ПАНСЛАВИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПАНСЛАВИЗМ
греч. рап — все и slavus — славянин) — идейное и политическое движение, возникшее в XIX в. и направленное на культурное и политическое объединение славянских народов. В научный оборот термин введен в начале 40-х годов XIX в.

Источник: Новейший политологический словарь

Панславизм
(от греч. «pan» – все + «slavus» – славянин) – национально-политическая идеология и соответствующее ей течение в российской общественной мысли второй половины XIX века, ставящее себе целью культурное и политическое объединение всех славянских народов.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

ПАНСЛАВИЗМ
течение обществ политической мысли в славянских странах, в котором проявлялось стремление объединить славянские народы на этнической основе для решения социально-политических про возникающих или в одном из славянских государств, или в их группе. П. на рубеже XVIII-XIX вв. первой четвертью в Чехии, Хорватии, Сербии Черногории. В России П. появился конце 30-х гг. XIX в. В рамках получившей распространение в царствование Николая I теории официальной народности был выдвинут тезис о превосходстве славян над другими народами и миссии России быть гегемоном славянского мира. В дальнейшем идеи П. получили развитие в славянофильстве.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПАНСЛАВИЗМ
от греч. pan — приставка в значении «все»), общественно-политическое движение, основанное на идеях родства славянских народов и необходимости их государственного единства с Россией. Возник в конце XVIII в. в среде южных и западных славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией. В России П. сформировался в 30-х гг. XIX в. в рамках получившей в то время теории официальной народности и служил оправданием завоевательных стремлений Русского государства. Идеи П. никогда не находили активной поддержки ни в правящих кругах, ни в широких массах населения России, однако заметно оживлялись во время 1-й и 2-й мировых войн, в период других вооруженных конфликтов.

Источник: Геокультурная энциклопедия

ПАНСЛАВИЗМ
1) общественно-политическое движение в славянских странах, базирующееся на стремлении к объединению славянских народов на этнической общности для решения политических и социально-экономических задач; 2) национально-политическая идеология, включающая идеи культурной общности, консолидации на основе создания федерации или конфедерации славянских народов. Идейно-политическое движение обосновывало славянское единство в международных делах. Русская идея панславизма была изложена в труде Н.Я. Данилевского «Россия и Запад». Оппоненты предостерегали от создания всеславянского государства во главе с Россией, включающей и восточные народы. Славянское единение могло привести к расколу Российской империи. В становлении данного мировоззрения велика была роль Восточного вопроса, включая планы «броска на Юг» (захвата Константинополя) и освобождения храма Святой Софии от «неверных».

