успешный итог войны, военной операции, военной кампании или сражения для одной из противоборствующих сторон. Характеризуется разгромом или капитуляцией противника, полным подавлением его способности к сопротивлению.
Победа в крупномасштабной войне приобретает всемирно-историческое значение, а память о ней становится одним из ключевых элементов национального самосознания победившей нации.
ПОБЕДА
ПОБЕДА
Источник: Война и мир в терминах и определениях
Победа
2005 год прошел под знаком празднования 60-летия победы в войне над фашизмом. Этот эпизод в истории России в отличие от многих других страниц нашего прошлого сохраняет важность для всех слоев нашего общества. Усилия пропагандистской машины, призванные восстановить разорванную связь между элементами великой советской эпохи и новой России, также принесли свои плоды. Вырос интерес к тематике Великой отечественной войны, проблемам патриотизма и преемственности поколений. На качественно иной основе и без воспроизводства мифов времен СССР стали переосмысливаться некоторые моменты, связанные с войной 1941–1945 гг. Так, в 2004 г. многие опрошенных выступали, например, за установку монумента, который увековечил бы память обо всех погибших — и русских, и немцев.
Празднование 60-летия Победы вызвало у большинства опрошенных чувство гордости и патриотизма, сопричастности событиям тех лет (86%). Незначительная доля россиян испытала досаду из-за слишком навязчивых официальных торжеств (6%), а еще 6% признались, что все это было им безразлично. Рассуждения СМИ о том, что москвичи ненавидят любые большие церемонии, нарушающие их спокойствие, оказались досужими домыслами, как и намеки на то, что для молодежи Великая Победа — это хорошо забытое прошлое. Напротив, съезд в столицу глав государств и правительств многих стран мира дал россиянам возможность ощутить гордость за свою родину, понять, что ее вновь уважают, хотя бы и за былые заслуги. Именно поэтому, вероятно, столь болезненно был воспринят российским общественным мнением отказ лидеров балтийских государств присутствовать на торжественных мероприятиях в мае 2005 г.
Приведем результаты межстранового исследования, которое проводилось в Австрии, Венгрии, Германии, Польше, Чехии, Словении, России и Украине силами ВЦИОМ, сети ИМАС Интернешнл (Австрия), Донецкого информационно-аналитического центра (ДИАЦ) и словенской компании РМ-Плюс. Дополнительные данные получены в ходе онлайн-опросов компании Харрис Интерактив в Великобритании, Испании, Италии, США и Франции.
На восприятии войны сильно сказывается семейный опыт.
Например, 50% россиян черпают данные о том времени исключительно из рассказов близких и семейных архивов. Велика в России и доля тех, чьи семьи пострадали от войны (91%). Опросы в разных странах показали, что больше всего семей, вынужденных покинуть места постоянного проживания из-за военных действий 1939–1945 гг., в Украине (26%), России (19%) и Германии (14%). В меньшей степени об этом опыте вспоминают в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
Похожая ситуация наблюдается и с воспоминаниями о погибших. В России и Украине около 60% семей отмечают, что потеряли близких во время войны. В Германии и Австрии — почти 40%. В странах ЦВЕ (даже Польша здесь не исключение) о жертвах войны говорят реже. Особенно это заметно среди молодежных групп во всех европейских странах, включая, хотя и в меньшей степени, Россию.
Как часто в семьях говорят о той войне? Главным образом, Вторая мировая активно обсуждается в России и Украине (27% и 31% соответственно). В Германии и Чехии почти не беседуют на эти темы более 60% опрошенных. В большей степени склонны к разговорам о прошлом люди старшего поколения, а основная часть населения скорее демонстрирует спад интереса к военной проблематике, затрагивая ее лишь время от времени. Это не значит, что население европейских стран плохо информировано о событиях тех лет. Хорошо осведомлены о них жители стран-победительниц (Россия, Украина, Франция — по 72%), в меньшей степени — Чехии, Австрии, Венгрии, США и Испании (42–48%). В этом ряду оказались страны Восточной Европы, которые лишь недавно активно обсуждали проблему «судетских немцев», а потому должны были бы в целом хорошо представлять события прошлого века. Впрочем, подобный результат Германии или Венгрии вполне объясним — население не стремится возвращаться в памяти к трагическим страницам истории, годам поражений, оно больше устремлено в будущее.
Не наблюдается серьезных разногласий внутри семей и в трактовке Второй мировой войны. Наиболее консолидированное мнение демонстрируют россияне и украинцы. Разрыв носит скорее не географический, а возрастной характер. Лишь свидетели тех лет — люди старше 70 — чаще жалуются на непонимание молодого поколения и разницу в оценках.
Любопытно в этом плане расхождение взглядов внутри России.
Так, мнения респондентов о значении праздника Победы для современной молодежи разделились почти поровну. 49% полагают, что нынешнее поколение испытывает гордость за страну и за тех, кто отдал силы для ликвидации гитлеровского режима. 42% опрошенных, напротив, склонны считать, что для молодых людей это уже давняя история, поскольку они живут совсем другими ценностями и интересами. Сама молодежь отнюдь не разделяет этой позиции. 60-63% респондентов в возрасте 18-34 лет не обвиняют своих сверстников в безразличии — это характерно лишь для трети молодых людей.
Между европейцами существуют глубокие разногласия по поводу того, как следует поступать с памятью о преступлениях во Второй мировой войне. Русские (83%) и поляки (62%) настаивают на необходимости хранить их в памяти, сильны эти тенденции и у словенцев. В Германии и Австрии приблизительно половина населения предпочла бы в принципе закрыть эту главу и больше не говорить об этом. Больше всего за закрытие вопросов Второй мировой войны голосует Венгрия.
Однако существует согласие в том, что в вопросе об уничтожении евреев нельзя говорить о наследственной вине, которую должны разделять послевоенные поколения немцев и австрийцев.
Не в последнюю очередь это касается и поляков (37%), в которых ужас Второй мировой войны сидит все еще очень глубоко. Итак, россияне в отличие от многих других европейских народов гораздо острее переживают события 60-летней давности. При этом речь не идет о том, чтобы драматизировать события прошлого или искать виновников в трагедии тех лет — идеи примирения овладели умами наших сограждан. Празднование Победы в Великой отечественной войне позволило им вновь пережить сопричастность истории великой страны, испытать чувство гордости и во многом возродить связь поколений — молодежь оказалась восприимчивой к идеям патриотизма ничуть не меньше людей старшего возраста.
Д. В. Поликанов
Празднование 60-летия Победы вызвало у большинства опрошенных чувство гордости и патриотизма, сопричастности событиям тех лет (86%). Незначительная доля россиян испытала досаду из-за слишком навязчивых официальных торжеств (6%), а еще 6% признались, что все это было им безразлично. Рассуждения СМИ о том, что москвичи ненавидят любые большие церемонии, нарушающие их спокойствие, оказались досужими домыслами, как и намеки на то, что для молодежи Великая Победа — это хорошо забытое прошлое. Напротив, съезд в столицу глав государств и правительств многих стран мира дал россиянам возможность ощутить гордость за свою родину, понять, что ее вновь уважают, хотя бы и за былые заслуги. Именно поэтому, вероятно, столь болезненно был воспринят российским общественным мнением отказ лидеров балтийских государств присутствовать на торжественных мероприятиях в мае 2005 г.
Приведем результаты межстранового исследования, которое проводилось в Австрии, Венгрии, Германии, Польше, Чехии, Словении, России и Украине силами ВЦИОМ, сети ИМАС Интернешнл (Австрия), Донецкого информационно-аналитического центра (ДИАЦ) и словенской компании РМ-Плюс. Дополнительные данные получены в ходе онлайн-опросов компании Харрис Интерактив в Великобритании, Испании, Италии, США и Франции.
На восприятии войны сильно сказывается семейный опыт.
