Планирование

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Планирование
(Planning, Мерчемд\\) - процесс разработки планов, в котором определяются меры, сроки, исполнители, просчитываются необходимые ресурсы и ожидаемые результаты.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Планирование
система организации экономики, ставящая своей задачей рациональное распределение ресурсов в соответствии с четко определенными целями; может быть директивным и индикативным.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Планирование
(Planning, Мерчемд\\) – процесс составления плана, т.е. установление задач, решение которых необходимо для достижения целей организации, определения исполнителей, а также средств для их достижения, сроков и последовательность реализации намеченных мер.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

ПЛАНИРОВАНИЕ
(planning) Применительно к политике так называется любая попытка центрального руководства достичь определенной цели (например, экономического процветания или особой модели землепользования). Самый важный вопрос: можно ли провести различие между планированием и другими формами формирования политики? Глубокая убежденность в существовании четкого различия (между ними) большей частью ассоциируется с убеждением и в том, что планирование как средство формирования политики превосходит все другие способы. Середина двадцатого столетия была отмечена широко распространенным увлечением различными видами планирования, включая экономическое и городское. Успехи советских пятилеток и эффективность всестороннего планирования производства и распределения ресурсов, проводившегося в Англии в годы войны, казалось, обеспечили будущее для составителей планов. Премьер-министр Великобритании, лидер Консервативной партии Гарольд Макмиллан заметил: "Планирование стало довольно волнующим словом; лично мне оно всегда импонировало". Однако в начале 1970-х гг. очень многие пришли к заключению, что наиболее известные виды планирования, а именно экономическое и городское, не решили стоявших перед ними задач. Это заключение обрело новое теоретическое обоснование, когда возродились аргументы в пользу политики "laissez-faire" и получили развитие теории социального выбора (social choice), из которых следует, что практики-составители планов не могут обладать той объективностью или дальновидностью, которые необходимы для эффективного планирования. Особенно горячие дебаты и попытку дать новое определение планированию вызвал очерк, опубликованный в журнале "Полис сайенсис" ("Policy Sciences") в 1973 г. Аарона Вильдавского "Полиси сайенсис". Новый подход к определению понятия "планирование" и обоснование планирования, естественно, близки друг другу, поскольку предварительная отработка условий предстоящего действия заставляет думать о планировании как о высшей форме принятия решений, т.к. оно носит рациональный характер; исчерпывающе рассматривает учитываемые факторы; согласует множество разных действий; принимает в расчет перспективу на длительный период времени. (С другой стороны, все эти свойства наводят на мысль, что планирование явно несовместимо ни с личной свободой, ни с демократией.) Составление плана это примерно то же самое, что делает архитектор, выполняя сначала чертеж здания, а затем воплощая этот чертеж в жизнь. При благоприятных условиях архитектор будет иметь возможность располагать и распоряжаться нужными рабочими, материалами и всем необходимым для строительства. При планировании экономики или города никогда не добиться приближения к такому уровню контроля, но там должен по меньшей мере предусматриваться какой-то механизм контроля, чтобы действовать по плану, а не наобум. Так, занимавшиеся экономическим планированием кейнсианцы стремились создавать механизм контроля над денежными ресурсами, как это делали монетаристы, но с более ограниченным диапазоном задач. Первое поколение специалистов по городскому планированию верило в детерминизм окружающей среды, в решающее влияние дизайна на социальное поведение и считало, что, используя этот механизм, они смогут планировать общество. Условия военного времени, особенно в Англии, поддерживали всеобщую веру в планирование, т.к. оно позволяло достичь максимально возможного уровня контроля над обществом со стороны правительства, включая эффективные системы нормирования (продовольствия) и распределения рабочей силы. При отсутствии эффективных механизмов контроля возможна некая деятельность, которая будет называться "планированием", но играть она будет совершенно другую политическую роль. Составители плана могут превратиться в арбитров, как это случилось, когда проектировщики национального парка в Англии решили, что их задача – примирить противоположные требования фермеров, туристов, местных жителей и борцов за охрану природы. Планирование может стать ареной конкурентной борьбы за влияние на политику или одним из элементов в борьбе за влияние в более широких масштабах. Если те, кто составляет планы, не могут играть роль, которую сэр Патрик Эберкромби назвал "ролью сюзерена" в политике, они, строго говоря, вообще никаким планированием не занимаются, хотя мы, как правило, продолжаем называть их составителями и реализаторами планов и обвинять их в том, за что они не могут нести ответственности. Отличается ли планирование от других видов политической деятельности, сказать трудно. Даже те, кто уверен в существовании четкого различия, должны были бы признать, что лишь очень немногое из того, что происходит в мире, действительно является результатом планирования.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ПЛАНИРОВАНИЕ
