ПАНСЛАВИЗМ
ПАНСЛАВИЗМ
греч. рап — все и slavus — славянин) — идейное и политическое движение, возникшее в XIX в. и направленное на культурное и политическое объединение славянских народов. В научный оборот термин введен в начале 40-х годов XIX в.
Источник: Новейший политологический словарь
Панславизм
(от греч. «pan» – все + «slavus» – славянин) – национально-политическая идеология и соответствующее ей течение в российской общественной мысли второй половины XIX века, ставящее себе целью культурное и политическое объединение всех славянских народов.
ПАНСЛАВИЗМ
течение обществ политической мысли в славянских странах, в котором проявлялось стремление объединить славянские народы на этнической основе для решения социально-политических про возникающих или в одном из славянских государств, или в их группе. П. на рубеже XVIII-XIX вв. первой четвертью в Чехии, Хорватии, Сербии Черногории. В России П. появился конце 30-х гг. XIX в. В рамках получившей распространение в царствование Николая I теории официальной народности был выдвинут тезис о превосходстве славян над другими народами и миссии России быть гегемоном славянского мира. В дальнейшем идеи П. получили развитие в славянофильстве.
Источник: Политология: Словарь-справочник
ПАНСЛАВИЗМ
от греч. pan — приставка в значении «все»), общественно-политическое движение, основанное на идеях родства славянских народов и необходимости их государственного единства с Россией. Возник в конце XVIII в. в среде южных и западных славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией. В России П. сформировался в 30-х гг. XIX в. в рамках получившей в то время теории официальной народности и служил оправданием завоевательных стремлений Русского государства. Идеи П. никогда не находили активной поддержки ни в правящих кругах, ни в широких массах населения России, однако заметно оживлялись во время 1-й и 2-й мировых войн, в период других вооруженных конфликтов.
Источник: Геокультурная энциклопедия
ПАНСЛАВИЗМ
1) общественно-политическое движение в славянских странах, базирующееся на стремлении к объединению славянских народов на этнической общности для решения политических и социально-экономических задач; 2) национально-политическая идеология, включающая идеи культурной общности, консолидации на основе создания федерации или конфедерации славянских народов. Идейно-политическое движение обосновывало славянское единство в международных делах. Русская идея панславизма была изложена в труде Н.Я. Данилевского «Россия и Запад». Оппоненты предостерегали от создания всеславянского государства во главе с Россией, включающей и восточные народы. Славянское единение могло привести к расколу Российской империи. В становлении данного мировоззрения велика была роль Восточного вопроса, включая планы «броска на Юг» (захвата Константинополя) и освобождения храма Святой Софии от «неверных».
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Панславизм
1) термин, введенный в 1840-х гг. австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов;
2) течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к «Западу»). Идеи панславизма развивали Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, А.И. Кошелев. Как политическое течение панславизм захватывал часть бюрократической и военной верхушки (граф Н.П. Игнатьев, кн. В.А. Черкасский, генералы М.Г. Черняев, М.Д. Скобелев, Р.А. Фадеев). В кон. 19 в. идеология панславизма переживала кризис и упадок, некоторое оживление - накануне 1-й мировой войны как реакция на усиление германской экспансии.
2) течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к «Западу»). Идеи панславизма развивали Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, А.И. Кошелев. Как политическое течение панславизм захватывал часть бюрократической и военной верхушки (граф Н.П. Игнатьев, кн. В.А. Черкасский, генералы М.Г. Черняев, М.Д. Скобелев, Р.А. Фадеев). В кон. 19 в. идеология панславизма переживала кризис и упадок, некоторое оживление - накануне 1-й мировой войны как реакция на усиление германской экспансии.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Панславизм
(не путать с панисламизмом) - течение общественно-политической мысли в славянских странах, в том числе и в России, в котором неоднократно проявлялось стремление объединить славянские народы на политической и нравственно-этической основе для решения острых социально-политических проблем, возникающих или в одном из славянских государств, или в группе их. или во всем комплексе славянских стран. В разные исторические периоды панславизм имел различную политическую окраску и неодинаковую социальную направленность, находился в сложных взаимоотношениях с официальными и демократическими кругами, был непоследовательным, нестабильным, противоречивым явлением в общественно-политической жизни славянских государств. То затухая, то вновь усиливаясь, панславизм просуществовал до наших дней, временами достигая в отдельных странах значительной силы, охватывая не только националистически настроенную интеллигенцию, но и широкие народные массы. Панславизм возник в конце XVIII - начале XIX вв. первоначально в Чехии. Хорватии, Сербии и Черногории. Идеи славянской взаимности были выдвинуты деятелями чешского национального движения И.Добровекнм, Н. Шафариком, хорватским политическим деятелем Л.Гаем и связанным с ним движением иллиризма. (Иллиризм - общественно-политическое и культурное движение в 30-40-х гг. в Хорватии и Словении, отчасти в других югославянских землях. Основная идея иллиризма — создание «Великой Иллирии», охватывающей все южнославянские и часть неславянских областей, население которых рассматривалось как один народ, происшедший от коренных жителей Древней Иллирии - иллирийцев). У сербского просветителя В.Карадисича и черногорского просветителя П.Heroína эта идея видоизменилась и приобрела ярко выраженный русофильский характер. В условиях чужеземного ига эти объединительные идеи выражали стремление южных и западных славян к обретению политической независимости и отражали две тенденции борьбы: с опорой на объединенные силы угнетенных славянских народов или путем обращения за поддержкой к единственной независимой славянской державе - великой России. Панславизм в этот период имел прогрессивный, демократический характер, что нашло, в частности, проявление в тесных связях представителей южных и западных славян с декабристами и непосредственно в деятельности общества соединенных славян и Кирилло-Мефодиевского общества.
В самой России панславизм появился в конце 30-х гг. XIX века. В рамках получивший распространение в царствование Николая Первого официальной теории народности был выдвинут тезис о превосходстве славян над другими народами и о предназначении России быть гегемоном славянского мира. В дальнейшем идеи панславизма получили развитие в общественно-политических воззрениях славянофилов. Следует, однако, отметить, что славянофильство было более широким направлением русской общественно-политической мысли, в котором панславизм занимал далеко не главное место, будучи скорее проявлением личных симпатий представителей националистически настроенной русской интеллигенции в борьбе южных и западных славян за политическую и национальную независимость, чем самостоятельной, законченной идеей.
Вопреки названию, славянофилы по свои убеждениям и философски-социальным и политическим воззрениям были преимущественно русофилами. ставя в центр своих теоретических изысканий не славянский мир как таковой, а почти исключительно Россию, видя в ней воплощение особого, восточного, славянского духа, противопоставляемого ими рационализму Запада и кардинально расходясь в этом вопросе с западниками - Александром Ивановичем Герценом (1812-1870). Виссарионом Григорьевичем Белинским (1811-1848). Тимуром Николаевичем Грановским (1813-1855). В собственно славянском вопросе славянофилы выступали за объединение славянских народов под эгидой России к одних случаях: Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) на базе либерально-демократических преобразований, в других: Иван Сергеевич Аксаков (1823-18886) - с целью укрепления самодержавия. Правящие круги России относились к панславянским взглядам терпимо, но доктрина панславизма большей частью не укладывалась в сложные внешнеполитические задачи, решавшиеся царизмом в тот период.
В 50-е годы XIX века идеи панславизма пришли в столкновение с австро-славянскими тенденциями, проявившимися среди части славянских народов под воздействием обострения русско-польских отношений и поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг., когда против России совместно за господство на Ближнем Востоке выступали Турция. Англия. Франция. Сардинское государство (с 1855 года).
