Политическая бюрократия

Найдено 1 определение
Политическая бюрократия
высший эшелон бюрократии, обычно формирующийся из представителей государственных классов и властвующих политических элит. В деятельности политической бюрократии в концентрированном виде представлены все элементы бюрократических отношении, государственного формализма и политического отчуждения. Для политической бюрократии типично рассмотрение социальной действительности не в качестве комплекса противоположных тенденций в условиях конкретного места и времени, а с так называемой «допустимостью» данных тенденций при существующей форме политического устройства и государственного управления. В результате возникает эмпиризм - существенное свойство отражения социально-политической реальности на уровне политической бюрократии. Политическая бюрократия двойственно относится к демократическим движениям. Удовлетворение элементарных демократических ценностей, например гласности, преподносится общественному мнению как свидетельство «политической мудрости» правительства. В то же время демократические движения и их лидеры всегда находятся под подозрением властвующих политических элит и всего государственного аппарата, в том числе особых органов безопасности (например, ФБР, ЦРУ, КГБ, ФСБ и т. д.). Политические реформы осуществляются исключительно для того, чтобы удержать всевластие политической бюрократии.
Установки и традиции мышлении политической бюрократии накладывают сильнейший отпечаток на официальную политическую историю страны. Официальная историография обычно толкует ее как цепь событий, происходящих на вершине политической иерархии. Гражданские свободы все же дают возможность публично обсуждать действия отдельных чиновников разного ранга и низших властей, но не властвующих политических элит, не только в тоталитарном, но обычно и в авторитарном государстве также. Поскольку такое публичное обсуждение подрывает монополию аппарата власти на политическую и социальную роль, политическая бюрократия рассматривает всякое публичное вмешательство в свою сферу как некомпетентное и «опасное для общества».
То же самое относится и к толкованию законов, любых политико-правовых норм. По мнению политических бюрократов, любое толкование законов и политико-правовых норм должно соответствовать общим характеристикам государственного управления. Если к тому же существует принцип неприкосновенности власти и существующих законов, а открытая борьба за изменение всей системы управления государством запрещается законом, то политическая бюрократия оказывается единственным и монопольным политиком в государстве, при этом суживаются конкретно-исторические рамки демократии: «государственные мужи» всегда озабочены тем, чтобы свести к минимуму её влияние на политическую мысль и политическую жизнь страны.
Прагматизм - следующая существенная особенность образа мышления и действия политическом бюрократии, у нее полностью отсутствует политическая инициатива, самостоятельность и политическая инициатива рассматривается как противоречащие природе государственного служащего, поскольку рядовой чиновник существует лишь для того, чтобы выполнять указания начальства. Это «правило» не меняется и в том случае, когда он попадает в сферу, связанную с выработкой и реализацией политических решений. Здесь еще в большей степени рядовой чиновник обязан ожидать «инициативы сверху». Обычно политические концепции и программы социально-экономического преобразования и реформ, предлагаемые правительством. намного раньше высказывали и предлагали люди, которые борются с данной реформой политического устройства или оценивают его со стороны. Оппозиционные и революционные движения, как правило, опережают политическую мысль политической бюрократии. Оборотной стороной репрессий против них является, как правило, эпигонство политической бюрократии (эпигонство - деятельность эпигона; эпигон - от греч. epígonos - рожденный после - пренебрежительное обозначение поздних или измельчавших какого-либо научных знаний или политических течений).
Политическое время и политическая память правительства обычно зависит-от его тактики на предшествующих этапах политической истории государства. Эта тактика тоже соответствует общим характеристикам государственного управления, личным качествам и познавательно-политическим установкам государственных служащих.
Под политикой руководящие кадры политической бюрократии понимают деятельность, которая протекает только в официальных государственных учреждениях. Никакой другой политики они не знают и знать не хотят. Поэтому политические бюрократы, если воспользоваться образом А.Платонова, всегда заинтересованы в укреплении государства и размножении его учреждений.
Словом, политическая бюрократия поддерживает в обществе только то, что соответствует принципам господства государства над обществом и его гражданами, т. е. антилиберальных взглядов и принципов. При этом политическая культура сводится к верноподданичеству и толкуется как главный гарант политической сознательности граждан и политической стабильности в обществе. В этом, прежде всего, главный порок политической бюрократии как идеологии, принципов политики и получения личных экономических, социальных и иных общественных благ.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 6