(план) — система директивного управления и руководства советской экономикой. П. включает разработку общих показателей развития производства и отдельных предприятий и жесткий контроль за выполнением этих показателей. П., объявленное важнейшим научно-социальным открытием XX века, возникло в России в 1921 г. Первой попыткой такого рода был план электрификации страны — ГОЭЛРО. С 1928 г. стали практиковаться государственные пятилетние планы, превратившие экономику страны в единую тоталитарную хозяйственную систему. Составлению планов придается национальное значение, на их разработку тратятся колоссальные средства, усилия и время. Предварительно Политбюро ЦК КПСС и Совет Министров устанавливают главные направления и задачи хозяйства в данный период развития и — на их основе — основные показатели по производству, труду, финансам, капитальному строительству, внедрению новой техники, материальнотехническому снабжению. Руководствуясь этими указаниями и проектами планов республик и министерств, Государственный плановый комитет (Госплан СССР) составляет общий проект плана развития всего народного хозяйства страны, который затем представляется в высшие партийные инстанции. После утверждения в ЦК КПСС и Совете Министров СССР народнохозяйственный план поступает в Верховный Совет СССР, который штампует его, принимая Закон о государственном плане. С этого момента план становится обязательным для всех министерств и ведомств Советского Союза. В частности, на его основе уточняются технико-производственный и финансовый планы каждого предприятия.
Государственный план конкретизируется через систему различных показателей: количественных (объем производства), качественных (рост производительности труда, рентабельность), натуральных (виды продукции, услуги и пр.), стоимостных (товарная продукция, валовой доход, себестоимость и др.). Одна из важнейших задач государственного плана — баланс между производством товаров и их потреблением, т. е. между совокупным трудом и совокупной зарплатой, выраженной в потребительских товарах. Иначе говоря, государственный план направлен на то, чтобы сбалансировать производство и потребление. В связи с этим вырабатываются планы «по валу», использующие такие показатели, как рубли, тонны, километры, кубические метры, литры и т. п. Существуют и планы по «ассортименту» — наименованиям товаров. Однако выполнение производственных заданий оценивается преимущественно по валу.
От выполнения плана зависит многое: оборотные средства завода или фабрики, отчисления на культурные и бытовые нужды работников, премии, наконец, репутация. Поэтому руководитель и работники любого советского предприятия озабочены не качеством выпускаемой продукции и не ее реализацией. Вся их энергия направлена на достижение количественных показателей: план необходимо выполнить ( а еще лучше — слегка перевыполнить) любой ценой. Это достигается, как правило, за счет производства «выгодной» продукции - дорогих и нерентабельных изделий. Помимо пятилетнего, в СССР существуют и другие виды государственных планов: текущие, годовые, перспективные, долгосрочные (на 15 и более лет).
Руководители различных сфер хозяйства обязаны составлять свои — ежегодные, ежеквартальные, ежемесячные — планы, утверждаемые партийной организацией, обычно завышенные и нереальные. Но опытный советский руководитель выходит из положения, умело манипулируя отчетными данными. Иначе предприятие попадает в число невыполняющих план, а это связано с многими неприятностями, включая лишение премий. Стремление спланировать все и вся — в Советском Союзе планируется не только экономика, но решительно вся жизнь страны (научные проекты, культурная жизнь, воспитательные работы и т. д.) — приводят к тому, что разработка планов затягивается на месяцы, а иногда и годы. За это время даже разумные задания стареют и теряют смысл. Однако менять и корректировать план запрещается, т. к. любое изменение, не предусмотренное заранее и не попавшее в Закон о пятилетием плане, подрывает основы централизованного и директивного управления страной. В результате П. превращается в абстрактную игру, оторванную от действительных потребностей государства.
Слово «план» обычно употребляется с определениями, которые призваны подчеркнуть его важность и достоверность: «единый» , «созидательный» , «перспективный» , «творческий», «величественный», «генеральный» и т. п.
ПРИМЕРЫ: «Планирование народного хозяйства возможно только при социалистическом способе производства, при общественной собственности на основные средства производства». (Краткий экономический словарь. М., Политиздат, с. 237.) Практическое осуществление мер по улучшению планирования будет означать важные изменения во всей системе управления народным хозяйством». («Коммунист», 1980, № 17, с. 28.) «Государственный план 1984 года должен явиться важным этапом выполнения решений XXVI съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС». («Правда», 17 декабря 1983, с. 1.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
1.00 мб

Политическое планирование в условиях «Водного голода»

Расторгуев Валерий Николаевич
В статье анализируются причины неэффективности долгосрочного стратегического планирования и существующих моделей обеспечения коллективной безопасности перед лицом новых угроз, среди которых выделяется угроза «водного голода».
Читать PDF
260.00 кб

Стратегическое планирование регионального развития как механизм территориального управления

Кондраль Дмитрий Петрович
В статье рассмотрен вопрос стратегического планирования процессов регионального развития.
Читать PDF
1.44 мб

Планирование деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»

Шмелёва Е. В., Олешко Т. С.
Читать PDF
429.67 кб

Планирование реконструктивных операций при опухолях головы и шеи

Матякин Е. Г., Уваров А. А., Федотенко С. П., Нагибин А. А., Азизян Р. И., Кропотов М. А.
Читать PDF
2.95 мб

Рациональное планирование тренировочного процесса при заболеваниях лёгких

Хомяков Геннадий Константинович
Читать PDF
605.51 кб

Стратегичекое планирование демографиеской политики в России

Е. В. Плотникова, Н. А. Абрамян, А. А. Карнаух
В статье раскрываются сущность и значение демографической политики. Выделены основные демографические проблемы в России.
Читать PDF
573.30 кб

Брендинг объектов культурного наследия и стратегическое планирование на примере памятников культуры

Славкина Татьяна
Статья посвящена проблемам создания бренда усадебного комплекса.
Читать PDF
154.38 кб

Влияние футурологических концепций на градостроительное планирование XX-XXI вв

Закирова Юлия Александровна, Хакимова Тансылу Сахабутдиновна
Постановка задачи. Цель исследования рассмотреть эволюцию футурологических концепций и выявить их влияние на современную градостроительную практику.
Читать PDF
43.61 кб

Организация и планирование производства телевизионных информационных программ

Парсаданова Т.Н.
Экономические и плановорасчетные решения по созданию новых видов телепродукции, должны быть направлены на будущее.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЯДЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    комплекс мероприятий по оценке задач, возможностей и условий применения ядерного оружия, выбору объектов поражения и вариантов нанесения ядерных ударов, расчету ожидаемой эффективности, разрабо
  • ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    комплекс мероприятий по производству расчетов и разработки оперативных документов для подготовки и ведения операций всех видов, рационального распределения сил и средств, имеющихся в распоряже
  • Перспективное планирование

    составление плана развития народного хозяйства социалистических стран, рассчитанного на более или менее длительный период времени. Таким, например, является семилетний план развития народного х
  • ВВСТ, ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

    процесс формирования всесторонне обоснованных планов создания и совершенствования военной техники и вооружений. Может быть перспективным и текущим. Например, перспективное планирование в СССР
  • СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    (Strategic planning, Келечект== мерчемд\) - процесс выбора целей для организации и принятия решения о том, что следует делать для их достижения. Обеспечивает основу для всех управленческих решений.
  • Планирование семьи

    условное понятие, применяемое для обозначения демографической политики и программ, направленных на радикальное снижение рождаемости; часто – разновидность геноцида, обычно осуществляется окку
  • Текущее планирование

    составление и обеспечение выполнения планов развития народного хозяйства, отрасли, экономического района, предприятия, рассчитанных на небольшой период времени (год, квартал, месяц, декада и т. п.)
  • Планирование человеческих ресурсов

    (Human resources planning, Адамзат ресурсдарын пландоо) - процесс, через которое органы государственного управления и другие организации стараются обеспечить соответствующее количество и качество государс
  • ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

    Politische Planung. Political planning Общ.: Прогнозирование политических ориентиров с учетом методического согласования целей, задач, средств и систематизации направлений действий для оптимального достижения ж
  • Стратегический анализ и планирование

    основа стратегического упр-ния регионом. С.а.и.п. решает такие задачи, как определение специфики сложившейся в регионе ситуации, возможностей и целей ее изменения; направлений и приоритетов управл
  • ПЛАНИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР

    основной метод осуществления хозяйственно-организаторской функции Советского государства и экономической политики Коммунистической пир та и Советского Союза. Планирование охватывает разработ
  • ВВСТ, МЕТОД ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

    принятый с конца 60-х годов ХХ века «механизм» государственного управления развитием вооружения в органическом единстве с развитием теории и практики военного строительства в целом, а также с нау
  • Группа ядерного планирования НАТО

    (The NuclearPlanning Group, NPG) – группа, созданная по инициативе США в 1967 г. в составе семи стран: четырех постоянных членов (США, Великобритания, ФРГ и Италия) и трех непостоянных (сменявшихся каждые 18 месяцев
  • ГРУППА ЯДЕРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

    рабочий орган Комитета по вопросам ядерной обороны НАТО. Создана в 1967 семью странами: 4 постоянных члена (США, Великобритания, ФРГ, Италия) и 3 непостоянных (меняются каждые 18 месяцев). С 1979 в Г. я. п. в
  • Политика регионального планирования

    Raumordungspolitik. Regional planning policy Решение межведомственной правительственной задачи (в Германии в рамках совместно выполняемых федеральных и земельных законов) обеспечить адаптированные друг с другом ре