ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
безопасность личности, общества, нации и государства от противоправных внешних и внутренних (для общества и государства) посягательств на их интересы. Обеспечивается в результате проводимой дипломатической, военно-политической, экономической, общественной, экологической и другой целенаправленной деятельности, при которой эффективно устраняются, ограничиваются или нейтрализуются взаимные внешние, а также внутренние опасности и угрозы.
Политическую безопасность различают: по масштабам и сферам влияния – международную, региональную и национально-государственную; по характеру и содержанию угроз – военную, политическую, экономическую, общественную, экологическую, информационную; по отношению к субъектам угроз – внешнюю и внутреннюю.

Источник: Война и мир в терминах и определениях

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
состояние и условия жизнедеятельности социума, при которых обеспечивается сохранение легитимного государственного строя, стабильность политической системы и гарантируются политические свободы и права граждан, демократическое взаимодействие государства и гражданского общества. Политическое благополучие общества может быть подвержено опасностям двоякого рода. Крайней формой внешней угрозы ему является война, агрессия со стороны др. государств; крайними формами внутренней угрозы выступают социальная напряженность и вырастающие из нее массовые беспорядки, экстремизм и терроризм, конфликты, гражданская война. П. б. означает способность общества и государства предупреждать подобные явления, а в случае их возникновения — противостоять им, защитить свои ценности иидеалы. С точки зрения внутренних условий она предполагает стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка, нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. В международной сфере П. б. заключается в обеспечении суверенитета России, упрочении ее позиций как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего, с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Источник: Геокультурная энциклопедия

Политическая безопасность
это совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, общества и граждан, обусловить политический регресс и даже гибель государства, а также превратить политику из созидательно-конструктивной в разрушительную. В настоящее время Юг России является самым сложным регионом России в связи с возникающими проблемами государственного управления, федеративного устройства, обострением социально-политических, экономических, религиозных и других противоречий, которые угрожают национальной безопасности всей страны. Угрозу политической безопасности Югу России на современном этапе представляют: 1) размывание единого правового пространства страны, в силу принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству. За год специалистами органов власти ЮФО рассмотрено 2500 законопроектов и более 5000 действующих нормативно-правовых актов. Выявлено 875 нормативно-правовых актов, разрушающих единое правовое поле Российской Федерации, из них приведено в соответствие 360, около 200 еще находятся на завершающей стадии работы; 2) враждебная деятельность иностранных государств, как явная, так и скрытая. Происходящие на Юге России процессы в основном обусловлены геополитическими факторами, связанными, прежде всего, со стремлением мировых держав обеспечить господство на историческом плацдарме между Западом и Востоком, установить контроль над природными ресурсами региона, а также прогнозировать ход развития процессов, имеющих выраженные исламистские и сепаратистские тенденции. Не случайно именно этот регион традиционно являлся ареной самых жестоких военных конфликтов между Российской империей, с одной стороны, и Турцией, Ираном - с другой. Действия последних активно поддерживала Западная Европа.
На сегодняшний день о своих интересах в этом регионе заявили (открыто и завуалировано) более 30 государств, включая такие, как США, Германия, Франция, Турция, Иран, КНР, Япония и другие; 3) явное преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элитарных групп, а также борьба за власть между конкурирующими группировками правящей элиты; 4) межнациональные и межрегиональные противоречия, вызванные историко-культурными, конфессиональными причинами, неравномерностью в развитии отдельных регионов и т.п. В последнее десятилетие регион превратился в зону острейших межэтнических конфликтов. Процесс суверенизации республик Северного Кавказа привел к сегментации социально-политического пространства, росту латентной и открытой напряженности, которая вылилась в ряд вооруженных столкновений. События последних лет сказываются на социально-политической обстановке не только Юга России, но и страны в целом; 5) противоречия между модернизацией в технологической, культурной сферах и традиционной социокультурной средой; 6) полнота и достоверность информированности как государственных органов, так и населения о реальной ситуации. Следует упомянуть и о мифологизированном информировании, не поддающемся опытной проверке и действующем на уровне гипотез, символов и т.п. Искаженное информирование нередко порождается не только потребностями стратегии, тактики политической и социальной борьбы отдельных социальных слоев, групп, но и социальной безответственностью средств массовой информации, вызванной отсутствием профессионализма, непониманием социальной действительности, нарушением этических норм информационной деятельности; 7) проблема кадрового обеспечения. Опасения вызывает как качественный уровень элиты, вовлеченной в политические отношения, так и формирование «пятой колонны» в регионе. Игнорирование данного фактора в конечном итоге может привести к распаду или подчинению иностранному государству; 8) этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, способствующие усилению национального сепаратизма, создающие благоприятные условия для возникновения конфликтов на этой почве. К наиболее значимым дестабилизирующим последствиям деятельности общественных объединений относятся следующие: противостояние общественных движений адыго-абхазской и тюркоязычных групп народов (лидерами являются Международная Черкесская Ассоциация и «Алан»); конфликт осетинских и ингушских общественных движений; создание ваххабитских общин; радикализм отдельных («коренных») национальных движений по отношению к общественным объединениям мигрантов; внутренний раскол казачьего движения; деятельность зарубежных политических и религиозных миссионеров. Изменение ситуации на Юге России связано с проходящей административногосударственной реформой-созданием системы федеральных округов и института полномочных представителей Президента РФ. Данная реформа является одним из важных этапов государственного строительства, укрепления федерализма, усиления всей вертикали власти в стране. Суть этого решения не в перестройке административно-территориальных границ, а в повышении эффективности власти, в установлении баланса интересов личности и государства в регионе.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Институциональные аспекты политической безопасности

