ПЕРЕЖИТКИ ПРОШЛОГО

Найдено 1 определение
ПЕРЕЖИТКИ ПРОШЛОГО
взгляды, нравы, традиции, распространенные в советском обществе, но противоречащие (в пропагандистском представлении) его социальному укладу и нравственным нормам коммунизма. П. п., унаследованными от прежних социальных структур (феодальной или капиталистической — в зависимости от нужд пропаганды) объявляется широкий спектр человеческих поступков, мотивов, ориентаций: антисоциальных (жестокость, насилие, цинизм, хулиганство и т. д.) или антисоветских (безыдейность, аполитичность, карьеризм и пр.). При этом к категории П. п. относятся не явления, изжившие или исчерпавшие себя социально, а противоречащие идеологии режима.
Такое понимание П. п. вытекает из парадоксальности советского теоретического сознания. В его построениях демократический, индустриально развитый и социально высокоорганизованный Запад рассматривается как «прошлое», «отжившее», и его передовые идеи и принципы становятся «пережитками», а неповоротливая, полуфеодальная советская общественная система и ее идеология, базирующаяся на архаичной, созданной более ста лет назад философии, объявляются «будущим», вершиной прогресса. Такое перевернутое мироощущение позволило советскому поэту сказать об Америке — родине научно-технической революции XX века: «стремился я на семь тысяч верст вперед, а уехал на семь лет назад». Это же мировоззрение дает возможность оценить давно изжившее себя марксистско-ленинское наследие как доктрину, способную «определить направление социально-экономического и политического развития на долгие годы вперед...» (Материалы XXV съезда КПСС, с. 72).
Манипуляции с понятием П. п. нужны пропаганде для объяснения распространенных в советском обществе феноменов поведения, не укладывающихся в типовые идеологические построения и противоречащие идеальным моделям: коррупции, ханжества, лицемерия, беспринципности, аморальности и т. п. П. п. связываются обычно с существованием «капиталистического окружения» и влиянием, которое оно оказывает на сознание и поведение «отдельных» (следует читать: недостаточно советизированных) людей. Многие годы семантическим эквивалентом П. п. служило выражение «родимые пятна капитализма», объясняющее пороки советского общества его происхождением — тем, что оно вышло из «мира капитала».
В действительности П. п. имеет мало отношения к прошлому. Они порождены либо человеческой природой (например, стремление к материальному достатку), либо советской системой: пренебрежением к человеку, попранием норм демократии и гуманизма, неравенством, отсутствием элементарных свобод. В последние годы коммунистическая пропаганда стала реже ссылаться на «родимые пятна», от которых советское «прошлое» отделено уже несколькими поколениями, и даже на «окружение» , поскольку советские люди ограждены от него жесткой цензурой и наглухо закрытыми государственными границами.
Пришедшее им на смену объяснение П. п. отставанием индивидуального сознания от стремительно мчащегося вперед общественного бытия тоже все меньше удовлетворяет и тех, кто манипулирует в Советском Союзе пропагандой (партийный аппарат), и тех, кому это объяснение предназначено (народные массы). Первых оно не устраивает, поскольку не дает рецептов искоренения П. п., вторых — потому что не убеждает. И коммунистическая пропаганда вынуждена обращаться к путанным и дуалистическим аргументам, в которых нет ни всей правды, ни полной неправды. П. п. связываются с противоречивыми тенденциями в развитии советского общества (что несомненно справедливо), но они будто бы не имеют ничего общего с его природой и сущностью (что, разумеется, неверно). Социальные причины П. п. усматриваются сейчас в экономических трудностях («временных») , в недостатках идейно-политической работы (которые призывают устранять), в нарушениях (непременно «отдельных») социалистической законности, отступлениях от партийной линии (виновные сурово наказываются).
Столь же непоследовательны и предлагаемые средства преодоления П. п.: тут обязательно фигурируют лозунги, призывающие к борьбе с буржуазными пережитками в сознании советских людей, борьбе с отсталым мировоззрением, к росту сознательности и убежденности, к усилению контроля над воспитанием личности и самоконтроля личности над собой (обязательно под руководством КПСС). Наконец, там же содержится и робкое требование устранять «объективные» (заложенные в самой коммунистической системе) условия возникновения П. п.: недостатки коммунистического производства, несовершенство управления и организации труда, недостаток бдительности. Внимание акцентируется на частностях, которые в принципе поддаются улучшению.
Правда, из этого объяснения не ясно, причем тут «прошлое» и о каких «пережитках» идет речь, но пропаганду это не смущает. Для нее главное — доказать, что П. п. никак не вытекают из природы и социальных основ системы. Это тем более важно, что именно система, как любил говорить Ленин, воспроизводит П. п. «ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе».
ПРИМЕРЫ: «Новый облик советского человека, его коммунистическая мораль и мировоззрение утверждаются в постоянной бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого. Известно, что у нас еще нередко дают себя чувствовать такие унаследованные от прошлого, чуждые социализму по своей сути социальные болячки, как недобросовестное отношение к труду, расхлябанность, недисциплинированность, стяжательство, различные нарушения норм социалистического общежития». («Агитатор», 1978, № 17, с. 7.) «Систематически, целеустремленно и непримиримо следует вести борьбу всеми средствами пропаганды и воспитания... за искоренение нередко бытующих еще в нашей жизни враждебных социализму уродливых пережитков прошлого...» («Агитатор», 1979, № 10, с. 4.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.