ПОЧВЕННИЧЕСТВО
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
(от «народная почва») – литературное течение и направление общественной и философской мысли в России 1860‑х гг. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом на народной или национальной «почве» с религиозно‑этическими корнями. Представителями П. (почвенниками) являлись Аполлон Григорьев, братья Фёдор и Михаил Достоевские и др.
Источник: Советский политический язык 1984 г.
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., участники которого (А.Григорьев, братья М. и Ф.Достоевские, Н.Страхов) были объединены сложной совокупностью общих исходных принципов, взглядов на социальное устройство общества, политику, искусство. Базовые принципы П. были сформулированы на страницах журналов "Время" (1861 -1863) и "Эпоха" (1864-1865).
Основополагающей для почвенников была идея "национальной почвы" как основы и формы социального и духовного развития России. "Русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент". Идеологи П. склонялись к мысли, что русскими национальными особенностями являются душевная широта, национальная и религиозная терпимость, способность понять и оценить достоинства других народов, доброта, глубина нравственного чувства. Для Ф.М.Достоевского это становилось признаком всемирного призвания России, способной объять любовью все человечество, претворить в жизнь известную мечту народов о единении в мире и взаимопонимании. Через все произведения Достоевского проходит идея всеохватывающего синтеза западного и русского духа, идея о том, что "у нас, русских, две родины - Европа и наша Русь". Это не исключало того, что Европа для Достоевского была, говоря словами Ивана Карамазова, лишь "дорогим кладбищем". Слова Достоевского о "народе-богоносце", "всечеловечности" православия свидетельствуют о попытке синтеза славянофильства и западничества: "новая Русь" берет от Запада все наиболее ценное, и если там "идея общечеловечности все более стирается", то в русском народе "выступает способность высоко-синтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности".
Основополагающей для почвенников была идея "национальной почвы" как основы и формы социального и духовного развития России. "Русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент". Идеологи П. склонялись к мысли, что русскими национальными особенностями являются душевная широта, национальная и религиозная терпимость, способность понять и оценить достоинства других народов, доброта, глубина нравственного чувства. Для Ф.М.Достоевского это становилось признаком всемирного призвания России, способной объять любовью все человечество, претворить в жизнь известную мечту народов о единении в мире и взаимопонимании. Через все произведения Достоевского проходит идея всеохватывающего синтеза западного и русского духа, идея о том, что "у нас, русских, две родины - Европа и наша Русь". Это не исключало того, что Европа для Достоевского была, говоря словами Ивана Карамазова, лишь "дорогим кладбищем". Слова Достоевского о "народе-богоносце", "всечеловечности" православия свидетельствуют о попытке синтеза славянофильства и западничества: "новая Русь" берет от Запада все наиболее ценное, и если там "идея общечеловечности все более стирается", то в русском народе "выступает способность высоко-синтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности".
Источник: Политология: Словарь-справочник