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Панславизм
1) термин, введенный в 1840-х гг. австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов;
2) течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к «Западу»). Идеи панславизма развивали Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, А.И. Кошелев. Как политическое течение панславизм захватывал часть бюрократической и военной верхушки (граф Н.П. Игнатьев, кн. В.А. Черкасский, генералы М.Г. Черняев, М.Д. Скобелев, Р.А. Фадеев). В кон. 19 в. идеология панславизма переживала кризис и упадок, некоторое оживление - накануне 1-й мировой войны как реакция на усиление германской экспансии.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Панславизм
(не путать с панисламизмом) - течение общественно-политической мысли в славянских странах, в том числе и в России, в котором неоднократно проявлялось стремление объединить славянские народы на политической и нравственно-этической основе для решения острых социально-политических проблем, возникающих или в одном из славянских государств, или в группе их. или во всем комплексе славянских стран. В разные исторические периоды панславизм имел различную политическую окраску и неодинаковую социальную направленность, находился в сложных взаимоотношениях с официальными и демократическими кругами, был непоследовательным, нестабильным, противоречивым явлением в общественно-политической жизни славянских государств. То затухая, то вновь усиливаясь, панславизм просуществовал до наших дней, временами достигая в отдельных странах значительной силы, охватывая не только националистически настроенную интеллигенцию, но и широкие народные массы. Панславизм возник в конце XVIII - начале XIX вв. первоначально в Чехии. Хорватии, Сербии и Черногории. Идеи славянской взаимности были выдвинуты деятелями чешского национального движения И.Добровекнм, Н. Шафариком, хорватским политическим деятелем Л.Гаем и связанным с ним движением иллиризма. (Иллиризм - общественно-политическое и культурное движение в 30-40-х гг. в Хорватии и Словении, отчасти в других югославянских землях. Основная идея иллиризма — создание «Великой Иллирии», охватывающей все южнославянские и часть неславянских областей, население которых рассматривалось как один народ, происшедший от коренных жителей Древней Иллирии - иллирийцев). У сербского просветителя В.Карадисича и черногорского просветителя П.Heroína эта идея видоизменилась и приобрела ярко выраженный русофильский характер. В условиях чужеземного ига эти объединительные идеи выражали стремление южных и западных славян к обретению политической независимости и отражали две тенденции борьбы: с опорой на объединенные силы угнетенных славянских народов или путем обращения за поддержкой к единственной независимой славянской державе - великой России. Панславизм в этот период имел прогрессивный, демократический характер, что нашло, в частности, проявление в тесных связях представителей южных и западных славян с декабристами и непосредственно в деятельности общества соединенных славян и Кирилло-Мефодиевского общества.
В самой России панславизм появился в конце 30-х гг. XIX века. В рамках получивший распространение в царствование Николая Первого официальной теории народности был выдвинут тезис о превосходстве славян над другими народами и о предназначении России быть гегемоном славянского мира. В дальнейшем идеи панславизма получили развитие в общественно-политических воззрениях славянофилов. Следует, однако, отметить, что славянофильство было более широким направлением русской общественно-политической мысли, в котором панславизм занимал далеко не главное место, будучи скорее проявлением личных симпатий представителей националистически настроенной русской интеллигенции в борьбе южных и западных славян за политическую и национальную независимость, чем самостоятельной, законченной идеей.
Вопреки названию, славянофилы по свои убеждениям и философски-социальным и политическим воззрениям были преимущественно русофилами. ставя в центр своих теоретических изысканий не славянский мир как таковой, а почти исключительно Россию, видя в ней воплощение особого, восточного, славянского духа, противопоставляемого ими рационализму Запада и кардинально расходясь в этом вопросе с западниками - Александром Ивановичем Герценом (1812-1870). Виссарионом Григорьевичем Белинским (1811-1848). Тимуром Николаевичем Грановским (1813-1855). В собственно славянском вопросе славянофилы выступали за объединение славянских народов под эгидой России к одних случаях: Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) на базе либерально-демократических преобразований, в других: Иван Сергеевич Аксаков (1823-18886) - с целью укрепления самодержавия. Правящие круги России относились к панславянским взглядам терпимо, но доктрина панславизма большей частью не укладывалась в сложные внешнеполитические задачи, решавшиеся царизмом в тот период.
В 50-е годы XIX века идеи панславизма пришли в столкновение с австро-славянскими тенденциями, проявившимися среди части славянских народов под воздействием обострения русско-польских отношений и поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг., когда против России совместно за господство на Ближнем Востоке выступали Турция. Англия. Франция. Сардинское государство (с 1855 года).
С начала 80-х годов панславизм столкнулся с шовинистской доктриной пангерманизма, обосновывавшего необходимость присоединения к Германии австрийских областей и теорию превосходства арийской расы (впоследствии развитой в концепции гитлеровского национал-социализма). В начале первой мировой войны правящие круги России пытались использовать в своих интересах идеи славянской взаимности, возродить панславизм, прикрыть свои самодержавные амбиции в войне призывами к защите братьев славян. Во время войны панславизм, по сути дела, стал официальной идеологией русской либерально-демократической интеллигенции, образовавшей партию конституционных демократов. И в современных условиях, в частности в бывшем Советском Союзе, а затем в Российской Федерации некоторые панславянские идеи время от времени проскальзывают в печатных и электронных СМИ, в массовой литературе, в высказываниях представителей науки и творческой интеллигенции славянских государств, в частности у А.И. Солженицына («Как нам обустроить Россию» и др.). Привлекают внимание исследователей-политологов панславизма и регулярно проводимые в Москве и других городах России славянские конгрессы с участием представителей политической науки панславянских государств.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

ПАНСЛАВИЗМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ УТОПИЯ ИЛИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ? РАЗМЫШЛЯЯ НАД КНИГ

Казаринова Дарья Борисовна
Статья представляет собой рецензию на монографию молодого, но уже широко известного исследователя русской политической мысли, доцента Московского университета Б.А.
Читать PDF

Панславизм и пантюркизм в свете евроинтеграции

Силантьева М. В.
Статья посвящена анализу современной геополитической ситуации евроазиатского региона сквозь призму культурной и образовательной политики двух ведущих акторов России и Турции.
Читать PDF

Панславизм как панмонголизм. Историософия национализма

Малинов Алексей Валерьевич
В статье рассматривается историософская публицистика В. С. Соловьева 1890-х годов. Доказывается, что обращение В. С.