Пассионарность
ПАССИОНАРНОСТЬ
термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Пассионарность
(термин Л. Н. Гумилева) – уровень энергии, присущий любому отдельно взятому этносу, влияющий на динамику развития этноса, его способности к достижению или потере определенных целей. Определяется наивысшим процентом пассионариев и возможно низшим процентом субпассионариев в социуме.
Пассионарность
от лат. passio - страсть) - одно из основных понятий в теории этногенеза Л.Н. Гумилева, обозначающее особое свойство характера людей, провоцируемое вариациями биохимической энергии живого вещества биосферы, и проявляющееся как непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья своих соплеменников.
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Пассионарность
состояние неудовлетворенности человека или группы лиц существующим положением. Λ.Η. Гумилев считал, что «в природе существует этническое поле, подобное известным электромагнитным, гравитационным и другим полям, но вместе с тем отличающееся от них. Проявляется факт его существования не в личных реакциях отдельных людей, а в коллективной психологии, воздействующей на персоны». Это этническое, или пассионарное, поле характеризуется особым видом энергии — П. В любом этносе есть люди, обладающие повышенной энергией этого типа —пассионарии. По мнению Л. Гумилева, это люди, импульс поведения которых в обществе преобладает над инстинктом самосохранения. П. связана с социальной напряженностью и является одной из причин социальных изменений. П. общества возникает, как результат длительного превышения «планки ожиданий» над фактическим состоянием его членов |напр., при застое, падении уровня жизни, всеобщем обнищании). При П. общества, социальные перемены происходят в форме революции и войн (в том числе информационных войн). Механизмы агитации и пропаганды оказывают сильное влияние на заинтересованных лиц, если они П. из-за неудовлетворенности социальным положением.
ПАССИОНАРНОСТЬ
(от лат. passio — страсть) — термин, введенный в научный оборот отечественным ученым Л.Н. Гумилевым (1912–1992) для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. Пассионарность, по Гумилеву, лежит в основе всех человеческих деяний, оставляющих след в истории. Гумилев определял пассионарность как характерологическую доминанту, «необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)… цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников». Идеальные потребности пассионарии ставят выше витальных (жизненных) и считают их достойными того, чтобы пожертвовать своей или чужой жизнью; следовательно, деятельность пассионариев не подчиняется моральным и нравственным регуляторам. На основе этой идеи Гумилев разработал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене. Этнос в данной теории — природный коллектив людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция, историческая память и этническое окружение. Движущей силой, энергией трансформаций и взаимодействия этносов служат пассионарные «толчки», порождающие повышенную социальную активность, способствующую при определенных исторических, географических и климатических условиях формированию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Деятельность и энергия пассионариев обеспечивает становление, существование и функционирование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем.
К.И. Кийченко
К.И. Кийченко
Источник: Политический словарь нашего времени.