безопасность личности, общества, нации и государства от противоправных внешних и внутренних (для общества и государства) посягательств на их интересы. Обеспечивается в результате проводимой дипломатической, военно-политической, экономической, общественной, экологической и другой целенаправленной деятельности, при которой эффективно устраняются, ограничиваются или нейтрализуются взаимные внешние, а также внутренние опасности и угрозы.
Политическую безопасность различают: по масштабам и сферам влияния – международную, региональную и национально-государственную; по характеру и содержанию угроз – военную, политическую, экономическую, общественную, экологическую, информационную; по отношению к субъектам угроз – внешнюю и внутреннюю.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Источник: Война и мир в терминах и определениях
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
состояние и условия жизнедеятельности социума, при которых обеспечивается сохранение легитимного государственного строя, стабильность политической системы и гарантируются политические свободы и права граждан, демократическое взаимодействие государства и гражданского общества. Политическое благополучие общества может быть подвержено опасностям двоякого рода. Крайней формой внешней угрозы ему является война, агрессия со стороны др. государств; крайними формами внутренней угрозы выступают социальная напряженность и вырастающие из нее массовые беспорядки, экстремизм и терроризм, конфликты, гражданская война. П. б. означает способность общества и государства предупреждать подобные явления, а в случае их возникновения — противостоять им, защитить свои ценности иидеалы. С точки зрения внутренних условий она предполагает стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка, нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. В международной сфере П. б. заключается в обеспечении суверенитета России, упрочении ее позиций как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего, с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Источник: Геокультурная энциклопедия
Политическая безопасность
это совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, общества и граждан, обусловить политический регресс и даже гибель государства, а также превратить политику из созидательно-конструктивной в разрушительную. В настоящее время Юг России является самым сложным регионом России в связи с возникающими проблемами государственного управления, федеративного устройства, обострением социально-политических, экономических, религиозных и других противоречий, которые угрожают национальной безопасности всей страны. Угрозу политической безопасности Югу России на современном этапе представляют: 1) размывание единого правового пространства страны, в силу принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству. За год специалистами органов власти ЮФО рассмотрено 2500 законопроектов и более 5000 действующих нормативно-правовых актов. Выявлено 875 нормативно-правовых актов, разрушающих единое правовое поле Российской Федерации, из них приведено в соответствие 360, около 200 еще находятся на завершающей стадии работы; 2) враждебная деятельность иностранных государств, как явная, так и скрытая. Происходящие на Юге России процессы в основном обусловлены геополитическими факторами, связанными, прежде всего, со стремлением мировых держав обеспечить господство на историческом плацдарме между Западом и Востоком, установить контроль над природными ресурсами региона, а также прогнозировать ход развития процессов, имеющих выраженные исламистские и сепаратистские тенденции. Не случайно именно этот регион традиционно являлся ареной самых жестоких военных конфликтов между Российской империей, с одной стороны, и Турцией, Ираном - с другой. Действия последних активно поддерживала Западная Европа.
