В статье анализируются особенности становления и развития политической системы России, рассматриваются меры, которые предпринимаются для политической модернизации.
Читать PDF
141.01 кб

Системное описание политического терроризма

Цопанова Анжела Владимировна
Статья посвящена рассмотрению политического терроризма в рамках системного подхода.
Читать PDF
177.66 кб

Трансформация политической системы в Польше

Балобаев Владимир Андреевич
В статье анализируется процесс реформирования системы управления в Республике Польша с 1989 по 2012 гг. с точки зрения колебаний по линии «президентская республика парламентаризм».
Читать PDF
60.71 кб

Отношения симметрии в политических системах

Майданская И. А.
Читать PDF
287.30 кб

Политический порядок и однопартийная система

Магалони Б., Кричели Р.
Вторая половина ХХ и начало ХХI в. были временем беспрецедентной экспансии однопартийных автократий.
Читать PDF
589.04 кб

Политическая система Венецианской республики

Астахов Антон Андреевич
В данной статье рассматриваются особенности политической системы Светлейшей Республики Венеция (Республики Святого Марка), существовавшей на севере Адриатического моря с VII до конца XVIII вв.
Читать PDF
86.33 кб

Раздумья о трансформации политической системы

Галкин Александр Абрамович
В статье рассмотрены проблемы трансформации сложившейся политической системы, активно обсуждаемые сейчас российской общественностью.
Читать PDF
80.47 кб

О критериях адекватности политической системы

Горький И.
Важнейшей задачей общественной науки являются познание законов общественного развития и предложение обществу инструментов повышения эффективности его функционирования.
Читать PDF
1.13 мб

Политическая система как фактор успеха страны

Орлов И. Б.
В статье сравниваются разные модели политических систем.
Читать PDF
1.22 мб

Политическая система как субъект социализации

Денисова И. В.
Объектом исследования является политическая социализация.

Похожие термины:

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

    комплекс институтов и организаций, посредством которого реализуются политико-властные отношения.
  • Правовая политическая система

    тип политического режима, характерными чертами которого являются: а) главный источник власти – право, т. е. все граждане, сообщества, организации, само государство – подчиняются только закону. Вер
  • Тоталитарная политическая система

    это тип политической системы, предполагающей полный тотальный контроль государства над жизнью общества. Чаще всего сопровождается всеобъемлющей идеологической манипуляцией, открытым террором
  • Двухпартийная политическая система

    (two-party system) – тип партийной системы, при котором только две политические партии («партии власти») имеют реальные шансы выиграть выборы. Обычно это означает, что все или почти все выборные парламент
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (или организация) ОБЩЕСТВА

    сложносоставной механизм (включающий нормы, законы и практику) взаимодействия субъектов власти (государственных органов, политических партий, общественных, религиозных организаций и др.) по вопр
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА индустриально развитых стран

    Политическая система представляет собой совокупность лиц, институтов, участвующих в политическом процессе, неформальных и неправительственных факторов, влияющих на механизм выявления и постан
  • Политическая система современного российского общества

    упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций. Основные принципы организации современной П. с. р. о. определены в Конституции Рос