Грищенко Денис Юрьевич
Безопасность как явление это такое состояние страны, которое позволяет ей сохранять территориальную целостность, самостоятельно решать задачи развития, выступать суверенным субъектом межгосударственных отношений.
Читать PDF
138.40 кб

Политическая стабильность и национальная безопасность

Коровай Е. А.
В статье рассматривается проблема обеспечения национальной безопасности.
Читать PDF
0.00 байт

Энергетическая безопасность как политическая категория

Ваге Давтян
В современном мире при постоянном возрастании рисков и угроз, исходящих изразных сфер человеческой жизнедеятельности, «безопасность» представляетсобой одну из самых актуальных и вместе с тем спорных категорий в научных,политически
Читать PDF
0.00 байт

Политические элиты и проблемы национальной безопасности

Карабущенко Павел Леонидович
Конфликт на российско-украинском фронтире стал главным мировым событием политического сезона 2014 2015 гг.
Читать PDF
167.54 кб

Информационные аспекты теории политической безопасности

Борщенко Виктор Владимирович, Косов Юрий Васильевич
В статье рассмотрены существующие теоретические подходы к экспликации политической безопасности, выделена такая ее составная часть, как информационно-политическая безопасность, и дана авторская трактовка последней.
Читать PDF
109.12 кб

Политические аспекты информационной безопасности личности

Михайлёнок Олег Михайлович
Статья посвящена проблемам информационной безопасности личности в сфере политических отношений.
Читать PDF
0.00 байт

Россия: социально-политические характеристики безопасности

Понеделков Александр Васильевич, Старостин Александр Михайлович
В статье анализируется явление терроризма как политического фактора и процесса. Рассмотрены основные подходы к различным проявлениям терроризма: глобальным, региональным, локальным.
Читать PDF
267.68 кб

Политическая безопасность государства: постановка проблемы

Мизер Александр Артурович
Политическая безопасность рассмотрена как категория современной политической науки. Сформулировано определение политической безопасности современного общества.
Читать PDF
0.00 байт

О стратегии России по обеспечению политической безопасности

Соколова Светлана Николаевна
Обращаясь к анализу такого сложного понятия, как «политическая безопасность», которое требует еще своего научного концептуального определения, попробуем выяснить на примере российского общества некоторые особенности зависимости вн
Читать PDF
0.00 байт

Пути реализации социально-политической безопасности региона

Бейдина Татьяна Евгеньевна
Статья посвящена путям реализации социально-политической безопасности региона.
Читать PDF
383.74 кб

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ1

Симонов К. В., Петросянц Д. В.
Читать PDF
0.00 байт

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОТИВНИКИ РОССИИ

Киреев Евгений Владимирович
Цель статьи рассмотреть проблемы обеспечения безопасности страны и, прежде всего, ее политической составляющей; определить угрозы, стратегических противников России и предложить некоторые подходы для обеспечения её национальной бе
Читать PDF
0.00 байт

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

Цыганков Павел Афанасьевич
Теория международных отношений показывает недостижимость абсолютной безопасности для субъектов европейской и мировой политики.
Читать PDF
421.80 кб

Политический ислам, терроризм и безопасность на Ближнем Востоке

Хасан Джаббари Насир
В рамках теорий международных отношений мирополитической роли религии не уделяется должного внимания.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты политической безопасности Российской Федерации

Араев Сергей Иванович