С начала 80-х годов панславизм столкнулся с шовинистской доктриной пангерманизма, обосновывавшего необходимость присоединения к Германии австрийских областей и теорию превосходства арийской расы (впоследствии развитой в концепции гитлеровского национал-социализма). В начале первой мировой войны правящие круги России пытались использовать в своих интересах идеи славянской взаимности, возродить панславизм, прикрыть свои самодержавные амбиции в войне призывами к защите братьев славян. Во время войны панславизм, по сути дела, стал официальной идеологией русской либерально-демократической интеллигенции, образовавшей партию конституционных демократов. И в современных условиях, в частности в бывшем Советском Союзе, а затем в Российской Федерации некоторые панславянские идеи время от времени проскальзывают в печатных и электронных СМИ, в массовой литературе, в высказываниях представителей науки и творческой интеллигенции славянских государств, в частности у А.И. Солженицына («Как нам обустроить Россию» и др.). Привлекают внимание исследователей-политологов панславизма и регулярно проводимые в Москве и других городах России славянские конгрессы с участием представителей политической науки панславянских государств.
В самой России панславизм появился в конце 30-х гг. XIX века. В рамках получивший распространение в царствование Николая Первого официальной теории народности был выдвинут тезис о превосходстве славян над другими народами и о предназначении России быть гегемоном славянского мира. В дальнейшем идеи панславизма получили развитие в общественно-политических воззрениях славянофилов. Следует, однако, отметить, что славянофильство было более широким направлением русской общественно-политической мысли, в котором панславизм занимал далеко не главное место, будучи скорее проявлением личных симпатий представителей националистически настроенной русской интеллигенции в борьбе южных и западных славян за политическую и национальную независимость, чем самостоятельной, законченной идеей.
Вопреки названию, славянофилы по свои убеждениям и философски-социальным и политическим воззрениям были преимущественно русофилами. ставя в центр своих теоретических изысканий не славянский мир как таковой, а почти исключительно Россию, видя в ней воплощение особого, восточного, славянского духа, противопоставляемого ими рационализму Запада и кардинально расходясь в этом вопросе с западниками - Александром Ивановичем Герценом (1812-1870). Виссарионом Григорьевичем Белинским (1811-1848). Тимуром Николаевичем Грановским (1813-1855). В собственно славянском вопросе славянофилы выступали за объединение славянских народов под эгидой России к одних случаях: Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) на базе либерально-демократических преобразований, в других: Иван Сергеевич Аксаков (1823-18886) - с целью укрепления самодержавия. Правящие круги России относились к панславянским взглядам терпимо, но доктрина панславизма большей частью не укладывалась в сложные внешнеполитические задачи, решавшиеся царизмом в тот период.
В 50-е годы XIX века идеи панславизма пришли в столкновение с австро-славянскими тенденциями, проявившимися среди части славянских народов под воздействием обострения русско-польских отношений и поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг., когда против России совместно за господство на Ближнем Востоке выступали Турция. Англия. Франция. Сардинское государство (с 1855 года).
С начала 80-х годов панславизм столкнулся с шовинистской доктриной пангерманизма, обосновывавшего необходимость присоединения к Германии австрийских областей и теорию превосходства арийской расы (впоследствии развитой в концепции гитлеровского национал-социализма). В начале первой мировой войны правящие круги России пытались использовать в своих интересах идеи славянской взаимности, возродить панславизм, прикрыть свои самодержавные амбиции в войне призывами к защите братьев славян. Во время войны панславизм, по сути дела, стал официальной идеологией русской либерально-демократической интеллигенции, образовавшей партию конституционных демократов. И в современных условиях, в частности в бывшем Советском Союзе, а затем в Российской Федерации некоторые панславянские идеи время от времени проскальзывают в печатных и электронных СМИ, в массовой литературе, в высказываниях представителей науки и творческой интеллигенции славянских государств, в частности у А.И. Солженицына («Как нам обустроить Россию» и др.). Привлекают внимание исследователей-политологов панславизма и регулярно проводимые в Москве и других городах России славянские конгрессы с участием представителей политической науки панславянских государств.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013