Например, 50% россиян черпают данные о том времени исключительно из рассказов близких и семейных архивов. Велика в России и доля тех, чьи семьи пострадали от войны (91%). Опросы в разных странах показали, что больше всего семей, вынужденных покинуть места постоянного проживания из-за военных действий 1939–1945 гг., в Украине (26%), России (19%) и Германии (14%). В меньшей степени об этом опыте вспоминают в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
Похожая ситуация наблюдается и с воспоминаниями о погибших. В России и Украине около 60% семей отмечают, что потеряли близких во время войны. В Германии и Австрии — почти 40%. В странах ЦВЕ (даже Польша здесь не исключение) о жертвах войны говорят реже. Особенно это заметно среди молодежных групп во всех европейских странах, включая, хотя и в меньшей степени, Россию.
Как часто в семьях говорят о той войне? Главным образом, Вторая мировая активно обсуждается в России и Украине (27% и 31% соответственно). В Германии и Чехии почти не беседуют на эти темы более 60% опрошенных. В большей степени склонны к разговорам о прошлом люди старшего поколения, а основная часть населения скорее демонстрирует спад интереса к военной проблематике, затрагивая ее лишь время от времени. Это не значит, что население европейских стран плохо информировано о событиях тех лет. Хорошо осведомлены о них жители стран-победительниц (Россия, Украина, Франция — по 72%), в меньшей степени — Чехии, Австрии, Венгрии, США и Испании (42–48%). В этом ряду оказались страны Восточной Европы, которые лишь недавно активно обсуждали проблему «судетских немцев», а потому должны были бы в целом хорошо представлять события прошлого века. Впрочем, подобный результат Германии или Венгрии вполне объясним — население не стремится возвращаться в памяти к трагическим страницам истории, годам поражений, оно больше устремлено в будущее.
Не наблюдается серьезных разногласий внутри семей и в трактовке Второй мировой войны. Наиболее консолидированное мнение демонстрируют россияне и украинцы. Разрыв носит скорее не географический, а возрастной характер. Лишь свидетели тех лет — люди старше 70 — чаще жалуются на непонимание молодого поколения и разницу в оценках.
Любопытно в этом плане расхождение взглядов внутри России.
Так, мнения респондентов о значении праздника Победы для современной молодежи разделились почти поровну. 49% полагают, что нынешнее поколение испытывает гордость за страну и за тех, кто отдал силы для ликвидации гитлеровского режима. 42% опрошенных, напротив, склонны считать, что для молодых людей это уже давняя история, поскольку они живут совсем другими ценностями и интересами. Сама молодежь отнюдь не разделяет этой позиции. 60-63% респондентов в возрасте 18-34 лет не обвиняют своих сверстников в безразличии — это характерно лишь для трети молодых людей.
Между европейцами существуют глубокие разногласия по поводу того, как следует поступать с памятью о преступлениях во Второй мировой войне. Русские (83%) и поляки (62%) настаивают на необходимости хранить их в памяти, сильны эти тенденции и у словенцев. В Германии и Австрии приблизительно половина населения предпочла бы в принципе закрыть эту главу и больше не говорить об этом. Больше всего за закрытие вопросов Второй мировой войны голосует Венгрия.
Однако существует согласие в том, что в вопросе об уничтожении евреев нельзя говорить о наследственной вине, которую должны разделять послевоенные поколения немцев и австрийцев.
Не в последнюю очередь это касается и поляков (37%), в которых ужас Второй мировой войны сидит все еще очень глубоко. Итак, россияне в отличие от многих других европейских народов гораздо острее переживают события 60-летней давности. При этом речь не идет о том, чтобы драматизировать события прошлого или искать виновников в трагедии тех лет — идеи примирения овладели умами наших сограждан. Празднование Победы в Великой отечественной войне позволило им вновь пережить сопричастность истории великой страны, испытать чувство гордости и во многом возродить связь поколений — молодежь оказалась восприимчивой к идеям патриотизма ничуть не меньше людей старшего возраста.
Д. В. Поликанов
Источник: Словарь политических терминов.