На сегодняшний день о своих интересах в этом регионе заявили (открыто и завуалировано) более 30 государств, включая такие, как США, Германия, Франция, Турция, Иран, КНР, Япония и другие; 3) явное преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элитарных групп, а также борьба за власть между конкурирующими группировками правящей элиты; 4) межнациональные и межрегиональные противоречия, вызванные историко-культурными, конфессиональными причинами, неравномерностью в развитии отдельных регионов и т.п. В последнее десятилетие регион превратился в зону острейших межэтнических конфликтов. Процесс суверенизации республик Северного Кавказа привел к сегментации социально-политического пространства, росту латентной и открытой напряженности, которая вылилась в ряд вооруженных столкновений. События последних лет сказываются на социально-политической обстановке не только Юга России, но и страны в целом; 5) противоречия между модернизацией в технологической, культурной сферах и традиционной социокультурной средой; 6) полнота и достоверность информированности как государственных органов, так и населения о реальной ситуации. Следует упомянуть и о мифологизированном информировании, не поддающемся опытной проверке и действующем на уровне гипотез, символов и т.п. Искаженное информирование нередко порождается не только потребностями стратегии, тактики политической и социальной борьбы отдельных социальных слоев, групп, но и социальной безответственностью средств массовой информации, вызванной отсутствием профессионализма, непониманием социальной действительности, нарушением этических норм информационной деятельности; 7) проблема кадрового обеспечения. Опасения вызывает как качественный уровень элиты, вовлеченной в политические отношения, так и формирование «пятой колонны» в регионе. Игнорирование данного фактора в конечном итоге может привести к распаду или подчинению иностранному государству; 8) этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, способствующие усилению национального сепаратизма, создающие благоприятные условия для возникновения конфликтов на этой почве. К наиболее значимым дестабилизирующим последствиям деятельности общественных объединений относятся следующие: противостояние общественных движений адыго-абхазской и тюркоязычных групп народов (лидерами являются Международная Черкесская Ассоциация и «Алан»); конфликт осетинских и ингушских общественных движений; создание ваххабитских общин; радикализм отдельных («коренных») национальных движений по отношению к общественным объединениям мигрантов; внутренний раскол казачьего движения; деятельность зарубежных политических и религиозных миссионеров. Изменение ситуации на Юге России связано с проходящей административногосударственной реформой-созданием системы федеральных округов и института полномочных представителей Президента РФ. Данная реформа является одним из важных этапов государственного строительства, укрепления федерализма, усиления всей вертикали власти в стране. Суть этого решения не в перестройке административно-территориальных границ, а в повышении эффективности власти, в установлении баланса интересов личности и государства в регионе.
На сегодняшний день о своих интересах в этом регионе заявили (открыто и завуалировано) более 30 государств, включая такие, как США, Германия, Франция, Турция, Иран, КНР, Япония и другие; 3) явное преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элитарных групп, а также борьба за власть между конкурирующими группировками правящей элиты; 4) межнациональные и межрегиональные противоречия, вызванные историко-культурными, конфессиональными причинами, неравномерностью в развитии отдельных регионов и т.п. В последнее десятилетие регион превратился в зону острейших межэтнических конфликтов. Процесс суверенизации республик Северного Кавказа привел к сегментации социально-политического пространства, росту латентной и открытой напряженности, которая вылилась в ряд вооруженных столкновений. События последних лет сказываются на социально-политической обстановке не только Юга России, но и страны в целом; 5) противоречия между модернизацией в технологической, культурной сферах и традиционной социокультурной средой; 6) полнота и достоверность информированности как государственных органов, так и населения о реальной ситуации. Следует упомянуть и о мифологизированном информировании, не поддающемся опытной проверке и действующем на уровне гипотез, символов и т.п. Искаженное информирование нередко порождается не только потребностями стратегии, тактики политической и социальной борьбы отдельных социальных слоев, групп, но и социальной безответственностью средств массовой информации, вызванной отсутствием профессионализма, непониманием социальной действительности, нарушением этических норм информационной деятельности; 7) проблема кадрового обеспечения. Опасения вызывает как качественный уровень элиты, вовлеченной в политические отношения, так и формирование «пятой колонны» в регионе. Игнорирование данного фактора в конечном итоге может привести к распаду или подчинению иностранному государству; 8) этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, способствующие усилению национального сепаратизма, создающие благоприятные условия для возникновения конфликтов на этой почве. К наиболее значимым дестабилизирующим последствиям деятельности общественных объединений относятся следующие: противостояние общественных движений адыго-абхазской и тюркоязычных групп народов (лидерами являются Международная Черкесская Ассоциация и «Алан»); конфликт осетинских и ингушских общественных движений; создание ваххабитских общин; радикализм отдельных («коренных») национальных движений по отношению к общественным объединениям мигрантов; внутренний раскол казачьего движения; деятельность зарубежных политических и религиозных миссионеров. Изменение ситуации на Юге России связано с проходящей административногосударственной реформой-созданием системы федеральных округов и института полномочных представителей Президента РФ. Данная реформа является одним из важных этапов государственного строительства, укрепления федерализма, усиления всей вертикали власти в стране. Суть этого решения не в перестройке административно-территориальных границ, а в повышении эффективности власти, в установлении баланса интересов личности и государства в регионе.
Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.