1623–1662) – французский философ, позитивист. Представитель минимального гуманизма. В книге «Мысли» дал такой афоризм, емко формулирующий позицию автора: «Человек не ангел и не зверь. Но кто хочет обратить его в ангела – делает зверя».
Паскаль Блез
Паскаль Блез
Источник: Философия политики: словарь персоналий
ПАСКАЛЬ БЛЕЗ
(Pascal, Blaise) (1623–62) Французский математик, ученый, религиозный философ. Затрагивал политические вопросы в манере, напоминающей Августина (Augustine). Страдание человека является следствием развращения его природы при грехопадении. Человек без Бога оказывается во власти себялюбия, которое ослепляет его, не давая видеть подлинную справедливость, и служит источником общественных и политических беспорядков. Человеческое величие заключается главным образом в способности человека осознать свое ничтожество. Пусть человек – былинка, но он – "мыслящая былинка" (Penses). Но что он может с этим поделать? Оказать ему помощь может только бесконечное существо, только Бог может спасти человека от общественных и политических беспорядков, порождаемых человеческим эгоизмом, и помочь ему осуществить свои устремления. Паскаль косвенно выразил то, что до него было сказано Августином: истинная справедливость на Земле может быть достигнута только с помощью веры в Бога, а Бога можно найти в Иисусе Христе. Паскаль был также одним из создателей теории вероятностей и статистики. Началось это с проблем в азартных играх, но вскоре получило серьезное применение во всех общественных науках, включая политику (о некоторых современных разновидностях подобных теорий см.: анализ затрат и результатов; теория принятия решений). Его самый известный вклад в теорию вероятности – "ставка Паскаля" – называли построенным на теории игр аргументом в защиту веры в Бога (или по меньшей мере попытки верить или делать вид, что веришь). Бог либо существует, либо не существует; если Он существует, Он дает в награду верующим вечную жизнь и обрекает неверующих на вечную кару. Даже если вероятность существования Бога очень мала, страх перед вечным наказанием столь разрушителен, что ожидаемая ценность веры в Бога всегда будет превышать ценность отсутствия веры в Него. При посылках, приведенных Паскалем, этот аргумент вполне убедителен; однако все зависит от Бога, а Бог понимается как тот конкретный вид Бога, который положен в основу второй посылки. Тем не менее "ставка" является частью более широкого аргумента, согласно которому один только логический ход мысли не может привести к знанию первооснов. С точки зрения Паскаля, на это способна лишь религиозная вера.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь